КОПИЯ
70RS0004-01-2022-004236-75
Дело № 2-3169/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2022 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Порубовой О.Н.
при секретаре Карташовой Е.А.
с участием:
истцов Лукашева И.Ю., Лукашевой Е.В.,
помощника прокурора Советского района г.Томска Соломиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Лукашева Игоря Юрьевича, Лукашевой Екатерины Владимировны, Лукашевой Вероники Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,
установил:
прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Лукашева И.Ю., Лукашевой Е.В., Лукашевой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 26 кв.м., состоящее не менее, чем из двух комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование иска указано, что Лукашев И.Ю. является нанимателем <адрес> по адресу: <адрес>, с составом семьи: супругой- Лукашевой Е.В. и дочерью Лукашевой В.И. Заключением межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № 1716 от 18.01.2016 и постановлением администрации г.Томска от 29.01.2016 №44 жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, т.е. непригоден для проживания. Срок расселения жильцов дома установлен до 31.12.2018. Жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением администрации Томской области от 10.04.2019 №233-ра. Однако иное жилое помещение взамен аварийного истцам до настоящего времени не предоставлено.
Процессуальный истец - помощник прокурора, а также материальные истцы Лукашев И.Ю., Лукашева Е.В., действующие, в том числе, как законные представители несовершеннолетней Лукашевой В.И., в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, в ответ на исковое заявление представил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования ответчик не признает. Из отзыва также следует, что согласно техническому паспорту и выписки из ЕГРН квартира <адрес>, состоит из кухни (6,3 кв.м.) и комнаты (16,7 кв.м.) и имеет общую площадь 23 кв.м., при этом <адрес> состоит из кухни (10,5 кв.м.) и комнаты (9,7 кв.м.) и имеет общую площадь 20.2 кв.м., на момент признания дома аварийным <адрес> была незаселенная, лицевой счет был закрыт, жилое помещение пустующее – споры о праве на него отсутствуют, право пользование квартирой №а за истцами не признано.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.1,2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 ЖК РФ.
Согласно ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Судом установлено, что квартира по адресу <адрес> относится к муниципальному жилищному фонду. Лукашев И.Ю. является нанимателем квартиры №3 по адресу: <адрес> (основанием для его вселения и пользования жилым помещением явился обменный ордер от 13.12.1991 № 3168), зарегистрирован в данном жилом помещении с составом семьи: супругой Лукашевой Е.В., дочерью Лукашевой В.И., что следует из ответа администрации Советского района г. Томска от 21.06.2021, ответа администрации города Томска от 22.06.2021 № 4756, подтверждается обменным ордером от 13.12.1991.
Заключением межведомственной комиссии № 1716 от 18.01.2016, постановлением администрации г. Томска № 44 от 29.01.2016 многоквартирный <адрес>, в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, на администрацию возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2018 принять меры к отселению физических лиц из аварийного жилья.
До настоящего времени жилое помещение взамен аварийного истцам не предоставлено, что ответчик не оспаривает.
При этом согласно заключению ООО «Ремстройпроект» от 04.09.2015 физический износ строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес>, составляет 60-80%, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан, многоквартирный дом относится к непригодным для проживания, для восстановления эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций и доведения их состояния до требований нормативных документов требуется их почти полная замена, проведение ремонта экономически нецелесообразно.
Жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением администрации Томской области от 10.04.2019 №233-ра.
Как следует из ответа администрации Советского района г.Томска от 21.06.2021, ответа администрации города Томска от 22.06.2021, расселение <адрес>, признанного авариным в 2016 году, запланировано в рамках указанной программы, дата окончания переселения жильцов – 31.12.2024, при этом администрацией не планируется проведение ремонтно-восстановительных работ по приведению жилых помещений в указанном доме в пригодное для проживания состояние для последующего их предоставления гражданам.
Вместе с тем, несмотря на обозначенный и запланированный органом местного самоуправления срок расселения аварийного жилья, предоставление гражданам иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от установленного органом местного самоуправления срока расселения жильцов указанного многоквартирного дома, а также предоставления жилых помещений маневренного фонда.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец, как наниматель жилого помещения муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, совместно с членами своей семьи, имеет право на предоставление во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск».
Оценивая площадь предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего.
Истцами заявлено к предоставлению благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 26 кв.м., состоящее не менее, чем из двух комнат, со ссылкой на обменный ордер, выданный на имя Лукашева И.Ю. от 13.12.1991, в котором <адрес>, указана как состоящая из двух комнат, и площадь квартиры - 26 кв.м.
Вместе с тем ордер являлся в силу действовавших ранее (на момент предоставления истцу жилого помещения) положений ст. 47 ЖК РСФСР только основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (при вселении в порядке обмена – обменный ордер), при этом ранее выданный ордер является основанием для права пользования жилым помещением на условиях социального найма и по настоящее время.
При этом нормой ч. 5 ст. 19 ЖК РФ предусмотрено, что техническая и иная информация о жилом помещении, а также информация по обеспечению соответствия жилых помещений установленным требованиям содержится в технической паспорте жилого помещения.
Следовательно, все технические данные, в том числе данные о площади, жилого помещения - квартиры № по адресу: <адрес>, содержатся в техническом паспорте на указанный жилой дом.
Кроме того, учитывая, что с 01.01.2017 кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость проводятся в едином реестре – ЕГРН, проведение кадастрового учета, как и госрегистрации прав, подтверждается выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости).
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес>, экспликации к плану строения, квартира № в указанном доме имеет общую площадь 23 кв.м., состоит из кухни, площадью 6,3 кв.м., и жилой комнаты, площадью 16,7 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости от 06.10.2022, жилое помещение – квартира № по адресу: <адрес>, находящееся в муниципальной собственности, поставлено на кадастровый учет за №, и представляет собой жилое помещение также площадью 23 кв.м.
По сведениям реестра муниципального имущества города Томска от 25.03.2022, жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрированное за реестровым номером 373500, также учтено с площадью 23 кв.м.
Таким образом, поскольку согласно технической документации, площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 23 кв.м., и состоит из одной комнаты, с учетом нормативных положений ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ истцам должно быть предоставлено жилое помещение исходя из характеристик занимаемого ранее жилого помазания, а именно, общей площадью не менее 23 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты.
Сведений о том, что истцам было предоставлено по договору социального найма дополнительное жилое помещение, в деле не имеется.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Лукашева И.Ю., Лукашевой Е.В., Лукашевой В.И., о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска предоставить Лукашеву Игорю Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Лукашевой Екатерине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Лукашевой Веронике Игоревне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из одной комнаты, общей площадью не менее 23 кв.м. взамен авариного жилого помещения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна
Судья О.Н. Порубова
Секретарь Е.А. Карташова
Решение суда в окончательной форме принято 27.10.2022.
Оригинал в деле № 2-3169/2022 Советского районного суда г. Томска