к делу № 2-2062/2023
УИД: 23RS0044-01-2023-001777-24
Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2023г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская Краснодарского края 11 сентября 2023 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Колисниченко Ю.А., |
при секретаре судебного заседания с участием: помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона представителя ответчика |
Арудовой С.Ф., ФИО9, ФИО4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Краснодарского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края, к Миткаловой ФИО14 о взыскании ущерба,
установил:
Военный прокурор Краснодарского гарнизона ФИО15., действуя в интересах Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края, обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к Миткаловой Е.И., в котором просит взыскать с последней причиненный имущественный ущерб в пользу Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края в размере 94 070 рублей 68 копеек.
В обоснование заявленных требований указал о том, что военной прокуратурой Краснодарского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 3692 требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31.03.2020г. №. Миткалов Р.Е. с 18.10.2022г. по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 3692 на должности начальника группы обслуживания (вертолетов и авиационных двигателей инженерно-авиационной службы), в воинском звании капитан, состав семьи 3 человека (с учетом военнослужащего). 23.12.2020г. супругой капитана Миткалова Р.Е. – Миткаловой Е.И. с использованием единого портала Госуслуг подано в электронном виде заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, для назначения и осуществления денежной выплаты на общего ребенка – ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрировано в управлении социальной защиты населения в Северском районе и Миткаловой Е.И. с 18.07.2020г. назначена и выплачивается ежемесячная выплата в размере 5 319 руб. 50 коп. Так, в рамках проверки установлено, что размер среднедушевого дохода семьи Миткаловой Е.И. превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную во II квартале 2019г., на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, т.к. сумма дохода Миткалова Р.Е. за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцем перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, а именно в период с июня 2019г. по май 2020г. составила 782 659 руб. 50 коп., т.е. за 1 месяц – 65 221 руб. 62 коп., с учетом состава семьи 3 человека на одного члена семьи доход составил 21 740 руб. 54 коп. Кроме того, в заявлении Миткаловой Е.И., которое подано через единый портал Госуслуг, посредством заполнения предложенной формы, сведения о доходах супруга Миткаловой Е.И. не указывались, подавая заявление о назначении выплаты, последовательно заполнила все имеющиеся в электронном бланке заявления графы, из чего усматривается недобросовестность со стороны заявителя. С учетом изложенного, Миткалова Е.И. и члены ее семьи не являются нуждающимися в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31.03.2020г. № 384, поскольку среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Краснодарском крае. По результатам рассмотрения заявления от Миткаловой Е.И., ей на ребенка назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ во II квартале 2019г., которая выплачивалась с 18.07.2020г. по 22.12.2021г. путем зачисления на указанный в заявлении лицевой счет, открытый в ПАО «Сбербанк» на имя Миткаловой Е.И.
Помощник военного прокурора Краснодарского гарнизона ФИО9 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил взыскать Миткаловой Е.И. причиненный имущественный ущерб в пользу Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края в размере 94 070 рублей 53 копейки.
Представитель ответчика ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований, просила предоставить рассрочку исполнения решения суда сроком на 1 год.
Ответчик Миткалова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица ГКУ КК – УСЗН в Северском районе в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыву на исковое заявление, ГКУ КК – УСЗН в Северском районе направлялись межведомственные запросы в ФНС России, доходы супруга заявителя не подтвердились. В ГКУ КК – УСЗН в Северском районе отсутствовали сведения о месте работы супруга Миткаловой Е.И., запрос направлять было некуда. На основании заявления, поданного Миткаловой Е.И. посредством ГАУ КК МФЦ, принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет за период с 18.07.2020г. по 09.12.2021г. в размере 94 070 руб. 53 коп.
Представитель третьего лица министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что ГКУ КК – УСЗН в Северском районе Миткаловой Е.И. по заявлению от 23.12.2020г. была предоставлена ежемесячная выплата в рамках Закона № 4269-КЗ за период с 18.07.2020г. по 22.12.2021г. в общей сумме 94 070 руб. 53 коп. В связи с тем, что Миткаловой Е.И. ввиду сокрытия доходов супруга, являющегося военнослужащим, в период с 18.07.2020г. по 22.12.2021г. неправомерно осуществлялась ежемесячная выплата, считает требования, изложенные в исковом заявлении военного прокурора Краснодарского гарнизона, законными и обоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Миткалова Е.И. и Миткалов Р.Е. являются родителями малолетней ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
23.12.2020 года Миткалова Е.И. обратилась в ГКУ КК – УСЗН в Северском районе с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (л.д. 25-26).
По результатам рассмотрения указанных в заявлении сведений ГКУ КК – УСЗН в Северском районе 23.12.2020 года выдано распоряжение для назначения запрашиваемой выплаты, согласно которому среднемесячный доход семьи составляет 3 002 рубля 55 копеек, среднедушевой доход семьи – 1 000 рублей 85 копеек (л.д. 21-22).
Решением ГКУ КК – УСЗН в Северском районе от 02.01.2021 года № 0024/2104 Миткаловой Е.И. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3 до 7 лет с 18.07.2020 года по 22.12.2021 года в размере 5 319 рублей 50 копеек (л.д. 20).
Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 3692 требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31.03.2020г. № 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" ( в ред. от 18.11.2020г.).
В ходе проверки установлено, что Миткаловой Е.И. незаконно получены средства бюджета Российской Федерации, предназначенные законодательством для социального обеспечения населения, на общую сумму 94 070 рублей 53 копейки, поскольку среднедушевой ежемесячный доход ее семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Краснодарском крае.
Так, согласно выписке из послужного списка, выданной начальником штаба войсковой части 3692 майором ФИО17., супруг Миткаловой Е.И. – Миткалов Р.Е. с 27.11.2014 года по 18.10.2022 года проходил государственную службу в войсковой части 3692 в должности начальника технико-эксплуатационной части (авиационного звена на вертолетах Ми-8), ВУС-4610043, в воинском звании «капитан»; с 18.10.2022 года по настоящее время проходит государственную службу в должности начальника группы обслуживания (вертолетов и авиационных двигателей) ИАС, ВУС-4610043, в воинском звании «капитан» (л.д. 30).
Согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица от 17.05.2023 года, общая сумма дохода Миткалова Р.Е за 2019 год составила 770 611 рублей 07 копеек, за 2020 год – 772 486 рублей 35 копеек, за 2021 год – 835 766 рублей 79 копеек (л.д. 32-34).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество 9 (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое 10 регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020г. издано постановление № 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее – Требования).
В пункте 1 Требований (ред. от 18.11.2020г.) к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Согласно п. 2 Требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно п. 12 Требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Согласно п. 21 Требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 28 Требований уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
Согласно п. 22 Требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (п. 23 Требований).
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 26 Требований).
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
При этом входящая в систему мер социальной поддержки семьям ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3 до 7 лет предназначена в числе иных мер социальной поддержки и льгот таким гражданам обеспечить им надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем, по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 лет до 7 лет, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П, принципы правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведённые нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплаты подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
В рассматриваемом деле юридически значимым с учётом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях ответчика Миткаловой Е.И. при получении в период с 18.07.2020 года по 22.12.2021 года сумм ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками ГКУ КК – УСЗН в Северском районе, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением Миткаловой Е.И. меры социальной поддержки, осуществляемой на территории Краснодарского края в форме ежемесячной денежной выплаты.
Поскольку добросовестность ответчика Миткаловой Е.И. по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания ее недобросовестности при получении сумм ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, требующий их возврата, возложено на истца.
Следует учесть, что на момент обращения Миткаловой Е.И. с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет условием назначения такой выплаты послужил размер среднедушевого дохода семьи, который не должен был превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 23.08.2019 года № 1471 установлена величина прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2019 года в расчете на душу населения в размере 11 107 рублей, для трудоспособного населения – 12 030 рублей, для пенсионеров – 9 159 рублей, для детей – 10 639 рублей.
Судом установлено, что ГКУ КК - УСЗН в Северском районе, действуя в пределах предоставленных ему пунктами 12 и 28 Требований полномочий по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и сведений, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки, и по проверке достоверности этих сведений, осуществил соответствующие действия в отношении Миткаловой Е.И., однако доходы ее супруга Миткалова Р.Е. не подтвердились.
В свою очередь, Миткалова Е.И. в заявлении от 23.12.2020 года представила недостоверные сведения относительно доходов члена семьи, в частности супруга Миткалова Р.Е., что повлекло необоснованное назначение ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, поскольку размер среднедушевого дохода ее семьи превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную во II квартале 2019 года.
Так, сумма дохода супруга заявителя – Миткалова Р.Е. за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты (с июня 2019 года по май 2020 года) составила 782 659 рублей 50 копеек, что с учетом состава семьи из трех человек на одного члена семьи составляет 21 740 рублей 54 копейки.
Согласно п. 14 Требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, неправомерные действия ответчика Миткаловой Е.И. при обращении в ГКУ КК – УСЗН В Северском районе за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, которые были установлены в ходе судебного разбирательства и подтверждаются материалами дела, привели к неосновательному получению ею указанной выплаты в период с 18.07.2020 года по 22.12.2021 года.
В связи с изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края, к Миткаловой ФИО18 о взыскании ущерба подлежат удовлетворению
Согласно справке от 16.05.2023 года № 1361608/2304, выданной ГКУ КК – УСЗН в Северском районе, общая сумма фактически выплаченной Миткаловой Е.И. ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет за период с 18.07.2020 года по 22.12.2021 года составила 94 070 рублей 53 копейки (л.д. 17-18).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 12.11.2020 N 4368-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и Законом Краснодарского края от 23.12.2020 N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно производилось за счет средств краевого бюджета Краснодарского края, в связи с чем, денежные средства в размере 94 070 рублей 53 копейки подлежат взысканию с Миткаловой Е.И. в пользу краевого бюджета Краснодарского края.
Разрешая ходатайство представителя истца о рассрочке исполнения решения суда, суд исходит из следующего.
В силу требований ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.04.2006г. № 104-О, вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ» при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Наличие оснований для отсрочки исполнения судебного решения в силу ст. 56 ГПК РФ должно доказать лицо, обращающееся в суд о предоставлении отсрочки.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Миткалова Е.И. в настоящее время не трудоустроена, на иждивении имеются малолетние дети – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Помощник прокурора Краснодарского гарнизона не возражал против предоставления Миткаловой Е.И. рассрочки исполнения решения суда.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок. Наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения другим солидарным должникам, поскольку фактические обстоятельства, влекущие возможность применения таких мер, носят индивидуальный характер.
Установленное судом материальное положение Миткаловой Е.И. является достаточным основанием, подтверждающим невозможность единовременной уплаты взысканной решением суда суммы, в связи с чем, суд полагает возможным предоставить Миткаловой Е.И. рассрочку сроком на 12 месяцев, с ежемесячной выплатой в размере 7 839 рублей 21 копейка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края, к Миткаловой ФИО19 о взыскании ущерба – удовлетворить.
Взыскать с Миткаловой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт серии № №, выданный отделом управления ФМС России по Краснодарскому краю в Каневском районе 24.10.2014 года, в пользу краевого бюджета Краснодарского края денежные средства в размере 94 070 рублей 53 копейки.
Рассрочить исполнение решения суда на 12 месяцев, с ежемесячной выплатой в размере 7 839 рублей 21 копейка.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение в части предоставления рассрочки исполнения решения суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Северский районный суд <адрес> в течение 15 дней.
Председательствующий Ю.А. Колисниченко