Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-774/2022 ~ М-186/2022 от 08.02.2022

Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

г. Самара                                                                                            14 апреля 2022 года

          Самарский областной суд в составе:

          председательствующего судьи      Калинниковой О.А.,

          при секретаре                                    Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Пижамовой О.И., представителя административных истцов Лопатина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-774/2022 по административному исковому заявлению Семыкина Юрия Анатольевича, Люкшина Юрия Вячеславовича, Новиковой Ирины Алексеевны о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

установил:

         Семыкин Ю.А., Люкшин Ю.В., Новикова И.А. в лице своего представителя Лопатина И.В. обратились в Самарский областной суд с административным иском к Собранию представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, в котором просят признать недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №224/75 в редакции решения от 16.01.2020 № 208/97, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области подзоны «Сх4-1 Подзона садоводства № 1» с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне «Сх4 Зона садоводства» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории с. Воскресенка.

        Требования обоснованы тем, что административные истцы являются долевыми собственниками вышеуказанного земельного участка категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «ведение садоводства». В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта в отношении принадлежащего им земельного участка установлена подзона Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», поскольку участок отнесен к территории, подверженной затоплению и подтоплению. Полагают, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит требованиям градостроительного и водного законодательства, а именно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку границы зон затопления и подтопления на территории сельского поселения в установленном порядке не определены и, соответственно, не могли быть отображены на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения. Полагают, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права и законные интересы на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, предусматривающим право на возведение на таких участках садовых и жилых домов, а также хозяйственных построек.

          В судебном заседании представитель административных истцов Лопатин И.В., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

          Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованные лица – администрация и глава сельского поселения Воскресенка, администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Министерства энергетики Российской Федерации не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

          Относительно заявленных требований Собранием представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области возражения не представлены.

          Администрация сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области представила отзыв, в котором просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Полагают, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в предусмотренной законом форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.

          Министерство энергетики Российской Федерации в письменных возражениях полагает, что заявленные требования не затрагивают права и интересы министерства.

          Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представило письменный отзыв, в котором просит рассмотреть административное дело без участия своего представителя по имеющимся документам.

          Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

           Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

         Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

         Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).

           В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 224/75 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области (далее также Правила землепользования и застройки).

          Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете Волжского района Самарской области «Волжская Новь» от 28 декабря 2013 года № 119(7386).

          Решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 16 января 2020 года № 208/97 в Правила землепользования и застройки внесены изменения. В частности, статья 27 «Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах сельскохозяйственного использования» изложена в новой редакции. В зоне Сх4 «Зона садоводства» установлена подзона Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».

         Решение официально опубликовано в газете «Волжская Новь» от 18 января 2020 года № 3 (7977).

         Нормативный правовой акт по основаниям нарушения принявшим органом своей компетенции, процедуры принятия и порядка опубликования не оспаривается.

         Установлено, что административные истцы являются собственниками (по 1/3 доле) земельного участка с кадастровым номером категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «ведение садоводства», площадью 773 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 28.09.2021, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 02.02.2022.

         Согласно пункта 5 части 3 статьи 6 Устава муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 N 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ», поселок Воскресенка входит в состав сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области.

          По сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 27.01.2022 в соответствии с градостроительным регламентом, принадлежащий административным истцам земельный участок расположен в территориальной зоне Сх4 «Зона садоводства» в подзоне Сх4-1 «Подзона садоводства № 1».

            Как указано в статье 27 Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка (в редакции решения Собрания представителей от 16.01.2020), подзона Сх4-1 в зоне Сх4 установлена с целью соблюдения требований, установленных земельным, санитарно-эпидемиологическим, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении строительства объектов капитального строительства, в частности, на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.

          Границы подзоны Сх4-1 нанесены на Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области.

          В соответствии с пунктом 4.9 Свода правил СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 № 964/пр, в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обваловывание, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.

          Согласно пункту 13.6 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр, территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды; от подтопления грунтовыми водами – подсыпкой (намывом) или обвалованием.

         В силу пункта 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

         Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

         Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

         Согласно представленной в материалы административного дела выписке, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об установлении в границах земельного участка с кадастровым номером зон подтоплении (затопления).

           Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ зон затопления и подтопления на территории Самарской области    осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Указанные зоны устанавливаются решением территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов.

По сообщению Нижне-Волжского Бассейнового Водного управления (Отдел водных ресурсов по Самарской области) от 21.01.2022, реализация мероприятий по определению границ зон затопления, подтопления осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 579. На территории Самарской области работу по разработке Предложений ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

По состоянию на январь 2022 года карт (планов) объектов землеустройства и Предложений по водным объектам в районе земельных участков Самарская область, Волжский район, с. Воскресенка в адрес отдела от министерства не поступало. Сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.

По данным министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.02.2022, на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области министерством составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельного участка с кадастровым номером в настоящее время не предусмотрено.

Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку зоны затопления, подтопления в границах спорного земельного участка в установленном законодательством порядке не разработаны и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, они не могут быть отображены на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения.

В связи с этим, оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области в части установления на Карте градостроительного зонирования подзоны Сх4-1 в территориальной зоне Сх4 «Зона садоводства» в отношении земельного участка с кадастровым номером      противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административных истцов на использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования, поскольку препятствует реализации права на возведение на таких участках садовых и жилых домов, а также хозяйственных построек.

         В связи с изложенным, административный иск подлежит удовлетворению.

         В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

          В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

          В связи с тем, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт ранее применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

         Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

         административный иск Семыкина Юрия Анатольевича, Люкшина Юрия Вячеславовича, Новиковой Ирины Алексеевны удовлетворить.

         Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №224/75 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 16.01.2020 № 208/97, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области подзоны Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Сх4 «Зона садоводства» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

          Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская Новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

           Судья                                                                                       О.А.Калинникова

           Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.04.2022.

3а-774/2022 ~ М-186/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семыкин Ю.А.
Люкшин Ю.В.
Прокуратура Самарской области
Новикова И.А.
Ответчики
Собрание представителей с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов
Администрация с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области
Глава сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области
Администрация м.р. Волжский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация административного искового заявления
09.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Подготовка дела (собеседование)
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее