31RS0017-01-2022-000449-82 Дело № 2- 281/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Прохоровка 26 мая 2022 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску Черкашиной С. Г. к Сердечной Г. В. о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на земельную долю,
У С Т А Н О В И Л:
18 марта 1993 года умерла Черкашина М. С.. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде земельной доли, расположенной в Призначенском сельском округе. Наследство после ее смерти фактически приняла дочь Черкашина А.А. к нотариусу в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства не обращалась. 28.05.2009 Черкашина А.А. умерла. Наследство после ее смерти фактически приняла Черкашина С.Г.
Истец просила признать за нею право общей долевой собственности в порядке наследования на земельную долю, в связи с тем, что Черкашина А.А. после смерти матери Черкашиной М.С. фактически приняла наследство, получала денежную выплату за аренду земельной доли, а после ее смерти она фактически вступила в наследство.
В судебное заседание истец, ее представитель и ответчик не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным истцом доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Согласно ч.4 ст.35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Архивной выпиской из постановления главы администрации Прохоровского района Белгородской области от 26.07.1996 №376 подтверждается факт принадлежности на праве собственности Черкашиной М.С. земельной доли в АО «Заря» размером 4,7 га, из них 4,2 га пашни, расположенной <адрес>
Согласно записи акта о смерти Черкашина М.С. умерла 18.03.1993, что свидетельствует об открытии наследства в силу ст.1113 ГК РФ.
В записи акта о смерти Черкашиной М.С. умершая значится как Черкашина М. С..
Согласно выписке из похозяйственной книги и информации администрации Призначенского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» умершая значилась как Черкашина М. С. (л.д.7).
Наследственное дело к имуществу Черкашиной М.С. не открывалось.
Черкашина А.А. являлась дочерью Черкашиной М.С., а, следовательно, наследником первой очереди по закону, что подтверждается записью акта о рождении.
28 мая 2009 года Черкашина А.А. умерла (л.д.6 оборот).
Из информации нотариуса Прохоровского нотариального округа Белгородской области следует, что никто из наследников заявления о принятии наследства после смерти Черкашиной А.А. не подавал. Наследственное дело к имуществу Черкашиной А.А. не открывалось. Свидетельства о праве на наследство не выдавались.
Истец является дочерью наследодателя Черкашиной А.А., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.6).
Согласно справке ИП Орехова Е.В. Черкашина А.А. после смерти Черкашиной М.С. действительно получала денежную выплату за аренду земельной доли, а с 2009 года арендную плату получает Черкашина С.Г. (л.д.13), что свидетельствует о фактическом вступлении в наследство.
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Черкашина А.А. в шестимесячный срок после смерти Черкашиной М.С., истец после смерти Черкашиной А.А. совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: вступили во владение наследственным имуществом, получали арендную плату за земельную долю.
Следовательно, Черкашина А.А. вступила во владение наследственным имуществом в течение срока, установленного для принятия наследства, что свидетельствуют о фактическом принятии ею наследства после смерти Черкашиной М.С. После смерти Черкашиной А.А. истец вступила во владение наследственным имуществом в течение срока, установленного для принятия наследства.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
После смерти наследодателя осталось наследственное имущество– земельная доля которая входит в состав наследственного имущества.
Ввиду того, что наследодатель завещания не оставил, то наступает наследование по закону.
Истец в соответствии со ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону.
В силу п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он фактически вступил во владение наследственным имуществом.
Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 ГК РФ).
Поскольку каких-либо оговорок о том, какое это должно быть имущество, вышеназванная норма закона не содержит, а поэтому к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Фактическое вступление во владение частью наследственного имущества рассматривается как принятие всего наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Следовательно, истец вступила во владение наследственным имуществом в течение срока, установленного для принятия наследства, что свидетельствуют о фактическом принятии ею наследства после смерти Черкашиной А.А.
Сведений о том, что истец в силу ст. 1117 ГК РФ является недостойным наследником суду не представлено.
Исходя из вышеприведенных норм права, фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности достаточными, подтверждающими обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Черкашиной С. Г. к Сердечной Г. В. о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на земельную долю удовлетворить.
Признать за Черкашиной С. Г. право общей долевой собственности в порядке наследования на земельную долю размером 4,7 га, в том числе 4,2 га пашни в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, общей площадью 8727928 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд.
Судья Т.В. Гнездилова