РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 17 мая 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Вельчинской М.И., представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-654/2021 по административному исковому заявлению Петрова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Петров А.П. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 804 734 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором указанного выше земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика арендной платы.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
Представитель административного истца по доверенности Вельчинская М.И. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, по доводам, в нем изложенным, возражения против результатов судебной экспертизы не представила.
Представитель заинтересованного лица ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки" по доверенности Лаврищева Н.Л. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований на основании отчета об оценке возражала, указала, что рыночная стоимость земельного участка, определенная заключением эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегментов рынка, к которому относится спорный земельный участок, предоставила письменный отзыв.
Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, заинтересованных лиц: администрации городского округа Тольятти Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, ООО "Алфорт" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Правительство Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области в письменных возражениях просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Петрова А.П. подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании Постановления Правительства Самарской области «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области» от 6 августа 2008 года № 308 и в соответствии с договором аренды размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Установлено, что Петров А.П. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.02.2021, договором аренды земельного участка № 2554 от 19.08.2005, договором перенайма земельного участка от 18.08.2017, дополнительным соглашением от 08.09.2017 к договору аренды земельного участка № 2554 от 19.08.2005, письмом от 29.08.2017 № 7984/5.2 администрации городского округа Тольятти Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 116 096 рублей 10 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.02.2021.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как арендатора земельного участка от недостоверной, экономически необоснованной базы, в том числе для определения размера сумм неосновательного обогащения.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке № 19976-02/21 от 18.02.2021, подготовленный ООО «ЭСТИМЕЙШН», из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 2 804 734 рубля.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки" о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно заключению эксперта ООО «Логика» от 25.04.2021, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 526 622 рубля.
Оценивая экспертное заключение ООО «Логика» от 25.04.2021 по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо иных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено, а также возражений против экспертного заключения сторонами суд не предоставлено.
Таким образом, суд полагает установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы, удовлетворив административные исковые требования частично.
Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 03.03.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Петрова А.П. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 526 622 рублей.
Датой подачи Петровым А.П. заявления в суд считать 03.03.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2021.
Судья: Т.Е. Лёшина
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 17 мая 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Вельчинской М.И., представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности Лаврищевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-654/2021 по административному исковому заявлению Петрова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Петрова А.П. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объекта временного использования – круглосуточной автостоянки, для объектов общественно-делового значения, площадью 3 474 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 526 622 рублей.
Датой подачи Петровым А.П. заявления в суд считать 03.03.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.04.2021.
Судья: Т.Е. Лёшина