Дело №2-399/2024
УИД 53RS0022-01-2023-011120-56
Решение
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Петровой А.Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Волотовского района Новгородской области Румянцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя прокурора Великого Новгорода в интересах Российской Федерации к Амрыхлы А.В.о. А.В.о. о взыскании о взыскании выплаченной государственной социальной помощи по социальному контракту,
установил:
Заместитель прокурора Великого Новгорода обратилось в суд с исковым заявлением к Амрыхлы А.В.о. о взыскании выплаченной государственной социальной помощи по социальному контракту в размере 250 000 рублей.
В обоснование иска указано, что на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>», и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, размера и условий ее назначения» (действовавшим на момент заключения контракта) между ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» и Амрыхлы А.В.о. ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт №, согласно которому ответчику предоставляется государственная социальная помощь, а последний обязался осуществить индивидуальную предпринимательскую деятельность. Во исполнение контракта ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» перечислило на расчетный счет ответчика 250000 рублей. Однако в нарушение условий контракта ответчик не представил ни одного отчета о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, не представила сведений об уважительности причин не предоставления отчета, в связи с чем ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» приняло решение о расторжении социального контракта, в адрес ответчика было направлено требование возврата полученных денежных средств. Однако денежные средства не возвращены, в связи с чем просят взыскать с ответчика указанную сумму.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцева А.О. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Амрыхлы А.В.о. в судебное заседание не явился, свое отношение к предъявленным исковым требованиям не выразил, о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресам указанным в исковом заявлении и адресу регистрации, признается судом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениями, данными в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..
Представители третьих лицГОКУ "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат", Министерство труда и социальной защиты <адрес> в судебное заседание не явились, свое отношение к предъявленным исковым требованиям не выразили, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Государственная социальная помощь предоставляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>» и Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, размером и условиями ее назначения, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и Учреждением по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым Учреждение обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовать мероприятия программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта и представляет собой разработанные Учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации; виды, объем и порядок реализации мероприятий определяются программой социальной адаптации (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи")
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», проживающим на территории <адрес>, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (ч. 3). Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч. 5). Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 7).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта вправе обратиться гражданин: от своего имени, если он является одиноко проживающим; от имени своей семьи. Условиями назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе, являются: проживание гражданина на территории <адрес>; наличие у семьи или одиноко проживающего гражданина по независящим от него причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>; согласие гражданина и совершеннолетних членов его семьи на заключение социального контракта и выполнение мероприятий программы социальной адаптации (п. 4). Заявление гражданином, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, или его представителем подается в письменной форме или в форме электронного документа в государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» по месту жительства или месту пребывания заявителя, или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 5). Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается (предоставляется) на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе, на ведение личного подсобного хозяйства (п. 11). Программа социальной адаптации разрабатывается в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления областным учреждением совместно с заявителем (п. 12). Решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении принимается областным учреждением в форме приказа не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявления, за исключением случая, предусмотренного третьим абзацем пункта 18 настоящего Порядка (п. 16). Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в ее назначении направляется областным учреждением заявителю или его представителю в письменной форме по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявления (п. 18). Социальный контракт заключается (подписывается) не позднее 45 календарных дней со дня поступления заявления в случае отсутствия оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных пунктом 17 настоящего Порядка (п. 20).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Амрыхлы А.В.о. обратился в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществлении ИП деятельности (регистрационный номер заявления 802).
Мероприятие по выходу из трудной жизненной ситуации для реализации в рамках социального контракта было выбрано Амрыхлы А.В.о. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ответчиком был представлен бизнес-план для проекта «Организация сервиса по доставке еды». Общая стоимость проекта составила 250000 рублей - средства адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В соответствии с предоставленными ответчиком документами о доходах специалистом ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» произведен расчет среднедушевого дохода ответчика.
ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» совместно с ответчиком разработана программа социальной адаптации, являющаяся неотъемлемым приложением к социальному контракту. Составлен план мероприятий на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязательный для исполнения ответчиком. Согласие с программой социальной адаптации подтверждается личной подписью ответчика.
Приказом ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» №-СК от ДД.ММ.ГГГГ Амрыхлы А.В.о. назначена государственная социальная помощь на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации, в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей на срок ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с Амрыхлы А.В.о. заключен социальный контракт № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Предметом социального контракта является взаимодействие сторон при оказании государственной социальной помощи и реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемым приложением к социальному контракту, предусматривающий мероприятия, обязательные для выполнения заявителем и членами его семьи в целях стимулирования его (их) активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, направленные на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.1). Заявитель обязан выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и обязательства, предусмотренные настоящим социальным контрактом (п. 2.4.1). Использовать по целевому назначению денежные средства, полученные в соответствии с условиями социального контракта, а именно: приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (на более 15% назначаемой выплаты) необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предусмотренные финансово-экономическим обоснованием избранного заявителем вида деятельности (бизнес-планом), а также предоставить в Уполномоченный орган подтверждающие документы (п. 2.4.4). Ежемесячно представлять в Уполномоченный орган документы, подтверждающие факт выполнения заявителем мероприятий программы социальной адаптации (п. 2.4.6). Оказание государственной социальной помощи на основании настоящего социального контракта осуществляется в виде денежной выплаты (п. 3.1). Размер денежной выплаты составляет 2500 000 рублей (п. 3.2). Контракт прекращается Уполномоченным органом досрочно в одностороннем порядке, в том числе, в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем и (или) членами его семьи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся в соответствии с п. 27 Порядка уважительными (п. 6.4). Уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о прекращении социального контракта в одностороннем порядке по инициативе Уполномоченного органа в срок, не позднее чем через пять календарных дней после дня принятия решения (п. 6.4).
Денежные средства перечислены ответчику ДД.ММ.ГГГГ (реестр № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям программы социальной адаптации, Амрыхлы А.В.о.. не имеет постоянного места работы и находится в трудной жизненной ситуации, выходом из которой для него является осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по организации сервиса по доставке еды. За счет средств социального контракта ответчик планирует приобрести основные средства, материально-производственные запасы.
Для исполнения мероприятий программы социальной адаптации ответчик должен был в период с июня по июль 2022 года зарегистрироваться в качестве ИП в налоговом органе, в период с июля 2022 года по май 2023 года реализовать мероприятия в соответствии с бизнес-планом, вести предпринимательскую деятельность, информировать об осуществлении предпринимательской деятельности, о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в период действия социального контракта, а также о целевом расходовании денежных средств, в письменном виде по установленной форме отчета с предоставлением подтверждающих документов, получить профилактический медицинский осмотр, приобрести и установить автоматические пожарные извещатели в ОАУСО «Центр Детства».
Из представленных материалов следует, что за период действия социального контракта ответчиком не предоставлено ни одного отчета, не предоставлена информация о целевом использовании средств, предоставленных на основании социального контракта.
Согласно акту проверки ведения предпринимательской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Амрыхлы А.В.о. целевое использование средств социального контракта не подтверждено.
Таким образом, в нарушение п. 2.4.1 социального контракта ответчиком не выполнены мероприятия программы социальной адаптации и обязанности по социальному контракту.
В соответствии с п. 27 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта прекращается в одностороннем порядке с досрочным расторжением социального контракта, в том числе, в случаях неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем и (или) членами его семьи мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий, указанных в третьем - пятом абзацах пункта 11 настоящего Порядка, направляется заявителю или его представителю в письменной форме с указанием причин прекращения не позднее 10 рабочих дней со дня принятия областным учреждением решения в форме приказа о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ №-СК «О прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта», согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке прекращено оказание Амрыхлы А.В.о. государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, направленной на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по организации сервиса по доставке еды, в связи с неисполнением Амрыхлы А.В.о. мероприятий программы социальной адаптации.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Амрыхлы А.В.о. направлено уведомление о прекращении оказании государственной социальной помощи и добровольном возврате денежных средств в сумме 250 000 рублей в течение 3 месяцев с даты составления уведомления. До настоящего времени денежные средства ответчиком в Учреждение не возвращены.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании с Амрыхлы А.В.о. государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии в соответствии с ч. 1 ст. 103 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственная пошлина взыскивается - в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из того, что истец, в соответствии с ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, и исковые требования были удовлетворены судом в полном объеме, то взысканию с ответчика Амрыхлы А.В.о. подлежит государственная пошлина в размере 5700 рублей, рассчитанная по правилам п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░.░.░., ░░░░░ № ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░.░.░., ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░