Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2164/2023 ~ М-992/2023 от 17.04.2023

Дело № 2 – 2164 / 2023

УИД 76RS0024-01-2023-001281-83

Принято в окончательной форме 25.10.2023                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2023 г.                                     г. Ярославль

    Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Рожковой Н.А., с участием

    истца Сорокина В.А.,

    представителя ответчика Ботковели Е.В. по доверенности,

    старшего помощника прокурора Зосиевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Владимира Александровича к Муниципальному казенному учреждению «Центр гражданской защиты» города Ярославля об оспаривании увольнения, восстановлении на работе,

у с т а н о в и л:

С учетом уточнений, Сорокин В.А. обратился в суд с иском к МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля о признании незаконным приказа от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об увольнении истца по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), признании недействительным протокола № НОМЕР заседания комиссии по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом на оставлении на работе и не подлежащих увольнению при сокращении численности, восстановлении на работе в должности оперативного дежурного поисково-спасательной службы.

В обоснование требований указано, что истец работал у ответчика с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности начальника отдела гражданской защиты, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА переведен в поисково-спасательную службу на должность оперативного дежурного поисково-спасательной службы. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ответчик уведомил Сорокина В.А. о сокращении его должности, а ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА – о наличии вакантных должностей, в уведомлении истец выразил согласие на должность начальника городского запасного пункта управления. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА состоялось заседание комиссии по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе и не подлежащих увольнению при сокращении численности, по итогам которого право на оставление на работе было закреплено за ФИО11 С решением комиссии Сорокин В.А. не согласен, поскольку комиссия по выбору кандидатов на вакантную должность проведена формально, не учтены стаж работы истца в области гражданской защиты – более 14 лет, наличие образования и опыта работы.

В судебном заседании истец Сорокин В.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля Ботковели Е.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения.

Старший помощник прокурора Зосиева М.В. в судебном заседании дала заключение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что Сорокин В.А. был принят на работу в МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на должность начальника отдела гражданской защиты, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА переведен в поисково-спасательную службу на должность оперативного дежурного поисково-спасательной службы.

Приказом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР Сорокин В.А. уволен ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. по сокращению численности работников в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Основанием для увольнения истца послужил приказ МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О внесении изменений в штатное расписание и сокращении численности и штата работников», которым с 01.04.2023 из штатного расписания исключались 5 единиц должностей оперативного дежурного поисково-спасательной службы.

Указанный приказ подписан компетентным лицом – директором учреждения, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Реальность проводимого сокращения подтверждена в судебном заседании объяснениями представителя ответчика, а также письменными доказательствами, в том числе новым штатным расписанием МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля, утвержденным приказом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 18-21), которое должность оперативного дежурного поисково-спасательной службы не предусматривает, и истцом не оспаривалась.

Оценка целесообразности сокращения штата работников является прерогативой работодателя и в компетенцию суда не входит, поскольку исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Порядок увольнения истца работодателем соблюден.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении Сорокин В.А. был предупрежден работодателем персонально, под роспись ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 22).

В соответствии со ст. 81 ТК РФ во время процедуры сокращения Сорокин В.А. извещался о наличии вакансий, при этом выразил согласие на перевод на вакансию начальника городского запасного пункта управления. Факта наличия у ответчика вакансий, которые должны быть, но не были предложены истцу, в ходе судебного разбирательства не установлено.

В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).

Поскольку должность оперативного дежурного поисково-спасательной службы исключена из штатного расписания (сокращена) полностью, то необходимость выбора работников, имеющих преимущественное право на оставление на данной работе, отсутствовала, а потому требования ст. 179 ТК РФ в отношении истца работодателем не нарушены.

При разрешении вопроса о том, кому из подлежащих увольнению работников отдать предпочтение при переводе на ту или иную должность в качестве альтернативы увольнению, ст. 179 ТК РФ не подлежит применению.

Вместе с тем, суд отмечает, что ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о том, что перевод на должность начальника городского запасного пункта управления не истца, а ФИО12 занимавшего должность ведущего специалиста по планированию мероприятий мирного времени в отделе гражданской защиты, которая также подлежала сокращению, не являлся произвольным и не дает оснований для вывода о допущении в отношении истца дискриминации.

Вопреки доводам истца, оснований полагать, что решение о переводе ФИО13 принято ответчиком ввиду проведения формального заседания и наличия неприязненного отношения руководителя к истцу, не имеется.

Указание по оптимизации штатной численности было дано ответчику мэрией г. Ярославля, выполняющим функции учредителя, в постановлении от 27.01.2023 № 77 «О внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты».

Представленные ответчиком объяснения о причинах проведения штатных мероприятий свидетельствуют о том, что при решении данного вопроса ответчик руководствовался постановлением мэрии г. Ярославля, которым внесены изменения в структуру МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля и изменена его штатная численность, а также дано указание директору выполнить предусмотренные действующим законодательством мероприятия, связанные с реализацией постановления.

Как следует из объяснений представителя ответчика и подтверждается материалами дела, оценка квалификации кандидатов на должность начальника городского запасного пункта управления Сорокина В.А. и ФИО14 была произведена на заседании комиссии в составе заместителя директора ФИО15, начальника отдела кадров ФИО16, начальника юридического отдела Ботковели Е.В., председателя первичной профсоюзной организации ФИО17, о чем составлен протокол № НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 24-31). Согласно указанному протоколу комиссия изучила данные обоих работников, претендующих на должность начальника городского запасного пункта, в том числе стаж работы, возраст, образование, характер выполняемых работ, семейное положение, наличие иждивенцев, и приняла решение о наличии преимущественного права на оставление на работе в указанной должности ведущего специалиста по планированию мероприятий мирного времени ФИО18, при этом сослалась на то, что последний имеет третью форму допуска к государственной тайне, а соответственно, имеет преимущественное право оставления на работе на основании ст. 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон), при этом должность начальника городского запасного пункта управления предусматривает наличие допуска к государственной тайне.

Согласно ст. 21 закона для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

В соответствии с п. 19 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (далее – Инструкция № 63), перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на доступ к государственной тайне (далее – номенклатура должностей).

В соответствии с п. 21 Инструкции № 63 в номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных обязанностей.

Согласно справке (л.д. 123) в МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля имеется номенклатура должностей № НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, согласованная с <данные изъяты> от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в которой под № НОМЕР имеется должность начальника городского запасного пункта управления, предыдущая номенклатура, действующая до организационно-штатных мероприятий содержала в себе аналогичный вышеуказанному пункт.

Факт наличия у ФИО19 допуска к государственной тайне подтверждается информационным письмом ответчика (л.д. 124).

Согласно ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по данному основанию производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Сведения о возможном расторжении трудовых договоров с работниками, занимающими сокращаемые должности, в том числе с истцом, были доведены до председателя первичной организации профсоюза МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля.

Мотивированное мнение профсоюзного комитета о прекращении трудового договора с Сорокиным В.А. не требовалось, так как членом профсоюза истец не являлся.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы иска о незаконности увольнения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, увольнение истца произведено на законном основании с соблюдением установленных законом гарантий. Требование Сорокина В.А. о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе в прежней должности необоснованно.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Сорокина Владимира Александровича (паспорт гражданина Российской Федерации НОМЕР) к Муниципальному казенному учреждению «Центр гражданской защиты» города Ярославля (ИНН НОМЕР) отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                            Е.В. Тарасова

2-2164/2023 ~ М-992/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Фрунзенского района г. Ярославля
Сорокин Владимир Александрович
Ответчики
МКУ "Центр гражданской защиты" города Ярославля
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославля
Судья
Тарасова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
frunzensky--jrs.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2023Предварительное судебное заседание
21.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
25.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее