№2-1785/18-2023
46RS0030-01-2023-000822-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,
при секретаре Еременко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Шелеховой Лилии Михайловне о возложении обязанности произвести ремонтно-восстановительные работы гидротехнического сооружения, осуществить расчет размера вероятного вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Шелеховой Л.М., в котором указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды на гидротехническом сооружении с кадастровым номером №, образующем пруд на <адрес> в д.<адрес>, принадлежащем ответчику, обнаружено ненадлежащее техническое состояние сооружение. При этом собственником в нарушение положений ч.1 ст.42 Водного кодекса РФ расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, производился только в 2011 г. без индексации с учетом уровня инфляции. Поскольку дальнейшая эксплуатация гидротехнического сооружения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, истец просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-восстановительные работы гидротехнического сооружения с кадастровым номером № образующего пруд на <адрес> в д.<адрес>, а именно: капитальный ремонт паводкового водосброса, включающий в себя ремонт винтовых подъемников, ремонт стен и днища быстротока, восстановление шашечных гасителей быстротока, восстановление береговых устоев и расчистку отводящего канала от древесно-кустарниковой растительности; ремонтные работы по восстановлению до проектных параметров откосов плотины; ремонт пазовой конструкции шахты управления донного водоспуска, и в тот же срок осуществить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В судебном заседании помощник прокурора Курского района Курской области Логутенко Р.Н. уточненные требования поддержал и просил удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика по доверенности Смирнов И.К. и Урда О.Б. не возражали относительно удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Донского БВУ по доверенности Абрамова Л.И. с заявленными требованиями согласилась, не возражала относительно их удовлетворения.
Ответчик Шелехова Л.М., третье лицо Королев В.Н., представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Курской области, надлежаще извещенные, не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Федеральный закон от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На основании статьи 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в частности:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом установлено, что Шелехова Л.М. является собственником гидротехнического сооружения с кадастровым номером № образующего пруд на <адрес> в д.<адрес>, и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования - для эксплуатации гидротехнического сооружения, что подтверждается выписками из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ данные объекты переданы во временное пользование Королеву В.Н.
В ходе рассмотрения дела установлено, что гидротехническое сооружение с кадастровым номером №, образующее пруд на <адрес> в д.<адрес>, принадлежащее Шелеховой Л.М., находится в ненадлежащем техническом состоянии.
Так, согласно акту обследования гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ на входном оголовке паводкового водосброса неисправны винтовые подъемники, необходимые для подъема плоских щитов, винтовые подъемники заржавели, подъем щитов с помощью винтовых подъемников не осуществляется. В боковых стенах быстротока, в основании стен, разрушен бетон, что привело к образованию дыр в стенах. В железобетонном днище быстротока на отдельных участках имеются сколы и разрушения бетона, разрушены шашечные гасители энергии потока, отводящий канал зарос деревьями. В основании плит береговых устоев быстротока имеются очаги разрушения бетона, разрушены стыки между железобетонными плитами береговых устоев, что привело к образованию пустот между плитами. В основании правой стены быстротока свалены древесные остатки, автомобильная шина, другой хлам.
При обследовании бетонной шахты управления донного водоспуска выявлено, что в левой боковой стене шахты, в верхней части, металлическая пазовая конструкция, в которую вставляются шандоры, погнута и отошла от бетонной стены шахты, требуется выполнение работ по ее ремонту.
Данные обстоятельства подтверждены допрошенным в суде свидетелем Новожиловой Л.И., непосредственно осуществлявшей осмотр гидротехнического сооружения, и не отрицались стороной ответчика.
Шелеховой Л.М. в нарушение положений ч.1 ст.42 Водного кодекса РФ расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, производился только в 2011 г. без индексации с учетом уровня инфляции.
В связи с бездействием ответчика, выражающемся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, обязав Шелехову Л.М. произвести ремонтно-восстановительные работы гидротехнического сооружения с кадастровым номером №, образующего пруд на <адрес> в д.<адрес>, а именно:
- капитальный ремонт паводкового водосброса, включающий в себя ремонт винтовых подъемников, ремонт стен и днища быстротока, восстановление шашечных гасителей быстротока, восстановление береговых устоев и расчистку отводящего канала от древесно-кустарниковой растительности;
- ремонтные работы по восстановлению до проектных параметров откосов плотины;
- ремонт пазовой конструкции шахты управления донного водоспуска,
а также осуществить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии указанного гидротехнического сооружения.
Учитывая трудоемкость и затратность указанных работ, суд определяет 10-месячный срок для их выполнения.
В силу ст.103 ГПК РФ с Шелеховой Л.М. в бюджет муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Курского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Шелехову Лилию Михайловну в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-восстановительные работы гидротехнического сооружения с кадастровым номером №, образующего пруд на <адрес> в д.<адрес>, а именно:
- капитальный ремонт паводкового водосброса, включающий в себя ремонт винтовых подъемников, ремонт стен и днища быстротока, восстановление шашечных гасителей быстротока, восстановление береговых устоев и расчистку отводящего канала от древесно-кустарниковой растительности;
- ремонтные работы по восстановлению до проектных параметров откосов плотины;
- ремонт пазовой конструкции шахты управления донного водоспуска.
Обязать Шелехову Лилию Михайловну в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения с кадастровым номером №, образующего пруд на <адрес> в д.<адрес>.
Взыскать с Шелеховой Лилии Михайловны в бюджет муниципального образования «Город Курск» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: