Судья: Андреева Е.А. Дело № 33а-9009/2023
УИД: 63RS0007-01-2022-002781-91
Дело № 2а-54/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Пудовкиной Е.С., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области в лице представителя Тавлуевой А.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 3 марта 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области – Тавлуевой А.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Никитиной Е.С. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А., действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить земельные участки объектами инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией муниципального района Волжский Самарской области за счет средств муниципального бюджета сформировано 1007 земельных участков в <адрес>, из которых 987 земельных участков в период с 11 июня 2013 г. по 13 мая 2019 г. предоставлены семьям, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, а также 536 земельных участков в пос. <адрес>, которые в период с 10 апреля 2014 г. по 28 июня 2021 г. предоставлены в собственность бесплатно указанной категории граждан.
В ходе проверки проведенной прокуратурой установлено, что на земельных участках, сформированных в пос. <адрес> и предоставленных в собственность бесплатно семьям, имеющим трех и более детей, централизованное водоснабжение и централизованная канализация отсутствуют, мероприятия по проектированию водозабора и разводящих водопроводных сетей не проведены. Гидрогеологические изыскания на предмет наличия подземных вод в районе расположения вышеуказанных участков также не проведены.
Постановлением главы с.п. Воскресенка от 26 декабря 2019 г. № 796 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский», в который входят автомобильные дороги в <адрес>, в том числе в границах улиц, на которых сформированы земельные участки, впоследствии предоставленные семьям, имеющим трех и более детей. В нарушение требований законодательства кадастровый учет указанных автомобильных дорог не произведен, право собственности на них не оформлено. Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Волжскому району вышеуказанные автомобильные дороги изначально имеют грунтовое покрытие, в связи с этим предусмотрена только патрульная расчистка снега после выпадения обильных осадков. Иные виды работ не предусмотрены ввиду отсутствия твердого асфальтобетонного покрытия.
Таким образом, органом местного самоуправления не проведены инженерные мероприятия по обустройству асфальтобетонного покрытия, дорожная деятельность в отношении подъездных путей, ведущих к земельным участкам в пос. <адрес> предоставленным семьям, имеющим трех и более детей, не ведется. Отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения, возложенных законом обязанностей, не может являться основанием для освобождения от них.
До настоящего времени администрацией муниципального района Волжский не разработан комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры. Данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии в течение 10 лет администрацией муниципального образования должных мер для обеспечения земельных участков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального района Волжский Самарской области, выраженное в длительном непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на земельных участках в пос. <адрес>, выделенных семьям, имеющим трех и более детей, а также неосуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе в границах улиц, на которых сформированы обозначенные земельные участки, влечет нарушение права семей, имеющих трех и более детей, на получение социальной поддержки в виде предоставления благоустроенных земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений (том 3 л.д. 56-61), административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района Волжский Самарской области, выраженное в длительном непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения, на земельных участках в пос. <адрес> и пос. <адрес>, выделенных семьям, имеющим трех и более детей, а также неосуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе в границах улиц, на которых сформированы обозначенные земельные участки. Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить объектами коммунальной и инженерной инфраструктуры (водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам) 1007 земельных участков в пос. <адрес> с.п. <адрес>, из которых 987 участков в период с 11 июня 2013 г. по 13 мая 2019 г. предоставлены семьям, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, а также 536 земельных участков в пос. <адрес>, которые в период с 10 апреля 2014 г. по 28 июня 2021 г. предоставлены в собственность бесплатно аналогичной категории граждан, в течение одного года, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в необеспечении транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктурой земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, предоставленных многодетным семьям. На администрацию муниципального района Волжский Самарской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктурой (подъездной дорогой, объектами водоснабжения и водоотведения) земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> предоставленные многодетным семьям (том 3 л.д. 113-117).
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Волжский Самарской области в лице представителя Тавлуевой А.В. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, и просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме (том 3 л.д. 143-149).
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представитель администрации муниципального района Волжский Самарской области Тавлуева А.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Прокурор Никитина Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что администрацией муниципального района Волжский Самарской области за счет средств муниципального бюджета сформировано 1007 земельных участков в пос. <адрес> с.п. <адрес> <адрес>, из которых 987 участков в период с 11 июня 2013 г. по 13 мая 2019 г. предоставлены семьям, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, а также 536 земельных участков в пос. <адрес> <адрес>, которые в период с 10 апреля 2014 г. по 28 июня 2021 г. предоставлены в собственность бесплатно аналогичной категории граждан.
Имеющийся в администрации муниципального района Волжский Самарской области реестр земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей позволяет установить, что данные участки предоставлены по адресу: <адрес>
Постановлением главы с.п. Воскресенка от 26 декабря 2019 г. № 796 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский, в который входят автомобильные дороги в <адрес>, в том числе в границах улиц, на которых сформированы земельные участки, впоследствии предоставленные семьям, имеющим трех и более детей.
В прокуратуру района поступали обрушения граждан – собственников земельных участков (например, Максимовой М.Н.) в <адрес>, о необеспеченности земельных участков объектами транспортной инфраструктуры.
Прокуратурой Волжского района Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
16 февраля 2022 г. вынесено представление Главе с.п. Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку кадастровый учет автомобильных дорог в границах поселения не произведен, право собственности не оформлено.
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Волжскому району Госавтоинспекцией Волжского района с выездом на место проведена проверка. Установлено, что улицы <адрес> и др., расположенные в границах земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей в пос. <адрес> изначально имеют грунтовое или щебеночно-грунтовое покрытие. На улицах данной категории предусмотрена только патрульная расчистка снега после выпадения обильных осадков. Иные виды работ не предусмотрены ввиду отсутствия твердого асфальтобетонного покрытия.
Согласно ответу ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» от 24 ноября 2022 г. в пос. <адрес> и пос. <адрес> состояние центральных дорог удовлетворительное, а периферических без асфальтированного покрытия. Зимой, осенью-весной и летом в период выпадения осадков проезд затруднен.
Из письма МУП «Воскресенское» от 07 ноября 2022 г. следует, что технологическое присоединение к центральной системе водоснабжения домовладений по адресам: <адрес>, не представляется возможным ввиду отсутствия инженерных коммуникаций и малого дебета скважины № 18/02 пос. <адрес>.
Административным ответчиком не отрицалось, что спорные земельные участки не обеспечены подъездными путями, объектами коммунальной инфраструктуры.
Разрешая административный спор, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействие администрации муниципального района Волжский Самарской области, выраженное в длительном непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на земельных участках в пос. <адрес> и пос. <адрес>, а также неосуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Самарской области разработан и утвержден Законом Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле».
В соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно частям 6 - 8, части 10 статьи 10.3 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им орган исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления организуют проведение работ по формированию земельных участков для предоставления их бесплатно в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Согласно данному Указу Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Возникновение обязанности по благоустройству земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, предназначенных для оказания государственной поддержки многодетным семьям, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) возникает в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" именно у органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы местного значения – обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения закреплены за сельскими поселениями, в связи с чем администрация муниципального района Волжский Самарской области не является надлежащим административным ответчиком по рассматриваемому делу, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно указано на то, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, исходя из положений части 4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопросы обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, необходимой инфраструктурой, подлежат выполнению в рамках реализации схемы территориального планирования, что отнесено к полномочиям администрации муниципального района.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельные участки предоставлялись не для индивидуального жилищного строительства, а для ведения личного подсобного хозяйства, судебной коллегией признан несостоятельным ввиду следующего.
Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 г. № 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Разделом IV данных Методических рекомендаций установлены особенности регулирования порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
С учетом вышеизложенного, земельные участки, предоставляемые многодетным семьям в собственность бесплатно, должны быть обеспечены объектами инфраструктуры. Поскольку на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, то при решении вопроса об обеспечении участка объектами инфраструктуры не имеет значение вид его разрешенного использования (приусадебный участок личного подсобного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства).
Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.
В соответствии с п. 33 Методических рекомендаций принимая во внимание, что приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими Методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Доказательства отсутствия в течение длительного времени объективной возможности, в том числе отсутствия средств на обеспечение земельных участков объектами транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктурой не представлены. Способ устранения допущенного органом местного самоуправления незаконного бездействия путем возложения на администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанности обеспечить земельные участки транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктурой (подъездной дорогой, объектами водоснабжения и водоотведения) соответствует положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокуратурой Волжского района Самарской области в отношении администрации муниципального района Волжский Самарской области меры прокурорского реагирования не применялись, судебной коллегией отклоняется, поскольку не имеет правового значения для настоящего спора.
Между тем, полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций определены, в том числе, статьями 22, 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Как следует из положений указанного Закона, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, либо свидетельствующих о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Следует отметить, что само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда Самарской области от 3 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области в лице представителя Тавлуевой А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –