Уголовное дело №1-19/2024
УИД 04RS0016-01-2024-000029-65
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
31 января 2024 года с. Мухоршибирь
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Алексеевой И.Н. при секретаре Базаровой Д.Д., с участием:
государственного обвинителя – заместителя прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Будаева О.С.,
защитника – адвоката Томилина А.В., представившего удостоверение №877, ордер №1043637, действующего по соглашению,
подсудимого - гражданского ответчика Екимова С.И.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании, в особом порядке уголовное дело в отношении:
Екимова Сергея Ивановича, 27.10.1981 года рождения, уроженца <адрес> Республики Бурятия, <данные изъяты>, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ Екимов Сергей Иванович ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в муниципальное автономное учреждение «Мухоршибирский дорожно-эксплуатационный участок» (далее по тексту МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», Учреждение) на должность директора Учреждения. ДД.ММ.ГГГГ между Екимовым С.И. и муниципальным учреждением «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством муниципального образования «<адрес>» (далее МУ «Комитет по УИ и МХ»), в лице председателя комитета ФИО4, заключен трудовой договор (далее по тексту трудовой договор). Согласно пункту 1 трудового договора, данный трудовой договор регулирует отношения между МУ «Комитет по УИ и МХ» и назначенным на должность директора МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» Екимовым С.И., связанные с выполнением последним, обязанностей по должности директора Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 5 трудового договора, местом работы директора МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» Екимова С.И. является Учреждение. Согласно пункту 6 трудового договора, директор Учреждения является единоличным исполнительным органом МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Согласно пункту 7 трудового договора, директор Учреждения самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, нормативными правовыми актами муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту МО «<адрес>»), Уставом Учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, указанным трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц. Согласно пункту 8 трудового договора, директор МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» имеет право: на осуществление действий без доверенности от имени Учреждения; выдачу доверенности, совершение иных юридически значимых действий; открытие (закрытие) в установленном порядке счетов Учреждения; осуществление в установленном порядке приема на работу работников Учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними; распределение обязанностей между своими заместителями, а в случае необходимости – передачу им части своих полномочий в установленном порядке; утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания Учреждения, принятие локальных нормативных актов; поощрение работников Учреждения; привлечение работников Учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 9 трудового договора, директор Учреждения обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия, нормативных правовых актов МО «<адрес>», Устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; обеспечивать эффективную деятельность Учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Учреждения; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств Учреждения; создавать и соблюдать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями; обеспечивать разработку в установленном порядке правил внутреннего трудового распорядка; требовать соблюдения работниками Учреждения правил внутреннего трудового распорядка; обеспечивать выплату в полном размере заработной платы, пособий и иных выплат работникам Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами; обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации по гражданской обороне и мобилизационной подготовке; обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, в том числе по своевременной и в полном объеме уплате всех установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, а также представление отчетности в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации; представлять работодателю проекты планов деятельности Учреждения и отчеты об исполнении этих планов в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации; обеспечивать выполнение всех плановых показателей деятельности Учреждения; обеспечивать выполнение утвержденного в установленном порядке плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг Учреждением; выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения. Согласно пункту 23 трудового договора, директор Учреждения несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором. Согласно пунктам 2.1-2.10 должностной инструкции директора МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», утвержденной председателем МУ «Комитет по УИ и МХ» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, директор Учреждения выполняет следующие должностные обязанности: определяет приоритетные направления деятельности Учреждения; организует работу Учреждения; совершает в установленном порядке сделки от имени МАУ «Мухоршибирский ДЭУ»; распоряжается имуществом Учреждения в пределах, установленных договором о закреплении имущества; утверждает структуру Учреждения и штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, финансовую отчетность и регламентирующие деятельность внутренние документы; заключает договоры с физическими и юридическими лицами; издает и утверждает приказы, распоряжения по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения, обязательные для всех работников Учреждения; устанавливает размер оплаты труда работников Учреждения в соответствии с положением об оплате труда, в пределах выделенных средств и доходов, полученных в результате деятельности Учреждения; заключает с работниками трудовые договоры; утверждает правила внутреннего трудового распорядка. Согласно пунктам 3.1-3.5 должностной инструкции директора Учреждения, утвержденной председателем МУ «Комитет по УИ и МХ» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, директор МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» имеет право представлять интересы Учреждения во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; в пределах, установленных законодательством, определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты; требовать от учредителей МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав; открывать в банковских учреждениях расчетные и другие счета; принимать решения по представлениям: о привлечении работников, нарушивших трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба, к материальной и дисциплинарной ответственности, о материальном поощрении особо отличившихся работников. Согласно пункту 1.2 раздела 1 Устава Учреждения, утвержденного решением МУ «Комитет по УИ и МХ» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Устав МАУ «Мухоршибирский ДЭУ»), Учреждение является некоммерческой организацией и создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления МО «<адрес>» в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО «<адрес>», а также для организации пассажироперевозок по муниципальным маршрутам. Согласно пункту 1.3 раздела 1 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», учредителем и собственником имущества Учреждения, является МО «<адрес>». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени МО «<адрес>» осуществляется МУ «Комитет по УИ и МХ». Согласно пункту 1.4 раздела 1 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», юридический и фактический адрес Учреждения: 671340, Российская Федерация, <адрес>. Согласно пункту 3.1 раздела 3 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», органами Учреждения являются наблюдательный ФИО2 Учреждения, руководитель Учреждения, а также общее собрание работников Учреждения. Согласно пункту 7.1 раздела 7 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», Управление Учреждением осуществляется директором в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Уставом. По всем вопросам деятельности директор Учреждения подчиняется Учредителю. Согласно пункту 7.3 раздела 7 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», директор Учреждения: осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения; представляет Учреждение во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями и гражданами; без доверенности выступает в гражданском обороте от имени Учреждения как юридического лица, в том числе подписывает договоры, доверенности, платежные и иные документы; от имени Учреждения распоряжается бюджетными средствами в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств и бюджетными ассигнованиями; открывает лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства; от имени Учреждения подписывает исковые заявления, заявления, жалобы и иные обращения, направляемые в суды, в том числе к мировым судьям, арбитражные и третейские суды; в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Учреждения; решает в отношении назначаемых им работников Учреждения в соответствии с трудовым законодательством вопросы, связанные с работой в Учреждении, в том числе заключает и прекращает трудовые договоры с работниками Учреждения, утверждает должностные инструкции работников Учреждения, применяет поощрения за труд, применяет и снимает дисциплинарные взыскания в отношении работников Учреждения; утверждает штатное расписание Учреждения, положение о структурных подразделениях Учреждения; дает поручения и указания работникам Учреждения; подписывает служебные документы Учреждения, визирует служебные документы, поступившие в Учреждение; осуществляет контроль за исполнением работниками Учреждения их должностных обязанностей, а также собственных поручений и указаний; издает приказы и по вопросам организации деятельности Учреждения. Согласно пункту 5.4 раздела 7 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», директор Учреждения несёт персональную ответственность за неправомерность данных руководителем поручений и указаний. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» к компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения. Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения. Таким образом, Екимов С.И. в период с 10.06.2022 по настоящее время является должностным лицом, выполняющим на постоянной основе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, в том числе связанные с руководством трудовым коллективом муниципального учреждения, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий. В силу занимаемой должности директора МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» Екимову С.И. были достоверно известны нижеуказанные положения нормативно-правовых актов. Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-Ф3) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту Закон об особо охраняемых природных территориях) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных ст.28 указанного Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона об особо охраняемых природных территориях (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 321-ФЗ) посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Согласно пункту 2 статьи 5.1 Закона об особо охраняемых природных территориях, физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Закона об особо охраняемых природных территориях, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Согласно пунктам 2, 5 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях, задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения, определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Согласно пунктам 14 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Согласно пункту 2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.03.2016 № 63 «Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский» (далее по тексту Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский»), установлено, что государственный природный заказник федерального значения «Алтачейский» (далее по тексту Алтачейский заказник, государственный природный заказник федерального значения «Алтачейский», заказник) создан приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29.11.1984 г. № 443. Согласно пунктам 3 и 4 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», заказник имеет профиль биологического (зоологического) и образован без ограничения срока действия. Согласно пункту 6 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», управление заказником осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Байкальский государственный природный биосферный заповедник». Согласно пунктам 7 и 8 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», заказник расположен в Мухоршибирском районе Республики Бурятия. Границы заказника определены в системе координат МСК-0,3, 4 зона и представлены в приложении к указанному Положению. Согласно пункту 10 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», заказник образован для выполнения следующих задач: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира; сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение и развитие познавательного туризма. Согласно пункту 11 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», на территории заказника запрещаются: разведка и разработка полезных ископаемых; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных объектов, объектов, связанных с функционированием заказника и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов; движение и стоянка автомототранспортных средств вне автомобильных дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, определяемых заповедником (кроме случаев, связанных с функционированием заказника, случаев, связанных с использованием транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в его границах при обязательном наличии у пользователей при нахождении их на территории заказника документов (или их копий), подтверждающих право пользования земельными участками, случаев, связанных с заготовкой древесины, а также проведением мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в случаях, предусмотренных настоящим Положением и при обязательном наличии при себе у лесозаготовителей подтверждающих данное право документов). Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее по тексту Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных указанным Законом. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий. Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, согласно ст. 2.3 Закона РФ «О недрах», относятся к участкам недр местного значения. Согласно ст. 18 Закона Республики Бурятия от 29.11.2005 № 1346-III «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия», принятого Народным Хуралом Республики Бурятия 17.11.2005, документом, удостоверяющим право пользования участком недр, является лицензия на право пользования участком недр. В перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Бурятия, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Госгортехнадзора Российской Федерации и Администрации Президента Республики Бурятия от 24.02.2004 № 95-р/Р-2/147-р, входят магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности). Согласно п.п. 2 и 3 Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.10.2020 № 865, государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами. Сведения, содержащиеся в государственном реестре работ и государственном реестре участков недр, являются открытыми и общедоступными. Согласно пункту 1 решения МУ «Комитет по УИ и МХ» № 4 от 03.03.2022 «Об утверждении на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов муниципального задания МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» на выполнение работ на 2022 год на плановый период 2023 и 2024 годов», утверждено муниципальное задание на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» (далее по тексту муниципальное задание), приложение № 1 к настоящему решению, на выполнение следующих работ и услуг: организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; организация перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного и (или) междугородного и (или) межмуниципального пассажирского транспорта общего пользования. Часть 2 муниципального задания «Сведения о выполняемых работах» в разделе 1 наименование работ: «Организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе» предусматривает проведение МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» ремонтно-восстановительных работ по отсыпке дорог. В перечень дорог для проведения работ по их содержанию и ремонту МО «<адрес>», согласно муниципального задания входит автомобильная дорога выездная из у. Усть-Алташа МО СП «Подлопатинское» протяженностью 2,7 км. Не позднее ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель руководителя Администрации МО «<адрес>» ФИО5 по телефону дал устное указание директору МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» Екимову С.И. выполнить работы по отсыпке берега реки <адрес>-<адрес> Республики Бурятия без указания места добычи грунта, используемого для отсыпки. Екимов С.И., являясь должностным лицом, выполняющим на постоянной основе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был осведомлен о запрете добычи и разработки полезных ископаемых в границах Алтачейского заказника, а также о запрете на движение, стоянку автотранспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест в границах заказника. ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 08 час. 00 мин. до 09 час. 30 мин., Екимов С.