Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-287/2022 ~ М-123/2022 от 26.01.2022

Дело № 2- 287/2022

УИД89RS0003-01-2022-000187-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

21 апреля 2022 года <адрес>, ЯНАО

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Антоновой В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Кавтасьевой Д.Л. с участием представителя ответчиков ОМВД России по <адрес>, УМВД России по ЯНАО и МВД России Дёминой Л.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравчук С. В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим содержание в изоляторе временного содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Кравчук С.В. обратился в суд с иском к Изолятору временного содержания ОМВД России по <адрес> о компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей.

В связи с тем, что Изолятор временного содержания не является юридическим лицом, а является структурным подразделением ОМВД России по <адрес>, то в качестве ответчика в порядке ст.40 ГПК РФ судом были привлечены ОМВД России по <адрес>, УМВД России по ЯНАО, МВД России и Министерство финансов РФ.

В обосновании исковых требований Кравчук С.В. указал, что в период с июля 2017 года по май 2018 год он содержался в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) отдела МВД России по <адрес>, где были ненадлежащие условия содержания, что выразилось в отсутствии телевизоров и наличие сломанных динамиков радиоузлов, а свои телевизоры и радио не разрешали, окна в камерах были маленькими через которые не попадал уличный свет, личные вещи хранились в каптерке ИВС и к ним был ограничен доступ, а в камерах отсутствовали тумбочки для личных вещей, вентиляция не работала, отсутствовали баки для питьевой воды, а из крана бежала ржавая вода, в камере было три спальных места и содержалось три человека в нарушение санитарных норм, так как камера была менее 12 кв.метра, также указал, что содержался в ИВС более 10 суток в нарушении закона, не выдавали средства личной гигиены и чистящие средства для уборки камер в связи с чем в камерах был запах и часто страдал дифтерией, в камерах розетки были отключены в связи с чем не могли пользоваться кипятильником для заваривания чая и лапши, медицинская помощь по выходным не оказывалась, а в будни приходил фельдшер, но лекарства не выдавал, так как таблеток от головной боли, дифтерии, боли в желудке и других заболеваний у него не было. Также указал на отсутствие в камерах стульев и лавочек из за чего приходилось принимать пищу стоя, пища выдавалась холодная, не жирная в уменьшенных порциях и не витаминизированная, а хлеб давали черствый, посуда и столовые приборы также не выдавались, своей тоже часто не было и приходилось есть из чего придется. Кроме этого в камерах где он содержался отсутствовали кабинки в туалете, что мешало приватности, и когда справляли нужду запах был по всей камере.

Сослался на Правила порядка и условия содержания под стражей в ИВС и указал, что ненадлежащих условиях содержания причинили ему нравственные и моральные страдания которые он оценивает в 200000 рублей.

В судебное заседание истец не явился уведомлен надлежащим образом, о чем имеется расписка и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчиков МВД России, УМВД России по ЯНАО и ОМВД России по <адрес> Дёмина Л.Г. действующая по доверенностям, в судебном заседании иск не признала и поддержала предоставленные письменный возражения. Указав, что истцом не доказан факт ненадлежащего содержания его в ИВС ОМВД России по <адрес>. Все его доводы голословны. Камеры в которых он содержался *№ обезличен* и *№ обезличен* являются двух местными и норма 4 кв.метра соответствует нормам санитарной площади. В период содержания Кравчук С.В. обеспечивался горячим питанием на основании заключенных государственных контрактов. В камерах имеются санитарно –технические удобства, путем обустройства ограждений ширм, позволяющим задержанным чувствовать себя комфортно при отправлении им нужды. Истцом не предоставлены доказательства, что за время содержания в ИВС он обращался с жалобами на ненадлежащее содержание Считает, что санитарное состояние ИВС отвечает предъявленным требованиям. Также указала, что медицинская помощь оказывается надлежащим образом о чем имеются отметки в журнале медицинских осмотров. Лечебно—профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводиться в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Также в ИВС установлено материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от *дата* *№ обезличен*, проводятся ежедневные прогулки и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и задержанных. Нахождение в ИВС более 10 суток было связано с уважительными причинами. Кроме этого указала, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд с данным заявлением в связи с тем, что об условиях содержания он был осведомлен не позднее *дата*, а в суд обратился только в январе 2022 года. Считает, что истцом не доказан факт причинения ему нравственных и физических страданий.

Представитель ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по ЯНАО в судебное заседание не явился уведомлен надлежащим, направил возражения относительно иска и просил рассмотреть дело в его отсутствие указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что истец не доказал факт причинения ему морального вреда и доводы о ненадлежащим содержании ни чем не подтверждены.

Допрошенный в судебном заседании начальник ИВС ОМВД России по <адрес> Лунгрен Д.В. суду пояснил, что ИВС ОМВД России по <адрес> осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от *дата* № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых содержащихся в ИВС соответствует Федеральному закону от *дата* № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом пояснил, что Кравчук С.В. действительно содержался в ИВС в период с *дата* по *дата*. Согласно журналов он находился во второй и шестой камере, которые являются двухместными с площадью 12 кв.метра. В камерах действительно расположено по три кровати, ну это для того, чтобы могли разместить людей при перегрузки ИВС, ну такого не разу не было в связи с чем в двух местных камерах содержаться по два человека. Также указал, что в камерах имеются радиоточки которые работаю, окна действительно в камера не соответствуют правилам содержания, но это связано с тем, что здание ИВС было построено давно и после капитального ремонт данные нарушения будут устранены. При этом в каждой камере имеется искусственный свет. Личные вещи действительно храняться в каптерки и выдаются по требованию, ну в каждой камере имеются полки и вешалки для личных вещей, Вентиляции в камерах работаю, при этом в камерах действительно отсутствуют бачки с питьевой водой и он неоднократно обращался к руководству для закупки данных бачков, ну питьевую воду регулярно приносят в камеры согласно графика. Содержание Кравчука С.В. в ИВС более 10-х суток было допущено по уважительным причинам из за погодных условий для этапирования в СИЗО и по требованию суда. Средства гигиены при необходимости всегда выдавались по требованию задержанных. Кравчуку С.В. приносили передачи к которых имелись средства гигиены, также камеры всегда обрабатывались. Розетки в камерах имеется и находятся в исправном состоянии. Медицинская помощь оказывалась надлежащим образом и от Кравчук С.В. ни когда жалоб не поступало. При этом действительно в камерах где содержался Кравчук С.В. отсутствуют лавочки и стулья, ну кровати расположены так, что это не мешает на них сидеть и принимать пищу. При необходимости посуда всегда выдавалась, но задержанные особенно ранее судимые такую посуду не просят и пользуются своей в силу специфики. Туалет оборудован перегородкой, что не мешает приватности при отправлении нужды.

При данных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явки и заслушав представителя ответчиков Дёмину Л.Г., показания свидетеля начальника ИВС ОМВД России по <адрес> Лунгрен Д.В. и исследовав материалы дела приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод» достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из указанной нормы, а также из ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условием, порождающим обязательства по возмещению морального вреда, являются незаконность действий (бездействий), посягательство данными действиями на личные неимущественные права потерпевшего, наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда).

Согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу частей 1 и 4 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.

При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.

Порядок и условия содержания под стражей определены Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В силу ст. 4 данного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 17 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Статьи 23 и 24 указанного Федерального закона устанавливают, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Приказом Министерства внутренних дел России от 22.11.2005 года № 950 утверждены правила, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее – Правила).

Согласно Правилам:

- подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности (п.15);

- размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (п.21);

- подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п.42);

- подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС (п.43);

- для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры; издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС) (п.44);

- камеры ИВС оборудуются, в том числе, индивидуальными нарами или кроватями ;столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;краном с водопроводной водой;вешалкой для верхней одежды;полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного;урной для мусора;светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;приточной и/или вытяжной вентиляцией;детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды(п. 45);- не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47);

- при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п. 48);

- подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, а водворенные в карцер – один час. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов (п.п. 130, 132);

- подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое. Разрешение действительно только на одно свидание (п. 135).

-подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид (п. 152)

Согласно п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 года № 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Согласно п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП № 12-95, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

В соответствии с приказом УМВД России по ЯНАО от 14.12.2011 года №801 «Об утверждении штатных расписаний Отделов МВД РФ по муниципальным образованиям ЯНАО» Изолятор временного содержания расположенный по адресу <адрес> является структурным подразделением ОМВД России по <адрес>

Согласно книге учета лиц содержащихся в ИВС ОМВД России по Надымскому району №1 и №2 за 2017-2018 годы, Кравчук С.В. содержался в ИВС ОМВД России по <адрес> в период с *дата* по 06. 05.2018 года после чего был направлен в СИЗО-1 г.Тюмени в связи с осуждением по ст.158 ч.2 п. «в» ч.3 ст.162 и ч.1 ст.228 УК РФ в виде лишения свободы сроком 9 лет 6 месяцев с ограничением свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Согласно техническому паспорту, ИВС ОМВД России по Надымскому району расположен в здании 1995 года постройки и состоит из 12 камер с лимитом 37 мест в том числе камер с лимитом пятнадцать мест, трех следственных кабинетов, комнаты для свидания, карцера, девяти прогулочных дворов, общей площадью 151, 5 кв.метра, санпропускник с дезинфицирующей камерой, санузлов в камерах, комнаты для подогрева пищи, кладовой комнаты. комнаты для производства обыска и досмотров. а также трех помещений для личного состава и двух служебных помещений.

