Дело №)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 01 апреля 2024 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,
при секретаре Зылевой Е.А.
с участием представителя истца Кленовой Т.В.
представителя ответчика Ставицкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края по гражданскому делу по исковому заявлению Чупровой Л.Г. к Администрации Краснокамского городского округа, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, обязании предоставления во внеочередном порядке жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Чупрова Л.Г. (далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.39 ГПК РФ ( т.1 л.д.137-143) к Администрации Краснокамского городского округа, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу : <адрес>, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, обязании Администрацию Краснокамского городского округа предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на территории Краснокамского муниципального образования, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 33 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика» и ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения № по адресу : <адрес> В указанном жилом помещении были зарегистрированы также брат и сестра ФИО2 ФИО20 (добрачная фамилия ФИО19) Л.Г., выпустившись из детского дома в 1993 году приехала учиться в г.Краснокамск, однако ей и не было предоставлено отдельное жилье, которое ей предназначалось по закону. Для того, чтобы иметь возможность учиться, истец временно была зарегистрирована в квартире своей бабушки, а затем в комнате своего брата ФИО2, которому Администрация предоставила отдельную комнату после выпуска из детского дома, при этом реальной возможности проживать в указанном жилье она не могла и не проживала. Неоднократно обращаясь в Администрацию <адрес> с просьбой предоставить отдельное жилье. Чупрова Л.Г. получила отказ, ей объясняли, что жилья в городе нет, после чего братом Чупровой Л.Г. – ФИО2 был заключен договор социального найма на двухкомнатную квартиру, жилой площадью 36,2 кв.м. на 4 человек, где Чупрова Л.Г. была указана в качестве члена семьи, которым никогда не являлась, что нарушает законодательство и нормы предоставления жилья, регулируемые законодательством. С 1999 года ФИО20 (ФИО19) Л.Г. проживала в квартире своего мужа, поскольку проживать по <адрес> не было возможности, две комнаты занимали братья Чупровой Л.Г. со своими семьями, образовались многочисленные долги по оплате коммунальных платежей. После сноса вышеуказанной квартиры, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был заключен договор социального найма жилого помещения №. На основании п.1.3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи, где в качестве членов семьи указана Чупрова Л.Г. и ее сын ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> Чупровой Л.Г. и ее сына, в договор социального найма включены также ФИО5, общая площадь указанной квартиры не соответствует нормам предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. В указанный период времени, находясь в детский дом, ни руководством детского дома, а также органами опеки и попечительства никогда с истцом не проводилась разъяснительная работа относительно реализации своего права на жилье как ребенку -сироте, напротив внушалось, что жилья в фонде нет, никогда им его не получить, а потому фактически требовали подписать и заключать договоры социального найма на условиях, существенно ущемляющих права детей-сирот. О наличии таких оснований и своих правах на отдельное жилье истец узнала только при повторном обязании заключения с ней и ее братьями договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу : <адрес>. Ни Чупрова Л.Г., ни ее несовершеннолетний сын ФИО18 членами семьи ФИО2 не являются, свое право на предоставление отдельного жилого помещения, начиная с 1993 г. ( после выпуска из детского дома) не реализовала, в связи с чем, с Чупровой Л.Г. должен был быть заключен отдельный договор социального найма на определенную комнату, либо отдельную квартиру, в соответствии с нормами предоставления жилья, регулируемыми жилищным законодательством. Чупрова Л.Г. неоднократно обращалась в Администрацию Краснокамского городского округа с заявлением о предоставлении отдельного жилья, заключении с ней отдельного договора социального найма, в чем ей было отказано с разъяснением на право обращения в суд, при этом вся задолженность по коммунальным платежам в настоящее время списывается со счетов Чупровой Л.Г., поскольку ФИО2 и члены его семьи нигде не работают. У Чупровой Л.Г., как нуждающейся в жилом помещении после прекращения над ней попечительства, т.е. в 1993 году возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, и она как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения была поставлена в льготную очередь на получение жилья. Однако, в нарушение закона, жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено. В нарушением требований закона, ДД.ММ.ГГГГ, заключая с братом истца ФИО2 договор социального найма жилого помещения, общей площадью 57,6 кв.м., жилой площадью 36,2 кв.м., ответчик вселил в эту квартиру в качестве членов семьи нанимателя сестру (истца) Чупрову Л.Г., ФИО5 (брата истца), ФИО15 ( племянника истца), ФИО18 ( сына истца), при этом на каждого приходилось ( из числа детей-сирот) 19,2 кв.м общей площади, в то время как норма предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Истец Чупрова Л.Г. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и месте судебного заседания надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, с учетом уточнений, принятых судом. Дополнительно пояснила, что полагает ее право на предоставление жилья как ребенка-сироте нарушено, жилье до настоящего времени не предоставлено, регистрация по договорам социального найма, заключенным с ее братом являлась формальной, никогда в жилом помещении не проживала, членом семьи нанимателя ни она, ни ее сын никогда не являлись, одной семьей они никогда не были и не жили. Согласия на переселение она фактически также не давала, ее вынудили подписать, говоря о том, что к ней обратятся с иском о выселении, и она будет нести судебные расходы. У нее в собственности нет жилых помещений, у ребенка имеется комната. ( т.2 л.д.74)
Представитель истца ФИО17 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Краснокамского городского округа Ставицкая О.В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. ( т.1 л.д.44-46)
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором указали об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. ( т.1 л.д.236-238)
Представитель третьего лица Управления системы образования Администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания судом надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку нарушений прав истца не имеется.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого объекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом основания для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, установлены пунктом 4 той же статьи, и к их числу отнесено, в частности, то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020) при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 ( в ред. от 05.04.2022) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В случае отсутствия по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа жилых помещений с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, им предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края. Получение согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями не по месту жительства и согласование с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, осуществляются в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению; жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края», жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
Как установлено судом из материалов дела, Никитина Л.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ г.р. в г.Краснокамске Пермской области, матерью является Никитина Т.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец указан на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Краснокамского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,1946 г.р. лишена родительских прав в отношении сыновей Валерия, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочерей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Дети переданы органам опеки и попечительства Краснокамского горсовета народных депутатов. ФИО1 предупреждена, что в случае дальнейшего нарушения правил социалистического общежития она может быть выселена из занимаемой жилой площади в судебном порядке без предоставления другой жилплощади. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( т.1 л.д. 158-159,219,163, т.2 л.д.71-72)
Никитина Л.Г. в связи с заключением брака в дальнейшем изменила фамилию на ФИО20, что подтверждается актовой записью о заключении брака и его расторжении. ( т.1 л.д. 34)
ФИО18 родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью является Чупрова Л.Г., отцом ФИО11 ( т.1 л.д.34-37)
ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец указан на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( т.1 л.д.36)
Кроме того, у ФИО1 имеются дети : ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В материалы дела предоставлены и исследованы учетные дела в отношении воспитанников детского дома г.Лысьва Пермской области ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибыл ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ, Никитиной Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р.. прибыла ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 223-229, т.2 л.д.1-17)
Согласно письма директора Дома детства от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления образования г.Краснокамска, указано о том, что в Лысьвенском Доме детства воспитываются ФИО5, Никитина Л.Г. В личном деле ФИО5 отсутствует постановление главы администрации г.Краснокамска о направлении в Дом детства, у воспитанников нет постановления о закреплении жилья. Имеется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, которая проживала по адресу : <адрес>. Из решения Краснокамского городского суда Пермской области о лишении родительских прав ясно, что ФИО1 проживает по данному адресу и предупреждается судом, что будет выселена с занимаемой площади в судебном порядке. Поставлен вопрос, почему не закреплено жилье за детьми, просит выслать постановление и решить жилищный вопрос несовершеннолетних ФИО5 и ФИО3. ( т.1 л.д.216)
Из ответа Отдела Управления и развития системы образования Администрации г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ответ на указанное письмо, сообщают, что отделом образования г.Краснокамска решается вопрос о закреплении жилья за несовершеннолетними ФИО5 и ФИО6 с привлечением юриста. Как только вопрос будет решен, распоряжение главы администрации о закреплении жилья за несовершеннолетними ФИО19 немедленно будет выслано в адрес детского дома. ( т.1 л.д.215)
Из ответа Отдела Управления и развития системы образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Краснокамский отдел образования( орган опеки и попечительства) сообщает, что несовершеннолетний ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно будет устраиваться в автохозяйство на работу и прописывается по адресу : <адрес>. ( т.1 л.д.214)
В адрес инспектора по охране прав детей из детского дома направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ директором детского дома, в котором он указывает о необходимости направления решения исполкома о направлении детей ФИО5 и ФИО19 ФИО7 в детский дом, а также проверить, кто проживает по адресу : <адрес>, где ранее проживал ребенок с матерью ( т.1 л.д.224,225)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Краснокамского городского отдела народного образования направлено письмо воспитателем детского дома о наследовании имущества, об обеспечении жилой площадью по окончании срока пребывания в детском доме, о взыскании алиментов с ФИО1 и месте ее жительства. ( т.1 л.д.228)
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания профкома НГДУ «Краснокамскнефть» в п.3 указано о выделении 1 комнаты, жилой площадью 16,6 кв.м. <адрес> ФИО2, вернувшемуся из детского дома, ранее проживавшему по адресу : <адрес>, комната которая занята соседями по ст.46. Состав семьи 1 человек. Претендентов по ст.46 нет. Проживают 2 человек в 2-х комнатах. ( т.1 л.д.178, т.2 л.д. 27)
Из списков рабочих НГДУ «Краснокамскнефть» на предоставление жилой площади в г.Краснокамске, в п.3 значится ФИО2, АРЗ-слесарь, площадь 16,6 кв.м., <адрес>, ранее проживал : <адрес>. ( т.1 л.д.179, т.2 л.д.28)
Согласно контрольного талона к ордеру на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Краснокамска ФИО2 выдан ордер на жилое помещение по адресу : <адрес>, как вернувшемуся из детского дома. ( т.1 л.д.180-181,т.2 л.д.29-30)
Распоряжением администрации г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в связи с лишением родительских прав ФИО1 на основании решения Краснокамского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, отец несовершеннолетней ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заявления ФИО13, с учетом ее заявления и надлежащих условий проживания, назначена опекуном несовершеннолетней Никитиной Л.Г. – ФИО14 ( т.1 л.д.162,164-165,т.2 л.д.60)
Из п.7 протокола № заседания жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с целью расширения жилой площади воспитанникам детских домов ФИО19 выделить освободившуюся 2-х комнатную квартиру по <адрес> вместо занимаемой ими комнаты 16,6 кв.м. по <адрес> Городской комиссии оформить и выдать ордер старшему в семье брату ФИО2 на состав семьи 4 человека ( брат, 2 сестры) До детского дома имели 112,8 кв.м. недостающую площадь выделить по возможности. (т.1 л.д. 181-184, т.2 л.д. 31-33)
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Краснокамской администрации, с целью расширения жилой площади воспитанникам детских домов ФИО19 выделена освободившаяся двухкомнатная квартира по <адрес> вместо занимаемой ими комнаты, жилой площадью 16,6 кв.м по <адрес> ( т.1 л.д.23,48,82,105,124,187)
Согласно контрольного талона к ордеру на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Краснокамска ФИО2 выдан ордер на основании постановления гл.самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу : <адрес> число въезжающих 4, количество комнат – 2, жилая площадь – 36,2 кв.м., в составе семьи указаны : ФИО2- квартиросъемщик, Никитина Л.Г. – сестра, ФИО5 – брат, ФИО3 – сестра. ( т.1 л.д.22, 185-186,188, т.2 л.д.34-35,48 оборот,83,106,125)
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № главы самоуправления Краснокамской администрации, освободившуюся комнату 16,6 кв.м. <адрес> выделить т.е. вернуть семье ФИО19 т.к. в ноябре 1996 г. им была выделена 2-х комнатная квартира – 36,2 кв.м., <адрес>, на четыре человека (Никитина Л.Г.- сестра, ФИО5 – брат, ФИО3- сестра) вместо трехкомнатной. Городской жилищной комиссии оформить и выдать ордер старшему в семье брату ФИО2 ( т.1 л.д.190, т.2 л.д.36)
Согласно контрольного талона к ордеру на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> ФИО2 выдан ордер на жилое помещение по адресу : <адрес>5, основание : как воспитанники детского дома, возврат долга, на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, число въезжающих – 4 человека, 1 комната – 16,: кв.м., в составе семьи : ФИО2- квартиросъемщик, Никитина Л.Г. – сестра, ФИО5 – брат, ФИО3 – сестра. ( т.1 л.д.191, -192, т.2 л.д.37-38)
Согласно поквартирной карточки по адресу : <адрес>, ФИО2 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, снят ДД.ММ.ГГГГ, Никитина Л.Г. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ снята ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, снят ДД.ММ.ГГГГ. ( т.1 л.д.104,189,198,т.2 л.д.47)
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между МУ «Дирекция единого заказчика» и ФИО2 заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу : <адрес>6, в составе семьи : Никитина Л.Г.- сестра, ФИО5 – брат, ФИО15 – сын, ФИО18 – племянник. ( т.1 л.д. 15-16,84-85, 99-102,129-130,т.2 л.д.47 оборот-48)
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу : <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ( т.2 л.д.49)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 Л.Г. дано согласие за себя и за несовершеннолетнего ФИО18 о том, что согласна переехать в жилое помещение по адресу : <адрес>, этаж 3. Согласна освободить занимаемую жилую площадь по адресу : <адрес>. ( т.2 л.д.48 оборот) Данные обязательства также подписаны ФИО5, ФИО2.Г ( т.2 л.д.48 оборот -49)
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа в и ФИО2 в отношении жилого помещения по адресу : <адрес> согласие граждан, постоянно проживающих с нанимателем на расторжение договора получено. ( т.2 л.д.21), что также подтверждено распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа о расторжении договора социального найма с ФИО2 ( т.1 л.д.51,128 оборот,т.2 л.д.50,51)
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения между Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа и ФИО2 относительно жилого помещения по адресу : <адрес> совместно с нанимателем в жилое помещение заселяются следующие члены семьи : Чупрова Л.Г. – сестра, ФИО5- брат, ФИО18 – племянник, общая площадь жилого помещения 61 кв.м., жилая площадь 35,9 кв.м. ( т.1 л.д.17-20, 51(оборот) -52,126 оборот -128)
Протоколом № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации РКЦ освободилась комната, площадью 18,1 кв.м. по адресу : <адрес> на контроле - расселение жильцов <адрес>, решили, предоставить комнату ФИО3, проживавшей в комнате, площадью 16,6 кв.м в <адрес>.1 по <адрес>. ( т.1 л.д.193-195, т.2 л.д.39-41)
Распоряжением главы Краснокамского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р, предоставлена ФИО3 в порядке переселения из комнаты, площадью 16,6 кв.м по адресу : <адрес> комната, площадью 18,1 кв.м. по адресу : <адрес>1, расторгнут с ФИО3 договор социального найма жилого помещения по адресу : <адрес>5, заключен договор социального найма предоставляемого жилья. ( т.1 л.д. 171,173, 196,т.2 л.д.42)
Решением исполнительного комитета Краснокамского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, установлена на 1991-1993 г.г. по г.Краснокамску средне-учетная норма в размере 7,1 кв.м. на одного человека и предоставляемую при заселении вновь возводимого и освободившегося жилья в размере не менее 7,1 кв.м. на одного человека. ( т.1 л.д.197, т.2 л.д.43)
Постановлением Краснокамской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № продлена до 2000 г. включительно средне-учетная норма по г.Краснокамску в размере 7,5 кв.м. на одного человека и предоставляемую при заселении вновь возводимого и освободившегося жилья в размере не менее 7,5 кв.м. на каждого члена семьи. ( т.2 л.д.44,50,103,126)
Решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории Краснокамского городского округа в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи. ( т.2 л.д.45)
Из адресных справок УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО18, Чупрова Л.Г. зарегистрированы по адресу : <адрес> ( т.1 л.д.60-61)
ДД.ММ.ГГГГ Чупрова Л.Г. обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа с заявлением о заключении с ней договора социального найма по адресу : <адрес>. ( т.1 л.д.112)
В ответ на указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа сообщил о невозможности заключения с Чупровой Л.Г. договора социального найма, поскольку нанимателем ранее занимаемого жилого помещения по адресу : <адрес>6 является ФИО2 ( т.1 л.д.110-111)
ДД.ММ.ГГГГ Чупрова Л.Г. обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа с заявлением о разделении лицевых счетов по адресу : <адрес>, поскольку платежи другими членами семьи не производятся ( т.1 л.д.114)
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Чупровой Л.Г. Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа сообщено о том, что жилищным законодательством разделение лицевых счетов в добровольном порядке не предусмотрено, в связи с чем, предлагают решить вопрос в судебном порядке. ( т.1 л.д.113)
ДД.ММ.ГГГГ Чупровой Л.Г. направлено требование в адрес Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа о заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение. ( т.1 л.д.118-119)
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа дан ответ на указанное обращение, где сообщено о том, что без получения согласия всех нанимателей жилого помещения по адресу : <адрес>, внесение изменений в вышеуказанный договор социального найма не представляется возможным, в связи с чем, предлагают решить данный вопрос в судебном порядке. ( т.1 л.д.116-117)
Из ответа Администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №№ на обращение Чупровой Л.Г., поступившее из прокуратуры г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец как лицо из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была обеспечена благоустроенным жилым помещением в соответствии с действующим законодательством. Многоквартирный <адрес> на основании постановления администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № был признан аварийным и подлежащим сносу. В рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2020-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ФИО2, Чупровой Л.Г., ФИО5, ФИО18, в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлено равнозначное жилое помещение ( 3-х комнатная квартира), общей площадью 61 кв.м., по адресу : <адрес> образом, представленное истцу и членам ее семьи жилое помещение в рамках расселения ветхого и аварийного жилья, полностью соответствует нормам ст.89 ЖК РФ. Дополнительно сообщили, что истец в списке граждан Краснокамского городского округа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списке детей сирот, лиц из числа детей-сирот истец не состоит и не состояла. При предоставлении жилого помещения как лицам из числа детей-сирот, а также при предоставлении жилого помещения взамен аварийного, жилищные права истца, а также членов семьи истца не нарушены. ( т.1 л.д.123,131-135)
Суд, анализируя представленные доказательства в их совокупности и оценивая их в соответствии со ст.67 ГПК РФ, установил следующие обстоятельства.
Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязательным условием предоставления жилого помещения, соответственно и постановки на учет нуждающихся в жилом помещении для детей-сирот, включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, являлось отсутствие закрепленного за детьми –сиротами жилого помещения.
Так, в соответствии с ранее действующим Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей ( в том числе дети, находящиеся под опекой ( попечительством), лица, из их числа ( далее дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.
Жилое помещение предоставляется однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации и рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации вне очереди.
Жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей -сирот из указанных учреждений ( или либо по достижению детьми-сиротами совершеннолетия ( для детей-сирот находящихся под опекой ( попечительством). Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья.
Жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими ( или их родителями) жилому помещению также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно п.1 ст.6 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакциях, действовавших до 01.01.2013 г. ( 23.12.1996-10.02.1998, 11.02.1998 – 31.12.2000) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством) обеспечивались жильем, если не имели закрепленного жилого помещения. Местом закрепления жилой площади являлось место жительства детей-сирот.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательных учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течении трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими ( или их родителями) жилому помещению жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Согласно представленных доказательств, Чупрова Л.Г. при направлении в детский дом, в связи с отсутствием родительского попечения, поскольку мать ФИО1 на основании решения суда была лишена родительских прав в отношении истца и других детей, и после ее выпуска из детского дома и нахождения под опекой не имела закрепленного жилого помещения.
При этом, в дальнейшем, ФИО20 ( ФИО19) Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р. как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составе семьи 4 человека: ФИО2, 1974 г.р. ( брат), ФИО5, 1979 г.р. ( брат), ФИО3 ( сестра) была обеспечена жилым помещением по адресу : <адрес>, комнатой, 16,6 кв.м., затем двухкомнатной квартирой по адресу : <адрес>, общей площадью 57,6 кв.м., в т.ч. жилой площадью 36,2 кв.м., на основании постановления Краснокамской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении списка жильцов на заселение освободившегося жилья», с целью расширения жилой площади воспитанникам детских домов ФИО19, выделена освободившаяся 2- комнатная квартира по адресу : <адрес> вместо занимаемой ими комнаты жилой площадью 16,6 кв.м. <адрес> что подтверждено ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №. Двухкомнатная квартира предоставлена семье ФИО19 по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, где Чупрова Л.Г., значится как член семьи нанимателя.
Проживание ФИО20 (ФИО19) Л.Г. в жилом помещении по адресам : <адрес> где имела регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и <адрес>, регистрация по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в соответствии с жилищным законодательством следует рассматривать в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, заключенного на основании жилищного ордера на вышеуказанные жилые помещения. Кроме того, Чупрова Л.Г. имеет регистрацию по месту жительства в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма.
При этом, общая площадь жилого помещения по адресу : <адрес>, в соответствии с постановлением Краснокамской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ г., превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.г., исходя из количества зарегистрированных лиц. ( т.2 л.д.44,50,103,126)
Кроме того, ФИО20 (ФИО19) Л.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Краснокамского городского округа, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла и не состоит.
На основании распоряжения Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.7-р, был расторгнут договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО2 на жилое помещение по адресу : <адрес> и заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу : <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на трехкомнатную квартиру, общей площадью 61 кв.м.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, что гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения их безопасности.
Предоставление жилого помещения по адресу : <адрес>, было произведено ФИО2 и членам его семьи, в том числе, истцу Чупровой Л.Г., в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения по договору социального найма по адресу : <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Истец включен в качестве членов семьи ФИО2 в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, а также включен сын истца ФИО18
Предоставленное жилое помещение по адресу : <адрес>, взамен аварийного, общей площадью 61 кв.м., превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Краснокамске в 2022 году, исходя из количества зарегистрированных лиц.
Согласно абз.4 п.3 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п, утвержден Порядок установления факта не возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются ( далее Порядок).
Факт невозможности проживания лиц из числа детей –сирот, которые достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливает государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края, который принимает решение в виде заключения установлении факта ( отказа в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот. ( п.3 Порядка).
Истцом не представлены документы, подтверждающие обращения истца в установленном порядке с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, заключение об установлении указанного факта либо об отказе в его установлении отсутствует.
Доводы ФИО20 (ФИО19 ) Л.Г. о том, что основанием ля признания занимаемого жилого помещения не пригодным для проживания является проживание нескольких семей, а также отсутствие оплаты по коммунальным услугам со стороны других членов семьи нанимателя и самого нанимателя, суд признает несостоятельными, поскольку указанные основания не являются правовыми основаниями для рассмотрения вопроса о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Порядком, в связи с чем, судом признаны несостоятельными.
Кроме того, истец в случае наличия задолженности по коммунальным услугам со стороны других членов семьи нанимателя не лишена права на обращение в судебном порядке с вопросом о разделе лицевых счетов.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 69 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение предоставлено администрацией по договору социального найма семье ФИО2, включая истца, взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания. На момент заключения договора социального найма истец сохраняла право пользования жилым помещением, взамен которого предоставлено спорное жилье, ее право кем-либо не оспаривалось.
Доводы истца о невозможности проживания по причине вселения в квартиру разных семей также судом признаны несостоятельными.
Так, из положений ст.677,679 ГК РФ, ст.ст. 67,69,70 ЖК РФ следует, что ФИО20 (ФИО19) Л.Г. вселилась в жилое помещение добровольно т.е. изъявила согласие на проживание в жилом помещении. Претензий по факту проживания в данном жилом помещении истец не предъявляла ранее, от заключения договора социального найма в квартире по адресу : <адрес> не отказывалась, договор социального найма не оспаривала.
Доводы истца о том, что она не давала согласие на вселение в указанное жилое помещение, также не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Доказательств невозможности проживания в закрепленном за истцом жилом помещении, в том числе, наличия проживающих в жилом помещении лиц, страдающих тяжелыми формами заболеваний, исключающих совместное с ними проживание; непригодности жилого помещения для проживания по санитарно-техническим нормам; недостаточности площади жилого помещения для проживания, исходя из учетной нормы на количество проживающих в доме лиц, истцом не представлено.
Судом установлено, что Чупрова Л.Г. достигла 18 лет в 1996 году, 23 лет в 2001 году.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что по состоянию на 1 января 2013 года истец достигла возраста 24 лет, имела возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет не состояла, поскольку была обеспечена закрепленным за ней жилым помещением, и не могла претендовать на предоставление вне очереди жилого помещения.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Ходатайства истцом относительно восстановления срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке не заявлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, как имеет место в случае с истцом, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.
Таких обстоятельств при доказанности отсутствия правовых оснований для постановки ФИО20 (ФИО19) Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении специализированным жилым помещением и включении ее в соответствующий список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих наделению таким жильем, в силу обеспеченности жилым помещением, по настоящему делу не имеется.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае подачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Между тем, указанная правовая норма введена в действие Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 267 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу только с 1 января 2019 года, т.е. уже после приобретения истцом полной дееспособности и достижения ей как совершеннолетия, так и 23-летнего возраста.
Следовательно, орган опеки и попечительства не имел полномочий для реализации возложенных на него законом обязанностей в отношении истца.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО20 (ФИО19) Л.Г. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Чупровой Л.Г. к Администрации Краснокамского городского округа, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, обязании предоставления во внеочередном порядке жилого помещения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Азанова