И., являясь должностным лицом, выполняющим на постоянной основе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, находясь в здании, расположенном по адресу: <адрес>, действуя во исполнение вышеуказанного устного указания первого заместителя руководителя Администрации МО «<адрес>» ФИО5, а также вышеуказанного муниципального задания по содержанию и ремонту дорог для Учреждения, имея реальную возможность установить отсутствие у Учреждения лицензии на пользовании недрами в местности около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, а также имея возможность ознакомится с нормативными актами, которыми установлены границы Алтачейского заказника, проявляя преступную небрежность, то есть не предвидя наступления общественно-опасных последствий своих действий в виде ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении имущественного ущерба бюджетной системе Российской Федерации, в нарушении требований по рациональному использованию, охране недр, в нарушении требований по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущению самовольного пользования недрами, в нарушении режима особо охраняемых природных территорий; а также в виде существенного нарушения прав и законных интересов жителей Республики Бурятия, выразившееся в нарушении установленных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ принципов охраны окружающей среды и в нарушении права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного статьей 42 Конституции РФ, действуя в нарушение требований пункта 11 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», статьи 11 Закона РФ «О недрах», руководствуясь пунктом 7.3 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», лично не убедившись в том, что карьер на участке местности, расположенном около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, находится в границах Алтачейского заказника, хотя имел такую возможность, дал подчиненным ему работникам МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» машинисту-трактористу ФИО6, водителям ФИО7 и ФИО8, указание погрузить и перевести грунт, являющийся нерудным минеральным полезным ископаемым входящим в перечень общераспространенных полезных ископаемых по <адрес>, с участка местности расположенного около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, и использовать данный грунт для выполнения работ по отсыпке берега реки Хилок в у. Усть-<адрес> Республики Бурятия и для выполнения работ по отсыпке автомобильной дороги выездной из у. Усть-<адрес> Республики Бурятия до автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Бурятия «Улан-Удэ - Николаевский - Тарбагатай - Подлопатки - Окино-Ключи» (далее по тексту автомобильная дорога «Улан-Удэ - Окино-Ключи»). После чего, работники Учреждения ФИО6, ФИО7 и ФИО8, действуя во исполнение обязательного для них указания Екимова С.И., в период времени с 11 час. 00 мин. по 19 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, находясь на участке местности размером около 200х200 метров, расположенном в границах Алтачейского заказника, а именно расположенном на расстоянии около 500 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» и на расстоянии около 300 метров в северо-восточном направлении от километрового столба «129/47», прилегающим к обочине автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», незаконно с использованием транспортного средства марки КАМАЗ55111 государственный регистрационный номер <данные изъяты>, транспортного средства марки 6520 КМД-6520С-Е5 государственный регистрационный номер <данные изъяты>, погрузчика универсального марки Амкодор-332С4 государственный регистрационный знак <данные изъяты>, проложили несанкционированную подъездную дорогу длиною около 250 метров от обочины автомобильной дороги, расположенной на расстоянии около 500 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», к участку разработки и добычи нерудного минерального полезного ископаемого – карьеру, расположенному в границах Алтачейского заказника на участке местности размером около 20 х 20 метров, а именно на расстоянии около 650 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», и на расстоянии около 450 метров в северо-восточном направлении километрового столба «129/47» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», а также на расстоянии около 200 метров в восточном направлении от обочины автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи». Кроме того, работники МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» ФИО6, ФИО7 и ФИО8, действуя во исполнение обязательного для них указания Екимова С.И., в период времени с 11 час. 00 мин. по 19 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ находясь участке разработки и добычи нерудного минерального полезного ископаемого – карьере, расположенном в границах Алтачейского заказника, а именно на участке местности размером около 20 х 20 метров, расположенном на расстоянии около 650 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» и на расстоянии около 450 метров в северо-восточном направлении от километрового столба «129/47» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», а также на расстоянии около 200 метров в восточном направлении от обочины автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» незаконно, с использованием с использованием транспортного средства марки КАМАЗ55111 государственный регистрационный номер К649ВА03РУС, транспортного средства марки <данные изъяты> государственный регистрационный номер У201МТ03РУС, погрузчика универсального марки Амкодор-332С4 государственный регистрационный знак 2345 РС 03, разработали и добыли нерудное минеральное полезное ископаемое, являющееся общераспространенным полезным ископаемым по <адрес>, в объеме 46,59 кубических метров. После чего, ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 08 час. 00 мин. до 08 час. 30 мин., Екимов С.И., находясь в здании по адресу: <адрес>, являясь должностным лицом, выполняющим на постоянной основе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, имея реальную возможность установить отсутствие у Учреждения лицензии на пользовании недрами в местности около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, а также имея возможность ознакомиться с нормативными актами, которыми установлены границы Алтачейского заказника, проявляя преступную небрежность, то есть, не предвидя наступления общественно-опасных последствий своих действий в виде ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении имущественного ущерба бюджетной системе Российской Федерации, в нарушении требований по рациональному использованию, охране недр, в нарушении требований по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущению самовольного пользования недрами, в нарушении режима особо охраняемых природных территорий; а также в виде существенного нарушения прав и законных интересов жителей Республики Бурятия, выразившееся в нарушении установленных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ принципов охраны окружающей среды и в нарушении права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного статьей 42 Конституции РФ, действуя в нарушение требований пункта 11 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Алтачейский», статьи 11 Закона РФ «О недрах», руководствуясь пунктом 7.3 Устава МАУ «Мухоршибирский ДЭУ», лично не убедившись в том, что карьер на участке местности, расположенном около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, находится в границах Алтачейского заказника, хотя имел такую возможность, дал подчиненным ему работникам Учреждения ФИО6, ФИО7 и ФИО8 указание продолжить работы по погрузке и перевозке грунта, являющегося нерудным минеральным полезным ископаемым, входящим в перечень общераспространенных полезных ископаемых по <адрес>, с участка местности расположенного около у. Усть-<адрес> Республики Бурятия, и использовать данный грунт для выполнения работ по отсыпке берега реки Хилок в у. Усть-<адрес> Республики Бурятия и для выполнения работ по отсыпке автомобильной дороги выездной из у. Усть-<адрес> Республики Бурятия до автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи». После чего, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, действуя во исполнение обязательного для них указания Екимова С.И., в период времени с 11 час. 00 мин. до 11 час. 57 мин. ДД.ММ.ГГГГ находясь на участке местности размером около 200х200 метров, расположенном в границах Алтачейского заказника, а именно расположенном на расстоянии около 500 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» и на расстоянии около 300 метров в северо-восточном направлении от километрового столба «129/47», прилегающим к обочине автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», незаконно с использованием транспортного средства марки КАМАЗ55111 государственный регистрационный номер <данные изъяты>, транспортного средства марки 6520 КМД-<данные изъяты> государственный регистрационный номер У201МТ03РУС, погрузчика универсального марки Амкодор-332С4 государственный регистрационный знак 2345 РС 03, вновь проехали по ранее проложенной ими несанкционированной подъездной дороге длиною около 250 метров от обочины автомобильной дороги, расположенной на расстоянии около 500 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», к участку разработки и добычи нерудного минерального полезного ископаемого – карьеру, расположенному на участке местности размером около 20 х 20 метров в границах Алтачейского заказника, а именно на расстоянии около 650 метров в юго-восточном направлении от километрового столба «128/48» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» и на расстоянии около 450 метров в северо-восточном направлении от километрового столба «129/47» автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи», а также на расстоянии около 200 метров в восточном направлении от обочины автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи». После чего, не позднее 11 час. 57 мин. ДД.ММ.ГГГГ неправомерные действия ФИО6, ФИО7 и ФИО8, действовавших во исполнение обязательного для них указания Екимова С.И., были пресечены сотрудниками федерального государственного бюджетного учреждения «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» ФИО9, ФИО10, ФИО11 В результате проезда указанных транспортных средств и специальной техники под управлением работников МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в период с 28 по ДД.ММ.ГГГГ, действовавших по указанию Екимова С.И. в границах Алтачейского заказника была проложена несанкционированная подъездная дорога длиною около 250 метров от обочины автомобильной дороги «Улан-Удэ - Окино-Ключи» к участку разработки и добычи нерудного минерального полезного ископаемого – карьеру, тем самым произошла порча почвы путем ее частичного снятия и перемещения на смежные участки колесной техникой площадью 774,99 квадратных метра. Ненадлежащее исполнение Екимовым С.И. возложенных на него обязанностей повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившиеся в причинении крупного имущественного ущерба бюджетной системе Российской Федерации в виде причинения вреда почве и почвенной биоте в результате порчи почвы при снятии и перемещении ее плодородного слоя в общем размере 2 357 179 руб., в нарушении требований по рациональному использованию и охране недр, по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; нарушении режима особо охраняемых природных территорий, а также существенное нарушение прав и законных интересов жителей Республики Бурятия, выразившееся в нарушении установленных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; а также в нарушении права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Подсудимый Екимов С.И. с предъявленным обвинением полностью согласен, заявленное ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке и постановлении приговора без проведения судебного разбирательства поддержал. В суде показал, что указанное ходатайство заявил добровольно и после консультации с адвокатами, последствия постановления приговора без судебного разбирательства он осознает.
Защитник - адвокат Томилин А.В. с рассмотрением дела в особом порядке согласен.
Государственный обвинитель Будаев О.С. считает, что с учетом ходатайств подсудимого, категории совершенного преступления, возможно рассмотрение дела в порядке особого судопроизводства.
Судом установлено, что преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, относится к категории небольшой тяжести. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что условия постановления приговора в особом порядке соблюдены.
Обвинение, с которым согласился подсудимый, суд считает обоснованным и подтвержденным собранными по делу доказательствами
В соответствии с примечанием к ст. 293 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн. руб., в связи с чем, квалифицирующий признак «в крупном размере» обоснованно вменен и нашел свое подтверждение.
На основании изложенного, действия подсудимого суд квалифицирует по ч.1 ст.293 УК РФ – как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе и обязанности по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
Судом исследованы следующие характеризующие подсудимого материалы: <данные изъяты>
По ходатайству стороны защиты судом исследовано соглашение о проведении работ по рекультивации от <данные изъяты>
Оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности или от наказания, в том числе в соответствии со ст.ст.75-78 УК РФ судом не установлено.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 61 УК РФ обстоятельствами, смягчающими наказание, подсудимому суд учитывает: полное признание вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики по месту жительства и работы, привлечение к уголовной ответственности впервые, активное способствование расследованию преступления, наличие на иждивении: детей (несовершеннолетнего и малолетнего), дочери ФИО15, внучки ФИО16, состояние здоровья самого подсудимого (наличие заболевания), принятие мер к возмещению причиненного вреда.
Обстоятельств, отягчающих наказание в соответствии ст. 63 УК РФ, суд не усматривает.
При назначении наказания подсудимому суд руководствуется правилами статей 6, 60 УК РФ об общих началах назначения наказания, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им деяния, обстоятельства смягчающие и отсутствие обстоятельств отягчающих наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление виновных и на условия жизни его семьи, предупреждение совершения им новых преступлений.
Оснований для применения ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется, поскольку преступление, предусмотренное ч.1 ст.293 УК РФ относится к категории небольшой тяжести.
Также суд не находит основания для применения ст.64 УК РФ, поскольку считает, что ни отдельные обстоятельства, ни их совокупность не уменьшили существенно степень общественной опасности совершенного ФИО19 преступления.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания, из предусмотренных ч.1 ст.293 УК РФ, суд принимает во внимание установленные обстоятельства совершения преступления, тяжесть, общественную опасность, требования закона об индивидуальном подходе к назначению наказания, социальное и материальное положение подсудимого, имеющего постоянное место жительства, социальную привязанность (наличие семьи, детей, внучки), официально трудоустроен, характеризующегося по месту жительства и работы положительно, имеющего постоянный источник дохода, уровень дохода, в связи с чем, считает необходимым назначить наказание в виде штрафа, как вид наказания, который может обеспечить достижение его целей – исправления и перевоспитания. Оснований для назначения иных видов наказаний, предусмотренных санкцией ч.1 ст.293 УК РФ, суд не находит.
При определении размера штрафа суд принимает во внимание требования ч.2 ст.46 УК РФ, а также имущественное положение подсудимого, его трудоспособный возраст, возможность получения им заработной платы или иного дохода, а также возможности получения дохода вследствие временных заработков. В силу ч.3 ст. 46 УК РФ, с учетом тех же обстоятельств, а также уровня дохода, суд находит возможным, установить ФИО19 рассрочку выплаты штрафа равными частями на срок 12 месяцев.
Гражданский иск заместителя прокурора Республики Бурятия о взыскании с Екимова С.И. в пользу Российской Федерации вреда, причиненного преступлением, в размере 2 357 179 руб. суд оставляет без рассмотрения и признает право на обращение в порядке гражданского судопроизводства, учитывая, что по делу необходимо установить, имеются ли основания для уточнения суммы иска, привлечения иных лиц по делу, что потребует дополнительное время. Данное обстоятельство не влияет на решение суда о квалификации преступления, мере наказания и по другим вопросам, возникающим при постановлении приговора.
Решая судьбу вещественных доказательств, суд руководствуется ст.81 УПК РФ.
По смыслу п. 7 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, положения которой следует рассматривать в системном единстве с п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, а также с положениями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», суммы, израсходованные на производство судебных экспертиз в экспертных учреждениях, не относятся к процессуальном издержкам и не подлежат взысканию с осужденных в том случае, когда судебные экспертизы проводились в государственном экспертном учреждении при исполнении экспертом обязанностей в порядке служебного задания. Таким образом, оснований для взыскания с Екимова С.И. суммы, израсходованной на производство судебной экспертизы, не имеется.
В соответствии с требованиями ст.131 УПК РФ, процессуальными издержками по настоящему делу является сумма, выплаченная адвокату Колесову Н.В. за оказание ими юридической помощи по назначению в ходе предварительного следствия в размере 2.340 рублей (т.3 л.д.146). В соответствии с ч.10 ст.316 УПК РФ процессуальные издержки взысканию с Екимова С.И. не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.296-299,304,307-309,316 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Екимова Сергея Ивановича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, назначить наказание в виде штрафа в размере 90 000 (девяноста тысяч) рублей.
На основании ч.3 ст.46 УК РФ установить Екимову С.И. рассрочку выплаты назначенного штрафа на 12 месяцев, по 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей, ежемесячно.
Штраф подлежит уплате со дня вступления приговора в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Республике Бурятия (СУ СК России по Республике Бурятия л/с 04021А58850), ИНН/КПП 0326496000/032601001, БИК 018142016, наименование Банка: отделение-НБ Республика Бурятия Банка России, ЕКС 40102810545370000068, КС 03100643000000010200, код доходов бюджета: 41711603130010000140 (штрафы, установленные гл.30 за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), назначения платежа: штрафы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, ОКТМО 81701000, Идентификатор 41700000000009834219.
Сведения об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.
Меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней до вступления приговора в законную силу.
Гражданский иск заместителя прокурора Республики Бурятия о взыскании с Екимова С.И. в пользу Российской Федерации вреда, причиненного преступлением, в размере 2 357 179 руб. оставить без рассмотрения, признать право на обращение в порядке гражданского судопроизводства.
В целях обеспечения исполнения приговора в части уплаты штрафа, а также до разрешения исковых требований в порядке гражданского судопроизводства, сохранить обеспечительные меры, наложенные постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 01.03.2023 года, в виде ареста на принадлежащее Екимову С.И. имущество:
- автомобиль марки «Toyota Corsa», 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, стоимостью 150 000 руб.;
- автомобиль марки «Toyota Harrier», 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, стоимостью 720 000 руб.
Вещественные доказательства, по вступлении приговора в законную силу: диск, являющийся приложением к сопроводительному письму № от ДД.ММ.ГГГГ, образцы грунта, трудовой договор с руководителем муниципального автономного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ – на 4 л., приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу – на 1 л., должностная инструкция директора МАУ «Мухоршибирский дорожно-эксплуатационный участок», утвержденная председателем Комитета по УИ и МХ МО «<адрес>» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ – на 2 л.; приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с работником – на 1 л., решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность директора МАУ «Мухоршибирский ДЭУ» - на 1 л., договор № на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ на 2 л.; направление на обязательное психиатрическое освидетельствование от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л.; направление на обязательное психиатрическое освидетельствование от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л.; письмо от ДД.ММ.ГГГГ № л. на 1 л.; письмо от ДД.ММ.ГГГГ № л. на 1 л., справка, подтверждающая отсутствие введенных в отношение компании санкций от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л., путевой лист специального автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л. - хранить при уголовном деле.
Процессуальные издержки, предусмотренные ст.131 УПК РФ, в виде суммы, выплаченной адвокату Колесову Н.В. в сумме 2.340 руб. за оказание юридической помощи по назначению, возместить за счет средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в Верховный Суд Республики Бурятия через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в течение 15 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, при этом поручать осуществление своей защиты избранному защитнику либо ходатайствовать о назначении такового.
Судья подпись И.Н. Алексеева
Копия верна:
Судья И.Н. Алексеева