Производство № 12-1129/2022
УИД 28RS0004-01-2022-007740-22
РЕШЕНИЕ
13 сентября 2022 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,
при секретаре судебного заседания Бондареве М.В.,
с участием защитник администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу мэра г. Благовещенска на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области от 28.06.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации г. Благовещенска, вынесенного в рамках исполнительного производства № 22035/17/28025-ИП,
УСТАНОВИЛ:
администрация г. Благовещенска постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области от 28.06.2022 года признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, мэр г. Благовещенска Имамеев О.Г. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований указал, что в действиях администрации г. Благовещенска отсутствует вина за неисполнение требований исполнительного документа о возложении на администрацию г. Благовещенска предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В рамках данного исполнительного производства администрация г. Благовещенска сообщила о том, что обязательства, возникающие у муниципального образования г. Благовещенска в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются в рамках лимитов бюджетных обязательств. Учитывая недостаточность финансирования, администрация г. Благовещенска в пределах выделенных бюджетных средств не имеет возможности исполнить решение суда. Администрация г. Благовещенска в пределах выделенных бюджетных средств не имеет реальной возможности исполнить все решения суда, возлагающие на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.
В судебном заседании защитник администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н. настаивала на доводах жалобы, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлялись судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало. Жалоба рассмотрена при данной явке.
Будучи не связанным доводами жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу и материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В силу ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч. 2).
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 26.05.2022 года администрация г. Благовещенска по адресу: Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 133, не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора срок требования, содержащиеся в исполнительном документе ФС № 018667489 от 31.08.2017 года, выданном Благовещенским городским судом Амурской области: предоставить ЕГ, *** года рождения, жилое помещение на территории муниципального образования г. Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 м?, по договору специализированного найма жилого помещения.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении администрации г. Благовещенска дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и привлечения ее к административной ответственности.
Признавая администрацию г. Благовещенска виновной в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области пришло к выводу о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Между тем с постановлением должностного лица согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом, бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ граждане РФ имеют право на жилище. Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
В силу ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу положений ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 05.02.2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, в установленном порядке.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения Специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях Специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
При этом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о принятии администрацией г. Благовещенска мер для надлежащего исполнения обязательства, отсутствии обстоятельств, повлекших невозможность исполнения в полном объеме требований исполнительного документа по вине должника, которые можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда.
Так, согласно письму-отчету от 21.01.2022 года № 01-17/140 МКУ «БГАЖЦ» заместителю мэра г. Благовещенска на 2022 год Законом Амурской области от 09.12.2021 года № 48-03 «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» муниципальному образованию г. Благовещенск предусмотрены субвенции на приобретение готовых жилых помещений детям-сиротам в размере 85688,5 тыс. рублей, и на приобретение жилых помещений, строительство которых планируется – 28562,8 тыс. рублей. 18.01.2022 года администрацией г. Благовещенска был проведен мониторинг средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию г. Благовещенск, на территории которого приобретаются жилые помещения, по результатам которого определено, что стоимость 1 м? общей площади жилого помещения составляет 128294,97 рубля, что намного выше стоимости утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 17.08.2021 года № 601 в размере 86554 рубля. В связи с этим, 19.01.2022 года администрация г. Благовещенска обратилась в министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой утвердить норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для муниципального образования г. Благовещенск на 2022 год не ниже 128294,97 рублей. На сегодняшний день норматив предельной стоимости составляет 100955 рубля, что меньше средней стоимости 1 м? на вторичном рынке по продаже жилья.
Согласно письму от 29.01.2021 года № 06-09/900 администрации г. Благовещенска Министру социальной защиты населения Амурской области. Муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» на сайтах ***, ***, ***, *** проведен мониторинг о наличии жилых помещений на территории муниципального образования г. Благовещенска от 18 м? до 33 м?.
Направленны запросы в риэлтерские агентства и застройщикам г. Благовещенска. По результатам мониторинга определено, что в продаже на вторичном рынке имеется 30 жилых помещений до 33 м? соответствующих требованиям к приобретаемым квартирам, вместе с тем средняя стоимость 1 м? составляете более 105000 тысяч рублей. Согласно ответам застройщиков жилые помещения требуемой квадратуры отсутствуют. АО «Специализированный застройщик» «Амурстрой» предлагает к продаже жилые помещения до 33 м? путем участия в долевом строительстве в количестве 11 штук.
Согласно письму от 04.03.2021 года № К-3683 по состоянию на 02.03.2021 года на исполнении у администрации г. Благовещенска находятся 375 судебных актов по предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, из них вынесенных по 22.07.2016 года – 59. Утверждение г. Благовещенску в 2020 году норматива предельной стоимости 1 м? общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам в размере 57469 рублей привело к тому, что лимиты бюджетных обязательств на обеспечение предоставления детям-сиротам 25 жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 51204879 рублей администрацией г. Благовещенска были возвращены в министерство социальной защиты населения Амурской области, что составило 79,4% от первоначального размера доведенных лимитов. На оставшиеся 16878645,30 рублей с помощью электронных аукционов было приобретено только 2 жилых помещения (13 аукционов были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок), а также муниципальному образованию г. Благовещенска была произведена компенсация стоимости 7 жилых помещений, предоставленных детям-сиротам из муниципального имущества г. Благовещенска. По сравнению с 2019 годом, когда жилыми помещениями в рамках исполнения судебных актов администрацией г. Благовещенска было обеспечено 21 лицо, из числа детей-сирот, количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями в рамках исполнения судебных актов в 2020 году за счет средств субвенции составило 9 человек и сократилось более чем на 50%. Согласно проведенному в январе текущего года муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» мониторингу наличия жилых помещений на территории муниципального образования г. Благовещенска общей площадью от 18 м? до 33 м? было установлено, что в продаже на вторичном рынке жилья имелось 30 жилых помещений общей площадью от 18 м? до 33 м?, со стоимостью одного квадратного метра более 105000 рублей (сайты: ***, ***, ***, ***). На запросы в организации, оказывающие услуги по продаже недвижимости и застройщикам города на предмет наличия в продаже жилых помещений, соответствующих требованиям, установленным для жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, получена информация об отсутствии жилых помещений с требуемыми характеристиками со стоимостью 67739 рублей за 1 м?. Администрация г. Благовещенска просит рассмотреть возможность увеличения норматива предельной стоимости с целью возможности реализации в полном объеме доведенных лимитов, выделенных на приобретение жилых помещений для детей-сирот, что позволит администрация города Благовещенска производить обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в рамках исполнения судебных актов.
Согласно письму от 15.03.2022 года № 06-09/2685 администрации г. Благовещенска Министру социальной защиты населения Амурской области, потребность администрации г. Благовещенска в денежных средствах на исполнение 332 судебных актов составляет 1106062980 рублей, при стоимости 1 м? в размере 100955 рублей, в связи с чем, администрация г. Благовещенска просит выделить в текущем году денежные средства в размере необходимой потребности на обеспечение жилыми помещениями 332 детей-сирот.
Указанные в письмах обстоятельства находят свое подтверждение в материалах дела, в том числе в соглашении № 1 от 24.01.2022 года и приложениях к нему, дополнительном соглашении № 1 от 22.02.2022 года к соглашению № 1 от 24.01.2022 года, дополнительном соглашении № 2 от 28.03.2022 года к соглашению № 1 от 24.01.2022 года, дополнительном соглашении № 3 от 11.04.2022 года к соглашению № 1 от 24.01.2022 года и приложениях к нему, дополнительном соглашении № 4 от 11.05.2022 года к соглашению № 1 от 24.01.2022 года, дополнительном соглашении № 1 от 26.05.2021 года к муниципальному контракту № Ф.2021.0128 от 04.05.2021 года и приложениях к нему, протоколах проведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В этой связи стоит учитывать, что администрация г. Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств, является должником по исполнительным производствам аналогичного характера.
Проанализировав представленные документы, судья приходит к выводу, что с момента возбуждения исполнительного производства администрацией г. Благовещенска принимаются все зависящие от нее меры, направленные на исполнение решения суда. Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от наличия в муниципальной собственности соответствующего требованиям свободного жилого помещения и перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация г. Благовещенска объективно была лишена возможности исполнить решение в установленный срок, действовала в пределах своей компетенции, а также ресурсной, в том числе финансовой, обеспеченности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Благовещенска прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области от 28.06.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации г. Благовещенска, вынесенного в рамках исполнительного производства № 22035/17/28025-ИП – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение как не вступившее в законную силу может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в кассационном порядке непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54 в порядке и в срок, установленные гл. 30 КоАП РФ.
Судья Благовещенского
городского суда В.В. Вискулова