В соответствии со ст.23 ФЗ-103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.метра.

Согласно журнала№1 покамерного учета содержащихся в ИВС ОМВД России по Надымскому району, Кравчук С.В. содержался в ИВС в двух местной камере №2 размером 11,5 кв.мета и камере№6 -10.7 кв.метра, таким образом норма санитарной площади на одного человека составляет по 4 кв.метра, данный факт также был подтвержден в ходе проверки Надымской городской прокуратурой.

Доводы Кравчука С.В. о содержании в камере более двух человек в судебном заседании не нашло своего подтверждения, не смотря на то, что в камере расположено три спальных места.

Также не нашло своего подтверждение отсутствие в камерах радиоточки, а наличие телевизора в камерах п.45 Приказа Министерства внутренних дел России от *дата* *№ обезличен* не предусматривает.

При этом установлено, что в нарушении п.45 Приказа Министерства внутренних дел России от 22.11.2005 года № 950 камеры №2 и №6 не были оборудованы скамейками, а также бачком для питьевой воды, ну в камерах имеются полки для хранения личных вещей, что подтверждается фототаблицей предоставленной стороной ответчика и свидетелем.

Кроме этого судом установлено несоответствие размеров оконных проемов в камерах ИВС включая камеры, где содержался Кравчук С.В., так как в силу п.17.11 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России от 01.07.1995 года №СП 12-95 МВД России размер оконных проемов в ИВС и специальных приемниках должен составлять не менее 1, 2 метра по высоте и 0,9 метра по ширине, однако оконные проемы в ИВС ОМВД Росиии по Надымскому району в нарушении данных норм имеют размера 0,40 метра на 0,40 м.

Доводы истца о том что вентиляции в камерах не работала также не нашло своего подтверждения в судебном заседании и опровергается материалами дела и проведенной проверкой прокуратурой, а истцом достоверных и допустимых доказательств этому не предоставлено.

Камеры ИВС ОМВД России по Надымскому району оборудованы, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности и в судебном заседании достоверно было установлено и подтверждено фотоснимками, что камеры ИВС ОМВД России по Надымскому району оборудованы туалетными комнатами с отдельными кабинками с перегородкой и дверью, открываемой наружу, что соответствует требованиям п.17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ от 01.07.1995 года №СП 12-95 МВД России.

При этом в судебном заседании не нашло свое подтверждение, что в соответствии с п.44 Правил задержанному Кравчук С.В. выдавались средства личной гигиены, а также посуда для приема пищи и уборочный инвентарь для уборки камер.

Ответчиками в суд предоставлен только жернал*№ обезличен* дезинфекции одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере и сведения о том, что Кравчукук С.В. передавались передачи в которых били средства личной гигиены, не являются освобождение от предоставления Кравчук С.В. средств личной гигиены и посуды.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания на срок не более чем на десять суток в течение месяца (части первая, вторая статьи 9, статья 13 Федерального закона)

В силу статьи 77.1. УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №ЮЗ-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (часть 3).

Таким образом, если осужденный содержится в изоляторе временного содержания в качестве подозреваемого или обвиняемого, порядок его содержания будет определяться Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним Правилами.

В судебном заседании было достоверно установлено и стороной ответчика не оспаривалось. что Кравчук С.В. за время нахождения в ИВС за период с 12.07.2017 года по 06.05.2018 года находился в ИВС более 10 суток в период с 25.01.2018 год по 09.02.2018 год, с 28.02.2018 год по 05.03.2018 год и с 26.03.2018 год по 09.04.2018 год, что подтверждается ответом Впмо начальника ИВС Шацким А.В., путевым журналом и журналом №1 покамерного учета содержащихся под стражей в ИВС ОМВД России по Надымскому району.

Как пояснили свидетель в срок эпатирован Кравчук С.В.в СИЗО не был по причине погодных условий, а также по требованию суда

При этом в судебном заседании не нашло своего подтверждения, что Кравчуку С.В. предоставлялась плохое питание, так к в судебном заседании было достоверно установлено, что в период содержания Кравчук С.В. в ИВС ОМВД России по <адрес> он обеспечивался питанием в полном объеме в соответствии с требованиями ст.22 ФЗ-103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» в совершении преступлений» и постановления правительства РФ от 11.04.2005 года №205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" в связи с тем, что ОМВД России по Надымскому району ежегодно заключает контракт на оказание услуг по обеспечению арестованных лиц питанием, при этом помещение ВС имеет комнату для разогрева питания для арестованных, а обратного суду истцом не доказано.

В силу п. 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999г., в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.

При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.


В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) (п.10 Инструкции).

Факт оказания ненадлежащей медицинской помощи Кравчук С.В. во время содержания в ИВС ОМВД России по <адрес> также не нашло своего подтверждения, а согласно выписки из медицинского журнала Кравчуку С.В. по его требованию регулярно оказывалась медицинская помощи и предоставлялись медицинские препараты.

Кроме того, проверкой, проведенной по обращению истца Надымской городской прокуратурой, было установлено, что в ИВС ОМВД России по Надымскому району вентиляция работает, туалетные комнаты имеются, камеры соответствуют нормативам, ну отсутствуют лавочки в камерах, за исключением камер №1 и №7, а также размеры оконных проемов менее установленной нормы.

Таким образом, исходя из материалов дела, пояснений представителя ответчиков, показаний свидетеля, фотодокументов, суд приходит к выводу о том, что Кравчук С.В. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в изоляторе временного содержания ОМВД России по Надымскому району в условиях, не соответствующих требованиям закона и иных нормативных правовых актов, а именно ввиду несоблюдения вышеуказанных требований относительно надлежащего размера оконных рамм, отсутствием стульев и лавочек в камере, бачка для питьевой воды, содержание более 10 суток в ИВС, не выдачей средств личной гигиены и посуды для приема пищи.

Остальные требования Кравчук С.В. в том числе причинно-следственная связь ухудшения здоровья в связи с содержанием в ИВС, своего подтверждения в судебном заседании не нашли.

При этом, суд отмечает, что истцы по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконным действиями должностных лиц не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 года № 47-О-О, в котором указано, что установленный действующим законодательством механизм защиты личных неимущественных прав предоставляет гражданам возможность самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты, не освобождает их от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и обоснования размера денежной компенсации.

На основании ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Содержание истца в изоляторе временного содержания в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Поскольку в вышеуказанной части доводы иска нашли свое подтверждение суд, с учетом периодов содержания Кравчук С.В. в ИВС, требований разумности и справедливости, необходимости недопущения неосновательного обогащения истца и учитывая положения п.2 ст. 1011 ГК РФ, разъяснения Верховного Суда РФ, изложенные в п. 8 постановления Пленума Верховного суда РФ *№ обезличен* от *дата* «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», а также принимая во внимание, что из материалов дела не усматривается чрезмерность лишений, вытекающих из содержания под стражей истца в условиях, в которых не было лавочки, и отсутствовал бачок с питьевой водой, при этом вода регулярно доставлялась в камеру, а предметы личной гигиены Кравчуку С.В. передавались с передачей от родственников, в камере имелся искусственный свет и нахождении в ИВС более 10 суток не длительное время, что нашло свое подтверждение в судебном заседание, а также продолжительность нарушения прав истца, его возраст, отсутствие негативных необратимых последствий от нарушенных прав истца, обоснованность содержания в следственном изоляторе, степень вины причинителя вреда, суд приходит к выводу, что размер компенсации морального вреда подлежащий взысканию не может превышать 3000 рублей.

Также суд обращает внимание, на то обстоятельство, что соблюдение требований разумности и справедливости должно обеспечивать баланс частных и публичных интересов, поскольку казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются не только на возмещение вреда, причиненного государственными органами, но и на социально значимые программы, в том числе, для оказания социальной поддержки.

Доводы представителя ответчиков Деминой Л.Г. об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

При этом требования истца о компенсации морального вреда не связаны с обжалованием действий (бездействий) должностных лиц государственных органов, либо с оспариванием действий (бездействий) должностных лиц уголовно-исполнительной системы, поэтому применению в данном случае подлежат нормы ст. 208 ГК РФ.

С учетом положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обязанность по компенсации морального вреда должна быть возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кравчук Сергея Владимировича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Надымскому району и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим содержание в изоляторе временного содержания удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кравчук Сергея Владимировича компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи ) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий:подпись

Мотивированное решение изготолвено:26.04.2022 года

копия верна: судья:                            В.А.Антонова

Секретарь суда__________

Решение не вступило в законную силу: *дата* год. Подлинник решения хранится в деле*№ обезличен* в Надымском городском суде.

2-287/2022 ~ М-123/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кравчук Сергей Владимирович
Ответчики
ОМВД России по Надымскому району
ИВС ОМВД России по Надымскому району
Министерство финансов РФ
Другие
УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу
Суд
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
-Антонова Вера Алексеевна
Дело на сайте суда
nadymsky--ynao.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2022Предварительное судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
10.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее