Дело № 12-58/2024
УИД 86MS0071-01-2023-006414-59
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23января 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,
с участиемпредставителяПравительства Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыБорисовой Л.Ю., представителя административного органа Краснова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыБорисовой Л.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыот 15.12.2023 года, которым юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушенияхс назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыот 15.12.2023 года, юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхс назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Борисова Л.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, чтооспариваемое постановление вынесено на основании результатов проверки, проводимой управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по автономному округу (далее - ГУ МЧС по ХМАО-Югре) в периоде 13.11.2023 по 17.11.2023 на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Дмитриева С.А.от 30.10.2023 № 34во исполнениепредписания от 30.12.2022 № 28/1/1, срок исполнения по которому 15.11.2022.Согласно протокола №15 от 28.11.2023, в ходе проверки установлено, что Правительством не выполнено в установленный срок предписание от 30.12.2022 №28/1/1, а именно:дислокация подразделений пожарной охраны на территории автономного округа не обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в населенных пунктах указанных в протоколе №15 от 28.11.2023 (Т.1 Л.Д. 3-4).В целях устранения нарушений, указанных в предписании от 30.12.2022 № 28/1/1 с 01.01.2022 по 01.11.2023 проведены мероприятия, в том числе заключены соглашения об оказании содействия в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - соглашение) в указанных выше населенных пунктах автономного округа с казачьими обществами: НО ХКО «Излучинск» от 21.07.2023 № 16/23, от 15.05.2023 № 4/23; НО Обь-Иртышскоеотдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества от 21.07.2023 № 15/23, от 15.05.2023 № 5/23.В целях исполнения указанных соглашений казачьими обществами созданы добровольные пожарные дружины, которые в установленном порядке зарегистрированы ГУ МЧС России по автономному округу в реестре общественных объединений пожарной охраны.В этой связи казачьими обществами, во исполнение соглашений, на территории муниципальных образований автономного округа, указанных в протоколе, организовано круглогодичное дежурство добровольных пожарных дружин (ДТТД-2 второго типа), которые оснащены мотопомпой, первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем. Дежурство добровольных пожарных в режиме ожидания оповещения по средствам связи круглосуточно. Дислокация подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов, указанных в протоколе, обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара.При этом по результатам проверки Правительству выдано новое предписание от 17.11.2023 № 34/1/1 с указанием выявленного нарушения не соответствующего формулировке нарушения, указанного в предписании от 30.12.2022 №28/1/1.Указывает нане согласие с выводами мирового суда о том, что виновность Правительства в совершении правонарушения, выразилась в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В судебном заседании представитель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Борисова Л.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы. Просила обжалуемое постановление отменить, дело прекратить.
Представитель административного органа Краснов В.В. указал на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыот 15.12.2023 года, юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхс назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, за то, что02.11.2023 года в 00 часов 01 минуту Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совершило правонарушение по адресу:Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира д.5, выразившееся в не выполнении в установленный срок предписания от 30.12.2022 № 28/1/1, выданного Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО - Югре, срок исполнения предписания истек 01.11.2023г.
Административная ответственность по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
К отношениям, связанным с осуществлением федеральногогосударственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите нрав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела, в период с 13.11.2023 по 17.11.2023 на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Дмитриева С.А.от 30.10.2023 № 34во исполнение предписания от 30.12.2022 № 28/1/1, проведена внеплановая выездная проверка Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об устранении в срок до 01.11.2023 нарушений ФЗ от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент отребованиях пожарной безопасности», ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положения о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2011 №94-п.
Срок выполнения предписания до 01.11.2023г.
Копия указанного предписания получена представителем Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по доверенности Гармаш А.В. 30.12.2022г.
Так в период с 13.11.2023г. по17.11.2023г., на основаниираспоряжения заместителя Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Дмитриева С.А. от 30.10.2023г. № 34, в отношении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполненияпредписания от 30.12.2022 № 28/1/1.
По результатам проведенной проверки установлено, что требования предписания от 30.12.2022 № 28/1/1не выполнены, что зафиксировано в акте проверки №34 от 17.11.2023.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.
Законность предписания заключается в том, оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление функции, по государственному региональному контролю (надзору). Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
Согласно Положению о Федеральной государственном пожарном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. №290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 5 указанного Положения, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В пункте 9 Положения закреплено право государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Из вышеизложенного следует, что при выдаче данного предписания сотрудник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району руководствовался требованиями закона и иных нормативных правовых актов, его действия предусмотрены законом и не выходят за рамки его компетенции.
Виновность Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыи его бездействие по факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании:
постановлением о назначении административногонаказания от 15.12.2023;
протоколом об административном правонарушении;
копией распоряжения №34 от 30.10.2023;
копией акта №34 от 17.11.2023;
копией предписания №34/1/1 от 17.11.2023;
информацией о населенных пунктах;
копией распоряжения от 09.12.2022
копией акта от 30.12.2022;
копией предписания от 30.12.2022;
письмом Департамента региональнойбезопастности;
копией договора аренды с приложением;
выпиской из ЕГРЮЛ;
распоряжением департамента с приложением;
договорами, протоколом комиссии, расписания выездов, графиками;
актами, приказами, страховыми полюсами, и другими материалами дела.
Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона.
Объективных доказательств, подтверждающих, что после получения предписания юридическим лицом предпринимались в соответствии с законодательством все необходимые меры для надлежащего исполнения предписания или юридическое лицо было лишено всякой возможности выполнить необходимые действия по выполнению предписания, суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований предписания в установленный срок, принятии всех необходимых мер для его выполнения, не представлено и в судебном заседании не установлено.
Доводы жалобы о том, что по результатам проверки Правительству выдано новое предписание от 17.11.2023 № 34/1/1 с указанием выявленного нарушения не соответствующего формулировке нарушения, указанного в предписании от 30.12.2022 №28/1/1 - материалами дела не подтверждается.В представленном акте проверки от 30.12.2022 № 28 и в предписании от 30.12.2022 № 28/1/1, как и в акте проверки от 17.11.2023 № 34 и предписании от 17.11.2023 № 34/1/1, указаны нормативные правовые акты Российской Федерации, требования которых нарушены, в частности это статья 76 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что юридическое лицоПравительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не исполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что юридическое лицо Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обоснованно привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры назначено в рамках санкции статьи в минимальном размере.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания не установлено.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыот 15.12.2023 года, которым юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхс назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Борисовой Л.Ю., - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин