по жалобе по делу об административном правонарушении
16 сентября 2013 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Григорьева Ю.В. на постановление начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарск № от 17 мая 2013 года, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 июля 2013 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении Григорьева Ю.В.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарск № от 17 мая 2013 года Григорьев Ю.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Григорьев Ю.В. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 июля 2013 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Григорьев Ю.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состава административного правонарушения, поскольку Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» вступило в силу с 01.04.2013, при этом порядок оснащения транспортных средств тахографами не утвержден. Тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», не производились. При таких обстоятельствах у органов Госавтоинспекции отсутствуют достаточные основания для привлечения к административной ответственности по статье 11.23 КоАП РФ, кроме того, применение статьи 11.23 КоАП РФ приостановлено указанием ГУ ОБДД МВД РФ от 22.05.2013 N 13/5-134 и письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 74/2-381-13 до утверждения порядка оснащения транспортных средств тахографами. Законопроектом № 276612-6 предусматривается приостановление действия статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 1 апреля 2014 года.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения и рассмотрения дела должностным лицом и жалобы судьей городского суда) управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой иминформации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» предусмотрено установление порядка оснащения транспортных средств тахографами.
Названное постановление вступило в силу с 1 апреля 2013 г.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.
Согласно Приложению 1 к Приказу № 36 Требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и отдыха водителей. Тахографы используются водителями - в целях регистрации и учета режима труда и отдыха.
Тахографами оснащаются следующие категории и виды ТС, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ (Приложение 2 к Приказу № 36):
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 23 июля 2013 года, статья 11.23 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которым положения указанной статьи до 1 апреля 2014 года применяются к отношениям в сфере осуществления международных автомобильных перевозок.
То есть до 1 апреля 2014 г. административная ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 11.23 КоАП РФ, применяется только к тем водителям, которые осуществляют деятельность в сфере международных автомобильных перевозок (ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 193-ФЗ).
Часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на автодороге <адрес>, Григорьев Ю.В., управлял транспортным средством – автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, принадлежащим ОАО <данные изъяты>, осуществляющим коммерческие перевозки грузов, без тахографа, в случае когда его установка на транспортное средство предусмотрена законодательством, чем нарушил п. 7.4 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и Приложение № 3 приказа № 36 Министерства транспорта от 13 февраля 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмена закона, установившего административную ответственность, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку Григорьев Ю.В. совершил указанное правонарушение до вступления в силу изменений в статью 11.23 КоАП РФ и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению статья 11.23 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 193-ФЗ.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарск № от 17 мая 2013 года, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 июля 2013 года о привлечении Григорьева Ю.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу Григорьева Ю.В. удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Новочебоксарск № от 17 мая 2013 года, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 июля 2013 года, вынесенные в отношении Григорьева Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова