Дело: №2-403/2023
УИД-61RS0046-01-2023-000541-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года ст. Обливская
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кулаковой Е.Н.,
при секретаре Шадриной Т.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Обливского района Суетина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Обливского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», Отделу образования Администрации Обливского района и Администрации Обливского района об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Обливский районный суд Ростовской области в защиту интересов несовершеннолетних с иском, который уточнил, ссылаясь на положения статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункты 11, 12, 21 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, пункты 17, 18,, 19, 20, 21 и 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Синькова С.М.» (далее – Обливская СОШ №1), Отделу образования Администрации Обливского района (далее – Отдел образования) и Администрации Обливского района (ответчики), в котором просит:
- обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М» произвести оснащение здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- обязать Администрацию Обливского района выделить из бюджета денежные средства в 2023 году на оснащение здания МБОУ «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- обязать Отдел образования Администрации Обливского района обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», на оснащение здания МБОУ «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Обливского района на основании поступившей информации отдела ведомственной охраны по Обливскому району – филиала ФКУ УВО ВНГ России по Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных учреждениях. В ходе проверки установлено, что Обливская СОШ №1 по адресу: <адрес> не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112». 14.08.2023 прокурором района в адрес Отдела образования по факту выявленных нарушений внесено представление, которое рассмотрено. При этом меры по фактическому устранению нарушений не приняты.
По мнению прокурора, выполнение определенных законодательством мер необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на объектах образования. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Суетин Р.В. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что нарушения действующего законодательства в образовательном учреждении до настоящего времени не устранены.
В судебное заседание представитель ответчика – Обливская СОШ №1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на признание иска и известность последствий признания иска, а именно: положений ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
В судебное заседание представитель ответчика – Отдела образования не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на признание иска и известность последствий признания иска, а именно: положений ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Представитель ответчика – Администрации Обливского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что бюджет Обливского района на текущий год сформирован с учетом ряда требований и ограничений, установленных соглашением между Администрацией Обливского района и Министерством финансов Ростовской области от 03.02.2023 №27д «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных вопросов Обливского района», в том числе: обеспечение в полном объеме первоочередных социально значимых расходов бюджета муниципального образования, обоснованного прогнозирования доходных источников, а также принятия мер, направленных на оптимизацию расходов. Составление бюджета Обливского района осуществляется на основании расчетов и материалов, предоставленных главными распорядителями бюджетных средств, необходимых на выполнение муниципальных заданий подведомственных бюджетных учреждений, а также иных расходов для осуществления их деятельности. В общем объеме расходов бюджета Обливского района в текущем году, расходы на образование составляют 45 процентов. Определение первоочередности расходных обязательств и распределение их между подведомственными учреждениями, а также оптимизация и перераспределение расходов является полномочием главного распорядителя бюджетных средств – отдела образования Администрации района.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся ответчиков по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав процессуального истца, изучив и оценив заявления представителей ответчиков о признании иска, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
При этом в ст. 38 Конституции Российской Федерации особо отмечено, что детство находится под защитой государства, что согласуется с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Общеобразовательные учреждения - школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. В этой связи отмеченная выше норма об обязательности установки систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, может быть применена в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года N 272 в рамках предоставленных ему п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
В соответствии с п. 22 Требований к антитеррористической защищенности в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
В соответствии с п. п. «а, б, в» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (далее - Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В силу п. п. «г» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, среди прочих, мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии. При этом п. п. «г» п. 12 Требований к объектам (территориям) четвертой категории опасности относит: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Обливская СОШ №1 осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В ходе проведенной прокуратурой Обливского района проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности установлено, что Обливская СОШ №1 в здании по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не оснащена.
Выявленные нарушения стали основанием для внесения 14.08.2023 года в адрес заведующей отделом образования администрации Обливского района Малаховой Н.А. представления об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности, требования которого не исполнены.
Согласно поступившей информации от 21.09.2023 №356 здание Обливской СОШ №1 по адресу: <адрес> системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» не оснащено, договоры на охрану объекта в 2023 году не заключались. Согласно утвержденного паспорта безопасности от 14.03.2020 объект относится к четвертой категории опасности.
Обливская СОШ №1 является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением, расположено по адресу: <адрес>, учредителем которого является администрация Обливского района, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
Согласно статье 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Выявленное прокуратурой нарушение противоречит основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Закона N 35-ФЗ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
Учитывая изложенное, поскольку в нарушение требований действующего законодательства и нормативных актов Обливской СОШ №1 мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, в соответствии с категорированием объекта в полном объеме не проведены, суд находит исковые требования прокурора об обязании Обливской СОШ №1 произвести оснащение образовательного учреждения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и об обязании отдела образования администрации Обливского района обеспечить финансирование Обливской СОШ №1 на указанное оснащение, подлежащими удовлетворению.
Исходя из того, что Обливская СОШ №1 является некоммерческим, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета и собственных денежных средств, достаточных для исполнения решения суда в настоящее время не имеет, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд считает необходимым обязать администрацию Обливского района обеспечить выделение из бюджета денежных средств для финансирования расходов Обливской СОШ №1 по выполнению мероприятий, направленных на оснащение образовательного учреждения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Поскольку иск удовлетворен, стороны освобождены от уплаты госпошлины в порядке ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд относит государственную пошлину на счет соответствующего бюджета по правилам ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Обливского района Ростовской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М» произвести оснащение здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Возложить на Администрацию Обливского района обязанность выделить из бюджета денежные средства в 2023 году на оснащение здания МБОУ «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Возложить на Отдел образования Администрации Обливского района обязанность обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», по выполнению работ по оборудованию МБОУ «Обливская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза Синькова С.М», расположенного по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий ______________
Решение в окончательной форме изготовлено: 15 ноября 2023 года.