Дело №12-313/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 27 июня 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу Шерстневой Ольги Викторовны на постановление №150, вынесенное административной комиссией в городе Йошкар-Оле 05 мая 2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 05 мая 2023 года Шерстнева О.В., как должностное лицо – и.о. директора МКУ «<иные данные>» городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18 ч.1 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Шерстнева О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление от 05 мая 2023 года отменить, производство по делу прекратить, считая привлечение к административной ответственности неправильным, поскольку финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» на основании бюджетной сметы, утверждено главой администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Расходование денежных средств производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регулирующие бюджетные правоотношения. На основании заключенного муниципального контракта №, подрядчик МУП «<иные данные>» МО «<иные данные>» обязан содержать автомобильные дороги общего пользования, искуственных и защитных сооружений на них в ГО. Подрядчик обязан в зимний период производить механизированную очистку, расчистку автомобильных дорог от снежных заносов, погрузку и вывоз снега, обязан проводить обследование, текущие и периодические осмотры.
Шерстнева О.В. в судебном заседании доводы письменной жалобы поддержала.
Защиник Шерстневой О.В. – Г.А.М. в суде жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил ее удовлетворить. Дополнил, что за период с 14 марта 2023 года по 22 марта 2023 года подрядчиком были выполнены работы, о чем составлен акт №15 от 29 марта 2023 года. Возможно на территории, где зафиксировано скопление снега, наледи, не смог проехать уборочный транспорт из-за узкой ширины проезжей части, либо очистка была произведена, но из-за погодных условий вскоре снова образовалась ситуция, зафиксированная на фото.
Прокурор г.Йошкар-Олы, представитель административной комиссии в городе Йошкар-Оле, извещенные надлежащим образом, на рассмотрение жалобы в суд не явились, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» административным правонарушением признается неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до четырех тысяч рублей,
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при очистке автомобильных дорог городского округа «<иные данные>» по результатам которой выявлены нарушения законодательства в деятельности муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожного хозяйства» городского округа «<иные данные>».
Проведенной проверкой установлено, что дорожное покрытие по <адрес> содержится ненадлежащим образом, дорожное покрытие покрыто значительным количеством осадков в виде снега и наледи, которое в свою очередь образовало колейность, что препятствует движению транспортных средств и пешеходов, в том числе специализированной техники и оперативных служб.
Вышеперечисленные автомобильные дороги в соответствии с постановлением мэра города <иные данные> от 30.01.2007 №113 «О муниципальных автомобильных дорогах городского округа «<иные данные>» относятся к муниципальным автомобильным дорогам городского округа.
В отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора муниципального казенного учреждения « «<иные данные>» городского округа «<иные данные>» заместителем прокурора <иные данные> 23 марта 2023 года вынесено постановление №48 о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно положениям статьи 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа также относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Собрания депутатов городского округа «<иные данные>» от 22.11.2017 N 569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «<иные данные>» (далее - Правила благоустройства ГО «<иные данные>».
Из положений п.1.1. Правил благоустройства ГО «<иные данные>» следует, что настоящие правила устанавливают единый порядок обеспечения чистоты, надлежащего содержания территорий городского округа «<иные данные>» и являются обязательными для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ответственные лица за содержание и уборку дорог, ограждений вдоль проезжих частей, тротуаров и газонов, других элементов обустройства автомобильных дорог, площадей, набережных, объектов внешнего благоустройства - организации, на обслуживании которых они находятся (п.19.1 Правил);
В силу п.3.11 Правил благоустройства ГО «<иные данные>» уборка территории общего пользования в зимний период включает в себя очистку зданий дорожных покрытий и тротуаров от снега, наледи и мусора, рыхление снега и организацию отвода талых вод в период с марта по апрель.
Согласно п.3.17 Правил благоустройства ГО «<иные данные>» при производстве уборки в зимний период запрещается загромождение снегом проездов, проходов, перекрестков, подъездов, тротуаров, площадей.
В состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в частности, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений, что предусмотрено Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402, Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты и введены в действие Письмом Росавтодора от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис) предусмотрено, что непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог (пункт 6.1.1).
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п.8.1 ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости.
В соответствии с п.8.3 ГОСТа обочины дорог категорий IA, 1Б и IB должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины. При этом состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
В соответствии с п.8.10 ГОСТа не допускается наличие уплотненного снежного покрова (далее - УСП) толщиной свыше 8 см в период зимнего содержания дорог.
В соответствии с п. 8.12 ГОСТа УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 8.6.
Постановлением Мэра <иные данные> № от 12 сентября 2022 года создано МКУ «<иные данные>» ГО «Город <иные данные>», основной целью которого является реализация предусмотренных ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа «<иные данные>» в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «<иные данные>» (содержание и ремонт) (л.д.24).
Само по себе делегирование своих полномочий по осуществлению функций в сфере дорожной деятельности по обслуживанию и содержанию в отношении автомобильных дорог местного значения на основании заключенного муниципального контракта № от 23 декабря 2022 года между МКУ «<иные данные>» ГО «<иные данные>» и МУП «<иные данные>» МО «<иные данные>» не освобождает исполняющего обязанности директора Шерстневу О.В. от обязанности соблюдать правила обеспечения безопасности дорожного движения и от ответственности за их нарушения, равно как и исполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления.
Предоставленный суду отчет о выполненных работах по контракту, согласно которому имеется отметка от 14 марта 2023 года по грейдированию и очистки дороги от снега улиц частного сектора Тарханово (куда относятся улицы, на которых зафиксированы нарушения, согласно фототаблице), опровергается фотоснимками к акту осмотра от 15 марта 2023 года. При этом сама обстановка, зафиксированная 15 марта 2023 года на улицах однозначно говорит о том, что улицы от очистки снега и наледи не убирались 14 марта 2023 года.
Утверждение защитника, что, возможно, грейдер не смог из-за ширины проезжей части проехать на указанные улицы, не является основанием освобождения от ответственности должностного лица, который не предпринял все меры к надлежащем исполнению своих обязанностей.
Таким образом, результаты проверки свидетельствуют, что МКУ «Дирекция дорожного хозяйства» городского округа «<иные данные>» при содержании муниципальных автомобильных дорог не исполняются отдельные положения муниципального правового акта – Правил благоустройства территории городского округа «<иные данные>», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «<иные данные>» от 22.11.2017 №569-VI.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», выражается в совершении действий, содержащих такие обязательные признаки, как неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям Закона.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Шерстневой О.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением № о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 марта 2023 года, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки от 15 марта 2023 года; фототаблицей, муниципальным контрактом № от 23 декабря 2022 года, распоряжением № от 14 октября 2022 года о возложении обязанностей директора МКУ «<иные данные>» городского округа «<иные данные>» на Шерстневу О.В.с 14 октября 2022 года, Постановлением Мэра <иные данные> № от 12 сентября 2022 года о создании МКУ «<иные данные>» ГО «<иные данные>», Уставом.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, административная комиссия в г.Йошкар-Оле обоснованно пришла к выводу о виновности Шерстневой О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал Шерстневу О.В. виновной в совершении вышеуказанного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из изложенного, с учетом характером и степени общественной опасности, угрозы причинения вреда личности (проверка проведена соблюдения законодательства о благоустройстве территории ГО «<иные данные>, безопасности дорожного движения), не нахожу оснований для признания правонарушения, совершенного Шерстневой О.В. малозначительным.
Действия Шерстневой О.В. правильно квалифицированы по ст.18 ч.1 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Закона.
Наказание назначено по ст.18 ч.1 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» с соблюдением требований ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление административной комиссии от 05 мая 2023 года соответствует требованиям закона и характеру совершенного административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 05 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожного хозяйства» городского округа «Город Йошкар-Ола» Шерстневой Ольги Викторовны, оставить без изменения, а жалобу Шерстневой О.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Ермолаева М.Л.