Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-18/2020 (12-528/2019;) от 06.12.2019

13 января 2020 года                         Дело № 12-18/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче жалобы по подведомственности

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области
Попова Дарья Владимировна, рассмотрев в порядке подготовки жалобу индивидуального предпринимателя Садыкова Андрея Валерьевича и истребованные материалы дела на постановление по делу об административном правонарушении от 07 ноября 2019 года № 29026/19/1261745,

установил:

индивидуальный предприниматель Садыков А. В. обратился в Северодвинский городской суд Архангельской области с жалобой на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Севастьяновой И. С. от 07.11.2019 № 29026/19/1261745 о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе индивидуальный предприниматель Садыков А. В. просит признать обжалуемое постановление незаконным, отменить его и прекратить административное производство по данному делу.

В силу статьи 30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы суд выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Изучив поданную индивидуальным предпринимателем Садыковым А. В. 06.12.2019 жалобу, а также истребованные материалы из отдела судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и поступившие в суд 10.01.2020, в том числе к копией обжалуемого постановления, которое не было приобщено к жалобе при её подаче, нахожу её подлежащей возвращению без рассмотрения по следующему основанию.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

По общему правилу, исходя из положений части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, пункта 3 части 1 статьи 29 и статьи 207 АПК РФ, если юридические лица и индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие решения государственных органов, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, подлежат оспариванию в арбитражном суде.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 207 указанного Кодекса производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закреплённых в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершённого ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Следовательно, из положений вышеприведенных норм АПК РФ и КоАП РФ, с учётом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершённые ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Напротив, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

Вместе с тем, при установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определённых действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечёт за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.

Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:

1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;

2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.

Статьёй 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с исполнением требований исполнительного документа.

Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием, создающим препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

Субъектом ответственности являются лица, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 12.12.2014 по делу № 309-АД14-4867 по делу № А47-7968/2013, правовая норма, предусматривающая состав административного правонарушения, установленного статьёй 17.15 КоАП РФ, имеет объектом посягательства общественные отношения в области исполнительного производства, то есть, в широком смысле, институты государственной власти.

Кроме того, судья учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 3 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» и сводящиеся к тому, что компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется, в том числе, в соответствии с нормами частей 2 и 3 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Аналогичные положения указаны в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, согласно которым основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ, либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ (части 2, 3 статьи 128 Закона № 229-ФЗ).

Частью 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Согласно части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подаётся в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 данного Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 128 указанного Федерального закона в случаях, не указанных в части 2 данной статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, приведённые выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации (в части применения положений пункта 1 части 2 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») могут быть распространены, в том числе, и на случаи оспаривания законности постановлений судебных приставов-исполнителей о привлечении к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

Как усматривается из обжалуемого постановления от 07.11.2019 № 29026/19/1261745, индивидуальный предприниматель Садыков А. В. привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение им требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом - исполнителем после наложения административного штрафа, содержащихся в исполнительном документе - исполнительного листа .....

Таким образом, данное нарушение связано с невыполнением норм действующего законодательства в области исполнительного производства, возбужденного на основании выданного Арбитражным судом Архангельской области исполнительного листа, в связи с чем, оно подведомственно арбитражному суду, а не судам общей юрисдикции.

В соответствии с частью 3 статьи 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если её рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять её к производству.

Таким образом, жалоба индивидуального предпринимателя Садыкова Андрея Валерьевича на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Севастьяновой И. С. от 07.11.2019 № 29026/19/1261745 подлежит направлению со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области, поскольку рассмотрение данной жалобы не относится к компетенции суда общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.4 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 25.4, частью 4 статьи 30.4 КоАП РФ,

определил:

жалобу индивидуального предпринимателя Садыкова Андрея Валерьевича на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Севастьяновой И. С. от 07.11.2019 № 29026/19/1261745 направить со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.

Определение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток с момента вручения или получения копии определения.

Судья                                             Д. В. Попова

12-18/2020 (12-528/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Направлено по подведомственности
Ответчики
Садыков Андрей Валерьевич
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Попова Д.В.
Статьи

ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
06.12.2019Материалы переданы в производство судье
10.12.2019Истребованы материалы
10.01.2020Поступили истребованные материалы
13.01.2020Направлено по подведомственности
13.01.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Вступило в законную силу
13.01.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее