№ 2-222/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года с. Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Ооржак З.А-Х.,
с участием представителя истца помощника прокурора Бикмиевой А.В.,
представителя ответчика по доверенности Администрации <адрес> Маспын-оол А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании провести обследование гидротехнических сооружений, провести расчеты вероятного вреда на гидротехнических сооружениях,
установил:
Прокурор района обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации <адрес>, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с актом приема-передачи гидротехнических сооружений в собственность муниципального района, утвержденного и.о. министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> приняла в собственность муниципального района «<данные изъяты> гидротехнические сооружения <данные изъяты>. Согласно информации Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> не провела регулярное обследование ГТС, кроме этого, оценка возможных рисков не проведена. Администрацией <адрес> не приняты меры по проведению обследования ГТС, разработке и согласованию правил их эксплуатации, осуществлению расчетов вероятного вреда (величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС), разработке декларации безопасности ГТС и представлению декларации в уполномоченный федеральный орган, обеспечению внесения сведений о ГТС в Регистр ГТС. Администрацией <адрес> не приняты меры по проведению обследования ГТС, разработке и согласованию правил их эксплуатации, осуществлению расчетов вероятного вреда (величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС), разработке декларации безопасности ГТС и представлению декларации в уполномоченный федеральный орган, обеспечению внесения сведений о ГТС в Регистр ГТС. Просит обязать администрацию <адрес> Республики Тыва в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу: провести обследование гидротехнических сооружений <данные изъяты>; произвести расчеты вероятного вреда (величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС) на гидротехнических сооружениях <данные изъяты>.
Представитель истца, помощник прокурора района Бикмиева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Маспын-оол А.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать.
Суд, выслушав стороны, и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
собственник гидротехнического сооружения - это Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со статьей 60 Водного кодекса Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения эксплуатирующая организация или иной владелец гидротехнического сооружения, ответственные за причиненный вред, в соответствии со статьей 16.1 указанного Федерального Закона обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона собственник гидротехнического сооружения обязан иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892.
Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.
Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения
Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
В силу требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона N 117-ФЗ.
Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Из содержания данных норм закона следует, что собственник гидротехнического сооружения обязан осуществлять меры по обеспечению безопасности ГТС, обеспечить проведение регулярных обследований ГТС, производить расчеты вероятного вреда на ГТС.
Из акта проверки от 03.11.2023 и фототаблицы следует, что на левом берегу <адрес> на восточной окраине <адрес> находится гидротехнические сооружения <данные изъяты> с типом сооружения – грунтовая насыпная, сложена из гравийного-галечного грунта с супесчаным заполнителем, протяженность <данные изъяты> составляет 426 м, протяженность <данные изъяты> 348 м.
Из распоряжения министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва №-р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственность муниципальных районоа переданы гидротехнические сооружения указанные в приложении.
Из приложения № к распоряжения №-р от 26.03.2010 следует, что из собственности Республики Тыва в собственность <адрес> переданы <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию 1988, год проведения реконструкции 2007.
Из распоряжения №-р от 29.04.2010 и акта от 29.04.2010 следует, что Администрация <адрес> из собственности Республики Тыва в собственность муниципального района приняла гидротехнические сооружения из перечня - <данные изъяты>.
Из ответа Ростехнадзора № от 18.07.2023 следует, что в отношении ГТС <данные изъяты> регулярное в 2022 году, а также в истекшем периоде 2023 года не проводилось.
Из распоряжение № от 11.09.2020 следует, что <данные изъяты> по эксплуатации и ремонту закреплена за управлением по жизнеобеспечению администрации района, ответственным по эксплуатации и ремонту ГТС назначен <данные изъяты> Д.
Из ответа Ростехнадзора № от 29.11.2023 следует, что указанные ГТС являются <данные изъяты>, предназначенными для защиты населенного <адрес> от наводнений при повышении уровня воды в реке <данные изъяты>. Наименование сооружений и протяженность – <данные изъяты> протяженность 0,426 км, <данные изъяты>, протяженность 0,348 км. <данные изъяты> являются <данные изъяты> и функционируют в целях защиты <адрес> от наводнений в периоды половодий и паводков.
Таким образом, судом установлено, что проведение обследования технического состояния гидротехнических сооружений <данные изъяты> является обеспечением безопасности эксплуатации объекта и возлагается на владельца объекта, а поскольку на основании распоряжения №-р от 26.03.2010 гидротехнические сооружения <данные изъяты> переданы в собственность Администрации <адрес>, то Администрация <адрес> обязана проводить обследование на ГТС <данные изъяты>, чего по сегодняшний день не выполнено.
Кроме того, администрацией <адрес> расчет вероятного вреда для гидротехнических сооружений не произведен. В связи с чем, дальнейшая эксплуатация гидротехнических сооружений, в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.
Таким образом, в связи с бездействием ответчика, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем прихожу к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на администрацию <адрес> обязанности произвести обследование ГТС <данные изъяты>, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, принадлежащих ответчику гидротехнических сооружений.
Доводы ответчика о том, что указанные ГТС <данные изъяты> являются оросительной системой суд отклоняет, поскольку <данные изъяты> являются разными объектами.
Исходя из условий разумности, объема выполнения работ, климатических особенностей, необходимости финансирования проведения данных работ, учитывая баланс интересов лиц, права которых затрагиваются решением, шестимесячный срок для исполнения решения суда считает разумным и достаточным.
При обращении в суд с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку истец и Администрация <адрес> в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании провести обследование гидротехнических сооружений, провести расчеты вероятного вреда на гидротехнических сооружениях, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Республики Тыва (№) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести обследование гидротехнических сооружений <адрес>, произвести расчеты вероятного вреда (величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС) на гидротехнических сооружениях <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2023 года.
Председательствующий Кара-Сал В. Д.