Дело№2-2057/2024
УИД:17RS0017-01-2023-010335-84
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Кызыла ДНВ, представителя ответчика КРШ
у с т а н о в и л :
Прокурор Сут-Хольского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состоянии автомобильных дорог «Чадан - Суг-Аксы» и «Суг-Аксы - Баян-Тала», по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер по их устранению.
27.09.2023 проведенной прокуратурой Сут-Хольского района проверкой, с участием представителя ГКУ «Тываавтодор» и специалистов ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский», установлено, что участки автомобильных дорог «Чадан - Суг- Аксы» и «Суг-Аксы - Баян-Тала» не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстрандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), а именно:
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 15+950 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина слева, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 16+000 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта правая обочина, имеются колеи, повреждена проезжая часть;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 16+500 км. по 16+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 17+300 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть, справа от проезжей части образовалась яма, требуется установка бокового ограждения;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 17+400 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части имеются посторонние предметы в виде песка и гравия;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 17+500 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части имеются посторонние предметы в виде песка и гравия;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 17+700 км. по 18+500 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыты обочины, на проезжей части имеются посторонние предметы в виде песка, камней и гравия;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 20+800 км. по 21+050 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина справа, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 18 км., в нарушение ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак»;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 22+800 км., в нарушение ГОСТ Р 52289-2019 на проезжей части отсутствуют дорожные разметки 1.1 и 1.2.1;
на автомобильной дороге «Суг-Аксы - Баян-Тала» 0+100, 0+500, 1+300, 2+300,2+900 - 3+300,4+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть.
По данному факту прокурором района 13.10.2023 начальнику ГКУ «Тываавтодор» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены частично.
Контрольной проверкой, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский», установлено, что участки автомобильных дорог «Чадан- Суг-Аксы» и «Суг-Аксы-Баян-Тала» не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстрандарта от 26.09.2017 № 1245-ст и требованиям ГОСТа 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Госстандарта от 20.12.2019 N1425-ст, а именно:
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 15+950 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина слева, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 16+000 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта правая обочина, имеются колеи, повреждена проезжая часть;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 16+500 км. по 16+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 17+300 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть, справа от проезжей части образовалась яма, требуется установка бокового ограждения;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 20+800 км. по 21+050 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина справа, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 18 км., в нарушение ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак»;
на автомобильной дороге «Суг-Аксы - Баян-Тала» 0+100,0+500,1+300,2+300, 2+900 - 3+300, 4+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть.
Таким образом, ГКУ «Тываавтодор» длительное время не принимает меры по устранению нарушений федерального законодательства в части обеспечения соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состоянии автомобильных дорог «Чадан - Суг-Аксы» и «Суг-Аксы - Баян-Тала».
Выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, проживающих и не проживающих на территории района, идентифицировать которых невозможно, следовательно, затрагивают интересы неопределенного круга лиц.
Прокурор просит: обязать ГКУ «Тываавтодор» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства путем:
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 15+950 км., 16+000 км., с 16+500 км. по 16+800 км., с 20+800 км. по 21+050 км. привести обочины в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить колею на всей протяженности автомобильной дороги на 15+950 км, 16+000 км, с 16+500 км по 16+800 км., с 20+800 км. по 21+050 км;
- на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на участке дороги 17+300 км. установить боковые ограждения, произвести ремонт проезжей части и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, устранить справа от проезжей части яму;
- на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 18 км. установить дорожный знак 6.13 «Километровый знак»;
- на автомобильной дороге сообщением «Суг-Аксы - Баян-Тала»: произвести ремонт проезжей части и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 обочины с обеих сторон на всей протяженности автомобильной дороги на 0+100 км., 0+500 км., 1+300 км, 2+300 км., с 2+900 км. по 3+300 км., 4+800 км.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла ДНВ исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика КРШ действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что меры доя устранения указанных недостатков принимаются, для чего заключаются государственные контракты. Разумным сроком для исполнения является срок до конца года. В части требования установки боковых ограждений просит отказать, так как проектом организации дороги данные устройства не предусмотрены. Дорожный знак на 18 км. дороги «Чадан - Суг-Аксы» установлен.
Представители третьих лиц МО МВД России «Дзун-Хемчикский», ООО «Строй-Экспресс» в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения» (далее- Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами и организации дорожного движения. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются (части 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597- 2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно абзацу второму пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2007 N 656 «О создании Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» Государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва и искусственными сооружениями на них общей протяженностью 2540,6 км.
Согласно Уставу Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (далее - ГКУ «Тываавтодор», Учреждение), утвержденному распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 15.12.2011 №24, предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Тыва, организацией дорожной деятельности на автомобильных дорогах, оказанием государственных услуг, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва и использованием придорожных полос этих автомобильных дорог (п.3.1); целью деятельности Учреждения является, в частности, организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва и искусственных сооружений на них (п.3.2).
В соответствии с п.п. 35, 36 Перечня автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24.01.2011 №35 автомобильные дороги «Чадан - Суг-Аксы» и «Суг-Аксы - Баян-Тала» являются автомобильными дорогами общего пользования регионального значения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Сут-Хольского района, с участием представителя ГКУ «Тываавтодор» и специалистов ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский», 27.09.2023 проводилась проверка состояния автомобильных дорог «Чадан - Суг- Аксы» и «Суг-Аксы - Баян-Тала», выявлено, что отдельные участки этих дорог не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597- 2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстрандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Контрольной проверкой, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский», установлено, что ряд недостатков был устранен, но по-прежнему некоторые участки автомобильных дорог «Чадан- Суг-Аксы» и «Суг-Аксы-Баян-Тала» не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017 и требованиям ГОСТа Р 52289-2019, а именно:
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 15+950 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина слева, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 16+000 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта правая обочина, имеются колеи, повреждена проезжая часть;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 16+500 км. по 16+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 17+300 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть, справа от проезжей части образовалась яма, требуется установка бокового ограждения;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» с 20+800 км. по 21+050 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина справа, имеются колеи;
на автомобильной дороге «Чадан - Суг-Аксы» на 18 км., в нарушение ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак»;
на автомобильной дороге «Суг-Аксы - Баян-Тала» 0+100,0+500,1+300,2+300, 2+900 - 3+300, 4+800 км., в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 размыта обочина с обеих сторон, повреждена проезжая часть.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1101 (далее - Положение), установлено, что федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел и его территориальными органами.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Положения уполномоченными на осуществление федерального надзора являются инспектора уполномоченных органов федерального надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 70 и 71 Положения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. К акту контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются протоколы контрольных (надзорных) действий, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами контрольных (надзорных) мероприятий документы или их копии.
Акт выявленных недостатков в эксплуатации автомобильной дороги «Чадан- Суг-Аксы» от 18.09.2023 составлен государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский» ФИО5 в пределах предоставленных ему полномочий. Акт выездного обследования указанной автодороги от 29.09.2023 составлен государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский» ФИО5, при участии помощника прокурора Сут-Хольского района ФИО6 и ведущего инженера ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» Кумажыка К-Д.С. Акт выездного обследования автомобильных дорог «Чадан- Суг-Аксы», «Суг-Аксы - Баян-Тала» от 17.11.2023 составлен государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Дзун-Хемчикский» ФИО7 также в соответствии с предоставленными ему полномочиями. К указанным актам приложены фототаблицы.
Поэтому данные акты суд признает надлежащими письменными доказательствами по настоящему гражданскому делу.
В соответствии с государственным контрактом от 23 декабря 2022 года №Ф.2023.4875, заключенным между ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (заказчиком) и Обществом с ограниченной ответственностью «Строй-Экспресс» (подрядчиком), подрядчик принял на себя обязательства по обеспечению выполнения работ по содержанию автомобильных дорог Дзун-Хемчикского и Сут-Хольского районов Республики Тыва на 2023-2024 г.г.; цена контракта – 30 642 493,52 руб.
При этом из пояснений представителя ответчика следует, что для выполнения указанных прокурором мероприятий будут в текущем году заключены дополнительно государственные контракты.
Между тем, поскольку из представленных ответчиком документов и пояснений установлено, что на автомобильную дорогу «Чадан- Суг-Аксы» имеется утвержденный проект организации дорожного движения, то суд принимает в качестве надлежащего доказательства этот проект организации дорожного движения из которого установлено, что на участке дороги 17+300 км. установка боковых ограждений не предусмотрена.
Поэтому требование иска в данной части не подлежит удовлетворению.
Поскольку доказательств того, что на остальных указанных прокурором участках данных дорог вышеперечисленные недостатки устранены, не представлено, то в остальной части иск подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Для реального исполнения решения, учитывая пояснения представителя ответчика о необходимости заключения государственных контрактов с целью устранения выявленных недостатков, суд устанавливает срок исполнения решения – в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путем выполнения следующих мероприятий:
на автомобильной дороге сообщением «Чадан- Суг-Аксы»:
- привести обочины в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить колею на всей протяженности автомобильной дороги на 15+950 км, 16+000 км, с 16+500 км по 16+800 км., с 20+800 км. по 21+050 км;
- на участке дороги 17+300 км. произвести ремонт проезжей части и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, устранить справа от проезжей части яму;
- на участке дороги 18 км. установить дорожный знак 6.13 «Километровый знак»;
на автомобильной дороге сообщением «Суг-Аксы – Баян-Тала»:
произвести ремонт проезжей части и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 обочины с обеих сторон на всей протяженности автомобильной дороги на 0+100 км., 0+500 км., 1+300 км, 2+300 км., с 2+900 км. по 3+300 км., 4+800 км.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2024 года.
Судья Л.Т. Сватикова