Гражданское дело №2-430/2023
УИД 05RS0035-01-2023-000528-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Расурулаева Р.С., при секретаре Яхьяевой Д.Р., с участием помощника прокурора Ногайского района Абдуллаева С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. к индивидуальному предпринимателю Аджигайткановой Зейнап Алимхановне о приостановлении деятельности по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: Республика Дагестан Ногайский район с.Терекли-Мектеб ул.Эдиге, д.20 с кадастровым номером 05:03::120020:1 до устранения нарушений пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора <адрес> РД обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Как следует из искового заявления, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности автомобильными заправочными и газозаправочными станциями.
Проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста ОНД ИПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес> РД майором внутренней службы ФИО12 на многотопливной автомобильной заправочной станции «Казбек» (далее – МАЗС «Казбек»), расположенной по адресу: <адрес> выявлены ряд существенных нарушений действующего законодательства, сопряженные с угрозой возникновения пожара и создающие реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 37 Закона ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц служб пожарной охраны.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.13130.2014, устанавливающие требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
Согласно информации начальника ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес>м РД МАЗС «Казбек» не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно: Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Нормам пожарной безопасности 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности (НПБ 111-98*); СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности".
Установлены следующие нарушения:
Лица допущены к работе на объект без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Постановление правительства от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении правил противопожарного режима в РФ п. 3);
На объекте защиты не разработаны и не вывешены утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима. (п. 2 Правила противопожарного режима в РФ);
Руководителем организации и лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты не пройден курс обучения в объеме пожарно-технического минимума. (ППР в РФ № п. 3, Приказ МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п. 31);
Руководитель не обеспечил соблюдение сроков перезарядки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) установленных (ППР в РФ № п.60);
Расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения). (ППР в РФ № п.384 «В»);
На объекте защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях ПБ», ч. 5 ст.6, ч. 1 ст. 64);
Резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС составляет менее 25 метров. (НПБ 111-98* прил. 6 п. 4, таб. П 6.1);
На территории объекта защиты не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. (п. 36 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2020г №);
АЗС не оснащен громкоговорящей связью (ч. 2, ч. 3 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 43 НПБ 111-98*, п. 6.34 СП 156.13130.2014);
На имеющиеся огнетушители не нанесены инвентарные номера. (п. 108 ППБ 01-03);
Для проведения противопожарного инструктажа на объекте защиты отсутствуют утвержденные программы противопожарного инструктажа. (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ППР в РФ п. 3; Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении порядка, видов, сроков обучения»);
В помещениях не обеспечивается пожарная сигнализация;
МАЗС не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Планировка территории МАЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. (ч. 2, ч. 3 ст. 4 ФЗ – 123 от ДД.ММ.ГГГГ, НПБ 111-98* п. 9, СП 156.13130.2014 п. 6.21);
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. ч. 2, ч. 3 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*, п. 8.50 СП 156.13130.2014;
Между заправочным островком с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка;
Отсутствует сооружение, предназначенное для защиты, установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством. (п. 3.26 СП 156.13130.2014);
Не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для наружных установок (п. 12 ППР в РФ; ч. 3 ст. 24, ст. 25, ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях ПБ").
Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на МАЗС, необходимо привести в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного, просят суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО9 (ИНН 052502221400, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 05:03:120020:1 до устранения вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, а так же взыскать судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела по существу от и.о.прокурора <адрес> поступило дополнение к исковому заявлению, из которого следует, что прокуратурой района с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и Кавказского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения на автозаправочной станции «Казбек» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и законодательства в области промышленной безопасности по результатам которой выявлены следующие нарушения:
Отсутствует на АГЗС «Казбек» решение об установлении СЗЗ (Санитарно-защитные зоны), что является нарушением п.1 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
Не представлен (отсутствует) заключительный акт по результатам медосмотра сотрудниками, что является нарушением п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
Не представлен (отсутствует) список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что является нарушением п. 22 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
Отсутствует программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что является нарушением ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
Отсутствует договор и документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что является нарушением п. 209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
Отсутствует производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников, что является нарушением п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования;
Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий;
Отсутствует информация о проведении проверки (пломба или клеймо, или документ о проведении проверки) манометра, установленного на сосуде СУГ;
Не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка;
Соединительные рукава, применяемые на ОПО, не подвергались гидравлическому испытанию на прочность;
Не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;Не представлено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
Не представлена проектная документация АГЗС;
Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (отсутствует электромагнитный клапан);
При эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара надземного в котором находится СУГ;
Отсутствуют документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
19.Наполнение резервуаров топливом проводится только закрытым
способом;
20. не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ
за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами
АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива;
21. технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ
СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут
заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных
концентраций.
С учетом изложенного, просит суд приостановить деятельность автозаправочной станции «КАЗБЕК», принадлежащей ИП ФИО9 (ИНН 052502221400, ОГРН №) до устранения вышеуказанных нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области промышленной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО11 исковые требования прокурора поддержал, при этом пояснил, что ИП ФИО9 (ИНН 052502221400, ОГРН №) указанные в исковом заявлении нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области промышленной безопасности устранены в полном объеме.
Что касается нарушений в области пожарной безопасности осталось не устраненным только одно нарушение, а именно «наполнение резервуаров топливом не проводится только закрытым способом (п.379 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
В связи с этим просил суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО9 до устранения вышеуказанного нарушения норм пожарной безопасности.
Ответчик ИП ФИО9 в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с заявлением о частичном признании исковых требований прокурора, а именно в части нарушения норм пожарной безопасности. Что касается выявленных нарушения законодательства в области промышленной безопасности (Ростехнадзор) и нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, то они устранены ею в полном объеме. Просит суд предоставить ей время для устранения оставшегося нарушения нормы пожарной безопасности и рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска - Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Ногайскому и <адрес>м ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Кавказское Управление Ростехнадзора в судебное заседание своих представителей не направили, надлежаще и заблаговременно извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Выслушав доводы сторон, изучив исковые требования и представленные сторонами письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон).
В ст. 1 Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Закона к нормативным документам относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц служб пожарной охраны.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.13130.2014, устанавливающий требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой <адрес> РД проверкой с привлечением специалиста ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес> РД, с привлечением специалиста Ростехнадзора и Роспотребнадзора на автогазозаправочной станции «Казбек» выявлены нарушения действующего законодательства пожарной безопасности, законодательства в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как установлено судом и подтверждается представленными доказательствами, в том числе объяснениями сторон, ответчиком полностью устранены все имевшие место на (СГО) АГЗС «КАЗБЕК» нарушения законодательства в области промышленной безопасности (Ростехнадзор), и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно справке по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта (АГСЗ)от 12.12.2023г. по результатам проведенного осмотра установлено, что замечания выявленные в ход осмотра полностью устранены.
Согласно акту санитарно - гигиенического обследования от 27.11.2023г ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, при проведении санитарно-гигиенического обследования АГЗС «Казбек» установлено, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства также устранены, а именно представлены: проект на организацию санитарно-защитной зоны (СЗЗ) АГЗС «Казбек», получено экспертное заключение (ЭЗ) на проект СЗЗ, подано заявление в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> на получение санитарно-эпидемиологического заключения(СЭЗ) организацию проекта санитарно-защитной зоны АГЗС «Казбек»; заключительный акт по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра лиц, связанных с вредными условиями труда; -список работников, подлежащих периодическим медосмотрам; -договор на вывоз ТКО (мусора) со специализированной организацией производственного контроля производственного контроля; программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и договор на осуществление лабораторного контроля в рамках производственного контроля за условиями труда в АГЗС «Казбек».
Из представленного сообщения о противопожарной безопасности ОНД ИПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес> РД майора внутренней службы ФИО12 в адрес прокуратуры следует, что все нарушения устранены, кроме одного - наполнение резервуаров топливом не проводится только закрытым способом (п. 379 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Работа над устранением указанного нарушения требований пожарной безопасности ответчиком продолжается и суд принимает во внимание, что это нарушение при эксплуатации АЗС устранимо, и ответчик утверждает, что в ближайшее время это нарушение будет полностью устранено.
Тем не менее суд полагает требования прокурора о приостановлении деятельности данного объекта –АЗС «Казбек» до полного устранения нарушений требований пожарной безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению с предоставлением ответчику времени для их устранения.
Кроме того, в случае невыполнения предписаний органа пожарного надзора по устранению нарушений пожарной безопасности при их устранимости, действующим законодательством предусмотрен иной способ защиты права, в том числе и неопределенного круга лиц, с применением административных мер к организации, не выполняющей требования предписаний об устранении нарушений противопожарных норм, включая наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с частью1 статьи 3.12 КоАП РФ, которое может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями особенной части Кодекса об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в данном случае в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.
В силу положений ст.206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, полагает возможным установить ответчику срок для исполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности одни месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.45 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора <адрес> РД ФИО14 удовлетворить частично.
Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО9 (ИНН 052502221400, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости АЗС «Казбек», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 05:03:120020:1, до полного устранения нарушений норм пожарной безопасности, а именно:
- наполнение резервуаров топливом не проводится только закрытым способом (п. 379 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
В остальной части заявленных требований истцу отказать.
Принятые ранее по делу меры по обеспечению иска оставить без изменения до полного исполнения решения суда.
Взыскать с ИП ФИО9 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Р.С.Расурулаев