Дело №
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> к Департаменту образования и науки <адрес>, Государственому бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с указанным выше иском указав, что проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья воспитанников в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Детский сад №» (далее – детский сад №).
Установлено, что в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» учреждением передан медицинский кабинет по адресу: <адрес>.
Поскольку детским са<адрес> не было получено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет, прокуратурой ра в адрес заведующего детского сада № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам его рассмотрения детским садом поданы документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на медицинский кабинет. По результатам обследования специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» пришли к выводу о его несоответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП №
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от ДД.ММ.ГГГГ № №:
- площадь помещений, набор помещений медицинского кабинета не соответствует предъявляемым требованиям (приложение № СП №
Детский сад не обладает необходимыми материально-техническими средствами для обеспечения соответствия медицинского кабинета предъявляемым требованиям.
В связи с изложенным, несоответствие медицинского кабинета образовательного учреждения, передаваемого медицинской организации, предъявляемым требованиям может повлечь недостижение целевых показателей, установленных федеральными проектами, реализуемыми в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Как установлено проверкой, Департаментом образования и науки <адрес> как учредителем детского сада № до настоящего времени не решен вопрос о финансировании мероприятий, необходимых, для обеспечения соответствия медицинского кабинета детского сада предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательной организации и других участников образовательного процесса, круг которых определить невозможно, поскольку он изменяется в ходе учебного года.
Прокурор просит обязать Департамент образования и науки <адрес> выделить необходимые денежные средства государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» для обеспечения соответствия медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, по площади и набору помещений предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям, обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки <адрес> на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить выполнение необходимых работ по адресу: <адрес>, по обеспечению соответствия площади и набора помещений медицинского кабинета предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Представитель истца в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охраны здоровья воспитанников в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Детский сад №» (далее – детский сад №).
Установлено, что в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» учреждением передан медицинский кабинет по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 11, 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи, в том числе на прохождение медицинских осмотров, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В силу положений п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация должна создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья учащихся, и несет ответственность за их жизнь и здоровье.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
На образовательную организацию ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) возложена обязанность по соблюдению государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Требования к набору помещений медицинского блока, его санитарному состоянию и оснащению мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями определены в п. 8, 9, 11, приложении № Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, разделом IV Санитарных правил СП № «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СП №).
По смыслу ст. 1 Федеральный закон № 52-ФЗ соответствие медицинского кабинета санитарно-эпидемиологическим требованиям удостоверяется санитарно-эпидемиологическим заключением.
В силу положений ст. 40 Федеральный закон № 52-ФЗ, пп. «в» п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление санитарно-эпидемиологического заключения на медицинский кабинет является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Поскольку детским са<адрес> не было получено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет, прокуратурой района в адрес заведующего детского сада № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам его рассмотрения детским садом поданы документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на медицинский кабинет. По результатам обследования специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» пришли к выводу о его несоответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП №.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от ДД.ММ.ГГГГ №:
- площадь помещений, набор помещений медицинского кабинета не соответствует предъявляемым требованиям (приложение № СП №).
Детский сад не обладает необходимыми материально-техническими средствами для обеспечения соответствия медицинского кабинета предъявляемым требованиям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Здравоохранение», в который вошли федеральные проекты «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
Согласно п. 1.22 раздела 4.4 паспорта национального проекта «Здравоохранение» предусмотрено увеличение охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15-17 лет.
При этом, п. 10 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, установлено, что профилактические осмотры обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. Для прохождения профилактических осмотров обучающихся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В связи с изложенным, несоответствие медицинского кабинета образовательного учреждения, передаваемого медицинской организации, предъявляемым требованиям может повлечь недостижение целевых показателей, установленных федеральными проектами, реализуемыми в рамках национального проекта «Здравоохранение».
ГБДОУ «Детский сад №» является государственным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании устава.
Согласно п. 6.8 Устава Учреждения, утвержденного приказом Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета <адрес>, иные источники, не запрещенные федеральным законом.
Вышеуказанное здание находится в собственности <адрес> и передано школе в оперативное управление.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 15.1 ст. 5 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Правительства <адрес> относится обеспечение содержания зданий и сооружений государственных образовательных организаций <адрес>, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 10.6, пп. 1, 3, 5 п. 10.10 Положения о Департаменте образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в редакции Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП) Департамент образования и науки <адрес> выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий <адрес> в соответствии с законами <адрес> и иными правовыми актами Губернатора <адрес> и Правительства Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора доходов бюджета <адрес>; полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством <адрес>, в отношении имущества <адрес>, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям <адрес>; контроль над целевым использованием бюджетных средств подведомственными организациями и учреждениями, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Как установлено судом, Департаментом образования и науки <адрес> как учредителем детского сада № до настоящего времени не решен вопрос о финансировании мероприятий, необходимых, для обеспечения соответствия медицинского кабинета детского сада предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательной организации и других участников образовательного процесса, круг которых определить невозможно, поскольку он изменяется в ходе учебного года.
Исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту образования и науки <адрес> и понуждении ответственных лиц к финансированию мероприятий для обеспечения соответствия медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, по площади и набору помещений предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Обязанность по обеспечению выполнение необходимых работ для обеспечения соответствия медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, по площади и набору помещений предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям, лежит на учреждении в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на администрацию ГБДОУ <адрес> «Детский сад №», суд находит целесообразным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> к Департаменту образования и науки <адрес>, Государственому бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» об обязании выделения денежных средств для обеспечения медицинского кабинета удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки <адрес> выделить необходимые денежные средства государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №» для обеспечения соответствия медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, по площади и набору помещений, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки <адрес> на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить выполнение необходимых работ по адресу: <адрес>, по обеспечению соответствия площади и набора помещений медицинского кабинета предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.В.Кукурекин