Дело № 11-34/2023
УИД: 29MS0005-01-2023-000884-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2023 года с. Ильинско-Подомское
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Горшковой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Поморцевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Борошниной Ф. А. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Вилегодского судебного района Архангельской области от 10 августа 2023 года,
у с т а н о в и л:
Борошнина Ф.А. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Павловск ЖКХ» (далее – ООО «Павловск ЖКХ») о взыскании расходов по оплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, возмещении морального вреда.
В исковом заявлении, указав на то, что является инвалидом 2 группы, имеет звание «Ветеран труда», просила рассмотреть вопрос об оплате 50 % льготы от расходов на содержание жилья и возместить эти расходы с ООО «Павловск ЖКХ» с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2023 года в размере 23 265 рублей 00 копеек, а также возместить моральный вред в размере 12 000 рублей 00 копеек, а всего взыскать с ООО «Павловск ЖКХ» 35 265 рублей 00 копеек.
В ходе судебного заседания мировым судьей к участию в деле в качестве соответчика было привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», ГКУ АО «АОЦСЗН»).
Решением мирового судьи от 10 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований Борошниной Ф.А. (ИНН №__) к ООО «Павловск ЖКХ» (ИНН 2909002440), ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (ИНН 2901295970) о взыскании расходов по оплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, возмещении морального вреда отказано.
Не согласившись с данным решением мирового судьи, истец подала апелляционную жалобу. Считает решение мирового судьи незаконным и необоснованным. Обращает внимание на Федеральный закон от 30 октября 2017 года № 307-ФЗ о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % платы потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме не зависимо от вида жилого фонда. Сообщила, что ЕДВ, субсидии по коммунальным платежам не получает. Просит изменить решение полностью, принять по делу новое решение о взыскании 50 % льготы за содержание имущества, так как она является инвалидом второй группы.
Истец – Борошнина Ф.А. о дате и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, заблаговременно, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Ответчики – ООО «Павловск ЖКХ», ГКУ АО «АОЦСЗН», извещенные о дате и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направили, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали, позиции по жалобе не выразили.
Учитывая положения статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело без лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность постановленного мировым судьей решения в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается наряду с другими категориями граждан государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 указанной выше статьи ЖК РФ).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены инвалиды.
Частью 13 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 этой же статьи).
Анализ названных федеральных норм в их системном единстве подтверждает правильность суждения мирового судьи, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в частях 13 и 14 статьи 17 Закона № 181, имеет целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 ЖК РФ).
Законом № 181-ФЗ установлено, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами определяют форму предоставления указанных мер социальной поддержки (части 1 и 6 статьи 28.2).
В целях реализации приведенных выше норм закона и обеспечения прав инвалидов по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» (далее – Закон АО № 262-33-ОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона АО № 262-33-ОЗ лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляются по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона АО №262-33-ОЗ лицу, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям, указанным в статье 1 закона либо в ином нормативном правовом акте, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.
Аналогичные положения о получении только одной меры социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина, при наличии одновременно права на нее по нескольким основаниям, закреплены в части 3 статьи 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ.
По материалам дела судом установлено, что Борошнина Ф.А., _____.__г года рождения, состоит на учете в Отделении социальной защиты населения по <адрес> как ветеран труда Архангельской области и как инвалид II группы.
До 31 октября 2018 года истец Борошнина Ф.А., проживающая по адресу: <адрес>, получала меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда <адрес>».
С 1 ноября 2018 года выплата ЕДВ по категории «Ветеран труда» Борошниной Ф.А. прекращена на основании решения ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вилегодскому район» от 1 ноября 2018 года (распоряжение №__ от 13 ноября 2018 года) в связи с поступлением 25 октября 2018 года от Борошниной Ф.А. заявления о назначении и предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Инвалид II группы». При этом получение ЕДВ истцом не оспаривается.
Согласно справке ГКУ АО «АОЦСЗН» (Отделение социальной защиты населения по Вилегодскому району) за период с 1 января 2020 года по 31 мая 2023 года Борошнина Ф.А. получила компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид II группы» размер которой подтвержден представленным в материалы дела расчетом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал установленным и исходил из того, что представленный расчет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2020 года по 31 мая 2023 года, и выплаченная Борошниной Ф.А. компенсация соответствуют изложенным выше положениям действующего законодательства, которые в установленном порядке незаконными не признаны.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ допустимых доказательств выплаты истцу компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в меньшем, чем предусмотрено действующим законодательством, размере за спорный период, мировому судье не представлено.
Обязанность по предоставлению соответствующих доказательств возложена законом на сторону, которая ссылается на наличие какого-либо обстоятельства.
Дело рассмотрено мировым судьей по имеющимся в нем доказательствам.
Принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, мировой судья правомерно отказал в удовлетворении заявленных Борошниной Ф.А. требований.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, мировой судья обоснованно оставил без удовлетворения требование истца о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения прав потребителя, в размере 12 000 рублей.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения мирового судьи, учтены при вынесении решения, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Каких-либо новых фактов, оставленных без внимания мировым судьей, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При установленных обстоятельствах оспариваемое решение мирового судьи является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Вилегодского судебного района Архангельской области от 10 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Борошниной Ф. А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в течение трех месяцев со дня его принятия в Третий кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка № 1 Вилегодского судебного района Архангельской области.
Председательствующий Ю.В. Горшкова