Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-654/2021 ~ М-310/2021 от 09.03.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                 17 мая 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца по доверенности Вельчинской М.И., представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-654/2021 по административному исковому заявлению Петрова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Петров А.П. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 804 734 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором указанного выше земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика арендной платы.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности Вельчинская М.И. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, по доводам, в нем изложенным, возражения против результатов судебной экспертизы не представила.

Представитель заинтересованного лица ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки" по доверенности Лаврищева Н.Л. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований на основании отчета об оценке возражала, указала, что рыночная стоимость земельного участка, определенная заключением эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегментов рынка, к которому относится спорный земельный участок, предоставила письменный отзыв.

Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, заинтересованных лиц: администрации городского округа Тольятти Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, ООО "Алфорт" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Правительство Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области в письменных возражениях просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Петрова А.П. подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании Постановления Правительства Самарской области «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области» от 6 августа 2008 года № 308 и в соответствии с договором аренды размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Установлено, что Петров А.П. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.02.2021, договором аренды земельного участка № 2554 от 19.08.2005, договором перенайма земельного участка от 18.08.2017, дополнительным соглашением от 08.09.2017 к договору аренды земельного участка № 2554 от 19.08.2005, письмом от 29.08.2017 № 7984/5.2 администрации городского округа Тольятти Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 116 096 рублей 10 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.02.2021.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).

При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как арендатора земельного участка от недостоверной, экономически необоснованной базы, в том числе для определения размера сумм неосновательного обогащения.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке № 19976-02/21 от 18.02.2021, подготовленный ООО «ЭСТИМЕЙШН», из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 2 804 734 рубля.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки" о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Согласно заключению эксперта ООО «Логика» от 25.04.2021, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 526 622 рубля.

Оценивая экспертное заключение ООО «Логика» от 25.04.2021 по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.

Каких-либо иных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено, а также возражений против экспертного заключения сторонами суд не предоставлено.

Таким образом, суд полагает установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы, удовлетворив административные исковые требования частично.

Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 03.03.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Петрова А.П. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 526 622 рублей.

Датой подачи Петровым А.П. заявления в суд считать 03.03.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2021.

Судья:                                    Т.Е. Лёшина

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара                                 17 мая 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца по доверенности Вельчинской М.И., представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-654/2021 по административному исковому заявлению Петрова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск Петрова А.П. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 526 622 рублей.

Датой подачи Петровым А.П. заявления в суд считать 03.03.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.04.2021.

Судья:                                    Т.Е. Лёшина

3а-654/2021 ~ М-310/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петров А.П.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки"
ООО "Алфорт"
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о.Тольятти Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Лёшина Т. Е.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
10.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
04.05.2021Производство по делу возобновлено
17.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее