Дело № 2-76/2021
43RS0025-01-2021-000044-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2021 года г. Нолинск Кировской области
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
судьи Горбуновой С.В.,
при секретаре Цепелевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Нолинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района Кировской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нолинского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Нолинский муниципальный район Кировской области с иском, впоследствии уточненным, о возложении обязанности проведение мероприятий по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района Кировской области. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Нолинского района проверки соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев установлено, что администрацией Нолинского района не организовано исполнение отдельных государственных полномочий Кировской области в части проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возложенных Законом Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. В течение 2020 года прокуратурой района в рамках осуществления надзора в указанной сфере были выявлены случаи наличия на территории г. Нолинска и Нолинского района стай безнадзорных животных (собак), которые нападали на граждан, в т.ч. детей, за указанный год в МО МВД России «Нолинский» поступило 45 сообщений граждан об укусах собак и связанных с ненадлежащим содержанием собак, 51 человек, в том числе 16 несовершеннолетних, обратились за медицинской помощью.
В судебном заседании помощник прокурора Нолинского района Панова К.С. заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика МО Нолинский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель ответчика по доверенности Х алевина О.И. направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с заявленными исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления ветеринарии Кировской области Богатова Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме, поскольку мероприятия по отлову, учету и содержанию животных без владельцев относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, у администрации района имеются финансовые возможности для исполнения указанных полномочий. В настоящее время
Выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ для предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, осуществляется деятельность по обращению с животными без владельцев.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1,3 Закона Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организаций деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области (далее - отдельные государственные полномочия), предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №; 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право, в частности, на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций из областного бюджета; дополнительно использовать на эти цели собственные финансовые средства и материальные ресурсы в порядке, определяемом уставами муниципальных образований.
Пунктами 1-4 части 1 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
Согласно Уставу Нолинского района Кировской области, данное муниципальное образование осуществляет переданные ему федеральными или областными законами отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального или областного бюджета. Районная Дума может принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и денежных средств для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 9 Устава).
Как установлено судом и следует из материалов дела, возложенные указанными нормативными правовыми актами обязанности по выполнению переданных государственных полномочий Кировской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района Кировской области ответчиком не исполняются.
Так, в течение 2020 года на территории Нолинского района, согласно данных МО МВД России «Нолинский», зарегистрировано 45 обращений граждан в связи с нападениями собак или ненадлежащим содержанием собак, в т.ч. в 20 случаях в отношении собак без владельцев (л.д.9-12,13-17), из информации КОГБУЗ «Нолинская ЦРБ» в соотношении с вышеуказанными данными МО МВД России «Нолинский» следует, что за 2020 год за медицинской помощью в связи с укусами собак, в т.ч. без владельцев, обратился 51 человек (л.д. (л.д.18-19).
Представленные ответчиком сведения о том, что администрации на 2020 год выделялись денежные средства на выполнение отдельных государственных полномочий проведение мероприятий по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района, однако, несмотря на неоднократное объявление торгов на оказание услуг по отлову животных без владельцев (собак), данные торги не состоялись и муниципальный контракт заключен не был, а также о том, что в 2021 году Управлением ветеринарии Кировской области принято решение о проведении совместных торгов по заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев, в связи с чем данные полномочия могут быть исполнены после проведения торгов и заключения муниципального контракта с победителем, не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него законом полномочий.
Принимая во внимание изложенное и то, что животные без владельцев могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Нолинского района, на благоприятную для проживания обстановку и создает угрозу их жизни и здоровью, нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучия населения, суд находит требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Нолинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района Кировской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Нолинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области организовать проведение мероприятий по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории Нолинского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2021.
Судья С.В. Горбунова