Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-51/2023 от 10.04.2023

Дело № 12-51/2023

Судья: Волкова Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

11 апреля 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Базарова Уткира Тохировича на постановление судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Базарова Уткира Тохировича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2023 года гражданин Республики <данные изъяты> Базаров У.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Базаров У.Т., просит изменить постановление судьи районного суда в части выдворения за пределы территории Российской Федерации.

В обоснование жалобы указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не разъяснены положения статей 51 Конституции РФ и 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, он не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение права на защиту, в протоколе неверно указано его имя; при назначении дополнительного наказания в виде выдворения суд не привел мотивов его назначения, указав, что оснований для неприменения административного наказания в виде административного выдворения не имеется, не учел, что заявитель к административной и уголовной ответственности не привлекался, находился на территории РФ с момента окончания регистрации по месту пребывания всего 11 дней, был трудоустроен в ООО «...», имеет положительный опыт работы дорожным рабочим, в связи с ограниченным сроком выполнения проекта по устройству автодороги М12 просил не применять дополнительное наказание.

В судебное заседание Базаров У.Т., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 указанной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 марта 2023 года в 11 часов 25 минут на <адрес>», выявлен гражданин Республики <данные изъяты> Базаров У.Т., допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в нахождении на территории Российской Федерации с 16 марта 2023 года без постановки на миграционный учет, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Базарова У.Т. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, признавая Базарова У.Т. виновным в совершении данного административного правонарушения, судом первой инстанции не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Положениями части 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.

Из материалов дела следует, что гражданин Республики <данные изъяты> Базаров У.Т. прибыл на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 28 августа 2022 года, с целью «работа», ему выдана миграционная карта, и 26 августа 2022 года он постановлен на миграционный учет по месту пребывания: <адрес>.

В материалах дела имеются сведения о проверке гражданина Республики <данные изъяты> Базарова У.Т. по учетам базы данных ЦБДУИГ ФМС России, из которых следует, что 16 сентября 2022 года Базаровым У.Т. получен патент на осуществление трудовой деятельности, статус документа указан как действительный (л.д. 19, 5).

Наличие у иностранного гражданина патента при уплаченном налоге на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа может свидетельствовать о законности его нахождения на территории Российской Федерации (в пределах установленного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срока временного пребывания на территории Российской Федерации).

Вместе с тем имеющиеся в материалах дела данные о наличии у Базарова У.Т. патента оставлены судьей районного суда без внимания. Сведения о том, осуществлялась ли Базаровым У.Т. оплата налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, судьей районного суда не выяснялось, соответствующая информация не истребовалась.

Таким образом, разрешение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, статьей 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Изложенный подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 23.1 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О).

Указанные обстоятельства должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, приведенные выше требования закона судом первой инстанции в данном случае не выполнены.

Признавая Базарова У.Т. виновным по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначая ему наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, в оспариваемом постановлении вывод судьи в этой части должным образом не мотивирован и не подтвержден данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к заявителю данного вида наказания, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.

В постановлении судьи от 28 марта 2023 года мотивы назначения дополнительного наказания Базарову У.Т. не приводятся, а указывается лишь на отсутствие обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Учитывая изложенное, состоявшееся по настоящему делу постановление судьи районного суда не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2023 года подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение судье Вурнарского районного суда Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Базарова Уткира Тохировича отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Вурнарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-51/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Базаров Уткир Тохирович
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
10.04.2023Материалы переданы в производство судье
10.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее