Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-898/2019 от 08.08.2019

Дело № 12-898/19

РЕШЕНИЕ

09 октября 2019 года                                                            гор. Махачкала

рассмотрев жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/17-АР/5 от 13 июня 2018 года об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

                  Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/17-АР/5 от 13 июня 2018 года, ОАО "Махачкалаводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 80 000 рублей.

ОАО "Махачкалаводоканал" обратилось в суд с жалобой на постановление считая его незаконным, в котором просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.

    В судебном заседании Муслимов Г.К действующий по доверенности, жалобу поддержал, просил суд её удовлетворить по основаниям в ней изложенным и пояснил, что ОАО "Махачкалаводоканал" принимает осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку через канализационные сети в очистное сооружение МУП "Очистные сооружения Канализация Махачкала-Каспийск", где осуществляются очистка и сброс сточных вод в Каспийское море. Разрешение на сброс сточных ввод имеет МУП " Очистные сооружения Канализация Махачкала-Каспийск". ОАО "Махачкалаводоканал" не имеет право сбрасывать сточные вводы в Каспийское море. Однако, в связи с увеличением темпа роста объектов капитального строительства, а также увеличением роста населения на территории МО "город Махачкала", в разы увеличилась нагрузка на системы водоотведения. В настоящее время фактический объем сточных вод поступающих на ГНС-6, находящейся на балансе МУП "Очистные сооружения канализации Махачкала-Каспийск", составляет около 65000000 куб/м, что превышает проектную мощность МУП "ОСК Махачкала-Каспийск". Однако в связи с сверхнормативным износом, а также технологическими особенностями фактический объем сточных вод, поступающих с систем водоотведения г.Махачкалы, ГНС-6 принять не может. В результате чего систематически происходят прорывы на напорных коллекторах. МУП "ОСК Махачкала-Каспийск" сообщила в адрес ОАО "Махачкалаводоканал", что пропускная возможность ГНАС-6 на сегодняшний день составляет 5500-600 м3/час или 130000-135000 м3/сут, но пропускная способность напорных коллекторов, которые эксплуатируются из-за износа не выдерживают большие нагрузки. При увеличении нагрузок учащаются аварийные прорывы на напорных коллекторах, которые могу вызвать последствия, вплоть до экологической катастрофы, не говоря об остановках самих коллекторов для ликвидации аварий. В связи с чем, оптимальная пропускная способность напорных коллекторов от ГНС-6 до Очистных сооружений составляет 110-115 тыс. м3/ сут. У ОАО "Махачкалаводоканал" отсутствует техническая возможность транспортировки сбрасываемых вод в ГНС-6 для последующей очистки и сброса МУП "ОСК Махачкала-Каспийск". Юридическим лицом ОАО "Махачкалаводоканал" приняты все зависящие от него меры по их соблюдению законодательства. Просит суд постановление отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела об АП, суд считает жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

При проведении рейдового осмотра водоохранной зоны Каспийского моря в границах административной территории города Махачкала 03.05.2018 г. обнаружен сброс сточных (ливневых) неочищенных вод в Каспийское море. Сброс осуществляется через бетонный лоток накрытый железобетонной плитой. Место сброса находится в городе Махачкала в районе махачкалинского мясокомбината по улице Лаптиева 31, по следующим координатам: 42°58"20.7" СШ, 47°32"13.6М ВД.

По факту нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

В ходе административного расследования установлено, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 18 марта 2016 года по делу № 2-670/16 деятельность ОАО «Махачкалаводоканал» по сбросу неочищенных сточных вод в Каспийское море на административной территории городского округа «город Махачкала» признана незаконной, суд обязал ОАО «Махачкалаводоканал» ликвидировать несанкционированные сбросы неочищенных сточных вод в Каспийское море на административной территории городского округа «город Махачкала», а именно:

- в районе мясокомбината по ул. Лаптиева, 31 с бетонного лотка шириной 1 м.;

- у лечебно- оздоровительного центра «Белый медведь с 2-х труб»;

- в районе средней школы <адрес>

- в районе <адрес>, газпромовский городок, за издательством <адрес>.

Так же вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РД от 28 апреля 2016 года-по делу № А15-290/2016, ОАО «Махачкалаводоканал» признано лицом ответственным за несанкционированные сбросы сточных вод на территории города Махачкалы так как ОАО «Махачкалаводоканал» приказом Дагестанского УФАС от 30.12.2010 года №498 включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающее доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах города Махачкалы (в пределах территории охваченной присоединенной сетью).

В рамках расследования Департаментом направлен запрос в Управление Росприроднадзора по РД о предоставлении информации о наличии у ОАО «Махачкалаводоканал» разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект «Каспийское море».

Письмом от 16.05.2018 года № 04-353 Управление Росприроднадзора по PД сообщает, что ОАО «Махачкалаводоканал» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в Каспийское море.

Специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Республик Дагестан» осуществлен отбор проб и образцов сточных вод, сбрасываемых Каспийское море, для проведения экспертизы и химического анализа на наличие превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО" ЦЛАТИ по Республике Дагестан от 04 июня 2018 года № 50 по результатам количественного химического анализа проб сточных вод, сбрасываемых Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов.

Превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море в городе Махачкала в районе махачкалинского мясокомбината по улице Лаптиева 31 (координаты 42°58"20.7" СШ, 47°32"13.6" ВД) составляет: Фосфат-ион в 2.4 раза, Аммоний-ион в 8 раз, АПАВ в 2,5 раз, БПК5 в 6,2 раз, Железо в 2 раз, Цинк в 1,9 раза, Сульфаты в 1.3 раза.

Исходя из изложенных обстоятельств в оспариваемом постановлении сделан вывод о наличии в действиях ОАО «Махачкалаводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 КоАП РФ, и о необходимости назначения административного наказания.

При этом должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, нарушены требования ст. 4.5 КоАП РФ, что выразилось в следующем.

В соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.37 Водного кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

В силу ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

В силу правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч.1 ст.23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1, 2 ст.23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст.28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).

Вышеперечисленные положения указывают на то, что применение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности находится в исключительной компетенции судей районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.1 ст.8.14 КоАП РФ отнесены к части 2 статьи 23.1 Кодекса.

Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении ОАО «Махачкалаводоканал» подлежало рассмотрению в районном суде.

Однако, в нарушение требований указанных выше норм закона настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, постановлением ОАО «Махачкалаводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию.

Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, рассмотрено должностным лицом с нарушением правил подведомственности, установленных ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением требований КоАП РФ.

Кроме того, установлено, что наказание назначено ОАО «Махачкалаводоканал» с нарушением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ составляет один год.

Согласно ч. 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 18 марта 2016 года по делу № 2-670/16 деятельность ОАО «Махачкалаводоканал» по сбросу неочищенных сточных вод в Каспийское море на административной территории городского округа «город Махачкала» признана незаконной, суд обязал ОАО «Махачкалаводоканал» ликвидировать несанкционированные сбросы неочищенных сточных вод в Каспийское море на административной территории городского округа «город Махачкала», а именно:

- в районе мясокомбината по <адрес> с бетонного лотка шириной 1 м.;

- у лечебно- оздоровительного центра «Белый медведь с 2-х труб»;

- в районе средней школы № <адрес>

- в районе <адрес>, газпромовский городок, за издательством г. Махачкала.

Установлено, что к участию в данном гражданском деле, возбужденном по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в лице Управления по Республике Дагестан.

Таким образом, о факте незаконного сброса неочищенных сточных вод органу, уполномоченному привлекать к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ – Росприродназор в лице Управления по РД, стало известно еще в марта 2016 года.

В материалах дела отсутствуют данные, что указанное решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 18 марта 2016 года было исполнено, и несанкционированный сброс сточных вод прекращен.

В связи с этим выявление 3 мая 2018 года сброса в Каспийское море неочищенных сточных вод не свидетельствует о совершении ОАО "Махачкалаводоканал" нового правонарушения, а приводит к выводу о продолжении длящегося правонарушения, о котором органу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, было известно еще в 2016 году.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении ОАО "Махачкалаводоканал", подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.9 КоАП РФ.

                    РЕШИЛ:

Жалобу ОАО "Махачкалаводоканал" удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО по делу №18-0004/17-АР/5 от 13 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.14 КоАП РФ в отношении ОАО "Махачкалаводоканал" отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД участниками производства по делу об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения им или получения ими копии решения.

Судья                                     Магомедов С.И

12-898/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ОАО "Махачкалаводоканал"
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедов Саид Ибрагимович
Статьи

ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
13.08.2019Материалы переданы в производство судье
09.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.01.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
20.01.2020Вступило в законную силу
20.01.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее