Дело №
УИД 59 RS 0№-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 июля 2024 года
Карагайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Политова А.В.,
при секретаре Расторгуевой Н.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Носова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагайского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности осуществить снос расселенного аварийного дома,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Карагайского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности осуществить снос расселенного аварийного <адрес> в <адрес> края в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере расселения аварийного жилищного фонда, градостроительного законодательства. Проверкой установлено, что постановлением администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> края признан аварийным и подлежащим сносу, с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом является расселенным. Муниципальное образование Карагайский муниципальный округ <адрес> принимает участие в реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> из целей программы является проживания граждан, создание безопасных и благоприятных условий ликвидация аварийного жилищного фонда. В рамках реализации Региональной программы выше указанный многоквартирный дом расселен, однако, до настоящего времени не снесен. Аварийные дома ухудшают внешний облик населенного пункта, сдерживают развитие инфраструктуры. Наличие свободного доступа в не снесенный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в помещениях дома, в том числе поджога, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и необходимости совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, в том числе по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей, в том числе в здание несовершеннолетних, эксплуатация которого прекращена. Признание дома аварийным предполагает наличие факторов, свидетельствующих об исчерпании несущей способности строительных конструкций (конструкции) дома и опасности его обрушения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере расселения и ликвидации аварийного жилищного фонда, градостроительного законодательства в отношении расселенного аварийного многоквартирного <адрес>. По результатам визуального обследования установлено, что многоквартирный дом расселен, находится в полуразрушенном состоянии, имеет признаки произошедшего в нем пожара, допустимые условия для проживания в нем отсутствуют; дом представляет опасность и создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Возможность свободного проникновения в дом создает условия для совершения противоправных действий, в том числе в отношении несовершеннолетних, делает их опасными и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае их разрушений или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к пожарам, актам терроризма и иным чрезвычайным ситуациям. Вышеуказанный дом может служить местом пребывания в нем несовершеннолетних, в том числе использоваться ими для проведения своего свободного времени, что делает указанный объект наиболее опасным и уязвимыми, поскольку пребывание в нем несовершеннолетних является неконтролируемым как со стороны собственника дома, так и со стороны законных представителей, что является недопустимым, обуславливает возможность прокурора в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требованиях настоял, просил обязать администрацию Карагайского муниципального округа <адрес> осуществить снос расселенного аварийного <адрес> в <адрес> муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик администрация Карагайского муниципального округа <адрес> в судебное заседание представителя не направили, представили отзыв в котором просили рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, так как в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указан планируемый срок сноса многоквартирного аварийного <адрес> до конца 2024 года, в апреле 2024 года МКУ «Центра обслуживания сельских территорий Карагайского муниципального округа» были проведены работы по устранению свободного доступа в указанный дом.
Третье лицо Управление земельных и имущественных отношений Карагайского муниципального округа <адрес> в судебное заседание представителя не направили, представили отзыв в котором просили рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, так как администрация Карагайского муниципального округа <адрес> не бездействует с момента расселения граждан и предпринимает все меры по расселению граждан и сносу вышеуказанного дома, мероприятия по сносу аварийного дома планируется реализовать до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.6,8,10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
В соответствии с п.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее – ЖК РФ) предусмотрено, что признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Исходя из ч.ч.1,7 ст.55.30 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления. В случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) в владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с ГрК РФ, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.
Согласно ч.1 ст.55.31 ГрК РФ, снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.55.31 ГрК РФ, в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Исходя из ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) при прекращении эксплуатации здания собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно решения о проведении проверки № и требования прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актов проверки соблюдения федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения законодательства в сфере расселения аварийного жилищного фонда, градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что многоквартирный <адрес> края расселен, находиться в полуразрушенном состоянии, имеет признаки недавно произошедшего в нем пожара, условия для проживания в нем отсутствуют; ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Карагайского муниципального округа прокурором направлено представление №/Прдп 39-24-20570015, исходя из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление, МКУ «Центра обслуживания сельских территорий Карагайского муниципального округа» были проведены работы по устранению свободного доступа в указанный дом(л.д.8-10,52-54,111-113).
В соответствии с постановлением администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-297-01-02-665 (в редакции постановления администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-297-01-02-413), справкой главы администрации Карагайского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ и представленными фоторграфиями, информациями главы администрации Карагайского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, реестра не снесённых расселенных аварийных домов Карагайского муниципального округа <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, технического отчета ООО «Центр – Проект» от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении и признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес>, Карагайский муниципальный округ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу(л.д.11-39,40-42,67-75).
Согласно заявке на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий из бюджета <адрес> на реализацию мероприятий по сносу расселенных жилых домов и не жилых зданий на 2024 год направленной главой администрации Карагайского муниципального округа министру территориального развития Усачевой С.В. ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа министра территориального развития <адрес> Усачевой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ №.02-25, утвержден перечень расселенных жилых домов и не жилых зданий, победивших в конкурсном отборе на предоставление субсидий из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования <адрес> на реализацию мероприятий по сносу расселенных жилых домов и не жилых зданий расположенных на территории муниципального образования <адрес>, в данный перечень включен в том числе и жилой <адрес>, Карагайский муниципальный округ, <адрес>(л.д.43-50,77-78,83-93).
В соответствии с локальным сметным расчетом и дефектной ведомостью выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Карагайский муниципальный округ, <адрес>-4 от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлено снести жилой дом признанным аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-297-01-02-665 с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 94,1 кв.м расположенный по адресу: <адрес>, Карагайский муниципальный округ, <адрес>-4; Управлению земельных и имущественных отношений Карагайского муниципального округа <адрес> обеспечить проведение мероприятий по сносу многоквартирного дома в срок до 30.12.2024(л.д.76,79-82).
Исходя из выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Карагайского муниципального округа <адрес> на 2024 год, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден объем субсидий из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования <адрес> на реализацию мероприятий по сносу расселенных жилых домов и не жилых зданий расположенных на территории муниципального образования <адрес>, в данный перечень включен в том числе и жилой <адрес>, Карагайский муниципальный округ, <адрес>(л.д.95-108).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере расселения аварийного жилищного фонда, градостроительного законодательства, в ходе, которой установлено, что постановлением администрации Карагайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> края признан аварийным и подлежащим сносу. Муниципальное образование Карагайский муниципальный округ <адрес> принимает участие в реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. С ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом является расселенным, но до настоящего времени не снесен. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Карагайского муниципального округа прокурором направлено представление №/Прдп 39-24-20570015, исходя из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление, МКУ «Центра обслуживания сельских территорий Карагайского муниципального округа» были проведены работы по устранению свободного доступа в указанный дом, но дом до настоящего времени не снесен. Наличие свободного доступа в не снесенный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в помещениях дома, в том числе поджога, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию Карагайского муниципального округа <адрес> осуществить снос расселенного аварийного <адрес> в <адрес> муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Карагайского муниципального округа <адрес> осуществить снос расселенного аварийного <адрес> в <адрес> муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Политов