Решение по делу № 12-82/2022 от 11.03.2022

УИД: 28RS0017-01-2022-000660-09

Дело № 12-82/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

--                                                        21 апреля 2022 года

Свободненский городской суд -- в составе председательствующего судьи ФИО1, при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя Западного межрайонного отдела Министерства природных ресурсов -- – начальника ФИО3, действующей на основании доверенности от -- --,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО --» ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- -- от --, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «--»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- -- от --, юридическое лицо ООО --» (далее по тексту – ООО --») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Представитель юридического лица ООО «--» ФИО5 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В своей жалобе указала, что у общества имеются исключительные обстоятельства, в связи с выполнением работы в рамках государственного оборонного заказа на строительстве объекта «Стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, в настоящее время общество испытывает финансовые затруднения. Административное правонарушение произошло в результате аварии, последствия которой устранены собственными силами. Просит снизить размер штрафа.

В судебное заседание представитель ООО «--» ФИО5 не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Представитель Западного межрайонного отдела Министерства природных ресурсов -- извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащем образом, в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении жалобы, оставить в силе оспариваемое постановление. Не возражает об уменьшении размера штрафа при наличии оснований.

Прокурор космодрома «Восточный», вынесший постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.

При рассмотрении дела по жалобе установлено, что срок подачи жалобы на вышеназванное постановление заявителем жалобы не пропущен.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от -- № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещен.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от -- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании ст. 1 Федерального закона от -- № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления (далее - отходы), в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от -- №89-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу п. 18 СанПиН ---21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.

Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 23 СанПиН ---21).

Как следует из материалов дела, прокуратурой космодрома «Восточный» на основании решения прокурора космодрома «Восточный» от -- -- в период с 22 по -- проведена выездная проверка исполнения ООО «-- природоохранного законодательства при обращении с жидкими коммунальными отходами при эксплуатации вахтового городка строительной площадки стартового комплекса КРК «Ангара» космодрома «Восточный», по результатам которой выявлены нарушения.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «--» на основании договора подряда -- от --, заключенного с ООО «--» (Головной исполнитель), осуществляет строительно-монтажные работы на объекте «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А».

В соответствии с договором -- от -- (в редакции дополнительных соглашений -- от --, -- от --) ООО «--» на безвозмездной основе предоставило ООО «--» временные здания и сооружения по объекту «Строительство стартового комплекса КРК «Ангара». Площадка 1А», а именно по адресу: --, строения 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (общежития 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) (далее - вахтовый городок) для проживания работников, задействованных в строительстве стартового комплекса КРК «Ангара».

На территории вахтового городка оборудовано 7 общежитий для временного проживания работников, задействованных при строительстве стартового комплекса КРК «Ангара», в которых на момент проверки проживало около 2000 человек. Общежития оборудованы сетями водоснабжения и водоотведения.

По условиям договора -- от -- в обязанности ООО «--», помимо прочего, входит заключение договоров с энергоснабжающими организациями на коммунальные услуги; обеспечение сохранности инженерных сетей, коммуникаций и другого оборудования на объекте; содержание объекта и прилегающей территории в надлежащем санитарном состоянии (п.п. 2.2.2, 2.2.4, 2.2.5 Договора).

В ходе деятельности ООО «-- при проведении строительно-монтажных работ, от эксплуатации автотранспорта, от проживания работников в вахтовом городке, от хозяйственно-бытовой и административной деятельности образуются различные виды отходов производства и потребления различного класса опасности, в том числе твердые коммунальные отходы, жидкие коммунальные отходы.

Хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности строителей и прочего персонала ООО --», проживающих в общежитиях вахтового городка, сбрасываются в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод. А именно: жидкие коммунальные отходы от общежитий удаляются посредством канализационной сети до септика, откуда в дальнейшем производится вывоз накопившихся жидких коммунальных отходов ассенизационным вакуумным транспортом.

Накопление образуемых жидких коммунальных (бытовых) отходов (далее -ЖБО) от общежитий №--, осуществляется с использованием 4 септиков, расположенных между общежитиями №-- и 2 - септик --, объемом 34 м2, 2 колодца; между общежитиями №-- и 4 - септик --, объемом 34 м2, 2 колодца; между общежитиями №-- и 6 - септик --, объемом 34 м2, 2 колодца; у общежития -- - септик -- объемом 34 м2, 2 колодца.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от -- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), приказа Росприроднадзора от -- -- «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам, фекальные отходы нецентрализованной канализации, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления, отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные являются отходами производств и потребления, относятся к 4 классу опасности (ФККО 7 32 000 00 00 0; 7 32 100 00 00 0; 7 32 101 01 30 4; 7 32 103 11 39 4).

Проведенная проверка показала, что из оборудованных на территории вахтового городка строительной площадки стартового комплекса КРК «Ангара» септиков --, 3 и 4, входящих в состав канализационной сети общежитий №--, ООО --» допускается розлив (сброс) канализационных вод (жидких коммунальных отходов) на рельеф местности с географическими координатами 51.863:5, 128.3625; 51.8640; 128.3627; 51.8643, 128.3628 (земельный участок с кадастровым номером 28:21:010201:213, для размещения объектов космодрома «Восточный»), которые по естественным уклонам самотеком стекают ниже по рельефу.

Об этом свидетельствует наличие следов размыва поверхности земли (восточнее оголовков септиков) и самопроизвольно размытых каналов, ведущих от оголовков трех заглубленных септиков на прилежащие территории (кювет автомобильной дороги «Автомобильная дорога к площадке аэрологического зондирования -- ПКО+00 - ПК 53+64», расположенной восточнее вахтового городка), образуя при этом промоины, а также наличие наледи коричневого цвета и жидких бытовых отходов в водоотводной траншее, стекающих самотеком ниже по рельефу и скапливающихся на расстоянии около 650 метров в северном направлении от центрального въезда на территорию вахтового городка.

Протяженность наледи и потока воды в водоотводной траншее составляет около 650 м в северном направлении (от въезда на территорию вахтового города (в районе общежития --) до леерного ограждения автомобильной дороги «Автомобильная дорога к площадке аэрологического зондирования -- ПКО +00 - ПК 53+64»). Площадь разлива составляет около 4500 м2.

Канализационной сети иных объектов на территории вахтового городка вдоль автомобильной дороги «Автомобильная дорога к площадке аэрологического зондирования -- ПКО+ОО - ПК 53+64», расположенной восточнее, не имеется.

Таким образом, в результате неисполнения должностными лицами ООО «-- требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства происходит загрязнение окружающей среды, территории космодрома «Восточный» отходами производства и потребления, чем создается опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе задействованных в строительстве и эксплуатации объектов космической инфраструктуры, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории ЗАТО Циолковский.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – генерального директора ООО «--» ФИО4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как видно из материалов дела, в обоснование вины юридического лица ООО «--» в совершении правонарушения, прокурором административному органу представлены постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, фотографии и другие материалы.

Должностным лицом правильно сделан вывод о виновности юридического лица ООО «--» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, на основании представленных прокурором космодрома «Восточный» процессуальных документов.

Должностным лицом непосредственно изучены все вышеуказанные доказательства. Данные доказательства в их совокупности являются достаточными для установления вины юридического лица ООО «ПСП» в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

На основании изучения материалов дела, суд приходит к выводу о том, что при привлечении юридического лица ООО «--» к административной ответственности были соблюдены указанные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассматривая дело по существу, старшим государственным инспектором -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- установлены все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются исследованными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении. При этом все представленные в материалах дела доказательства были оценены в совокупности. Таким образом, вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, и виновности юридического лица ООО --» в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.

Исследованные в суде доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они взаимно согласуются между собой, не противоречат друг другу, при их получении не были допущены нарушения КоАП РФ, судом установлены источники получения этих доказательств. Данные доказательства в их совокупности являются достаточными для установления вины юридического лица в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

Факт совершения юридическим лицом ООО «-- административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается актом осмотра прокуратуры космодрома «Восточный» от --, актом проверки прокуратуры космодрома «Восточный» от --, договором -- от --, и другими материалами дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено причин, которые бы препятствовали юридическому лицу ООО «-- надлежащим образом исполнить требования законодательства РФ об охране окружающей среды.

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не установлено.

Наказание старшим государственным инспектором -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- юридическому лицу ООО «--» назначено в минимальном размере.

Доводы жалобы представителя ООО «--» о том, что у общества имеются исключительные обстоятельства, в связи с выполнением работы в рамках государственного оборонного заказа на строительстве объекта «Стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того в настоящее время общество испытывает финансовые затруднения. Административное правонарушение произошло в результате аварии, последствия которой устранены собственными силами, и размер штрафа подлежит снижению, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем оснований для применения положений ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается, так как избранная в отношении юридического лица ООО «-- мера административного наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению.

Доказательств невозможности исполнения ООО --» назначенного наказания заявителем не представлено, равно как не представлено доказательств того, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также осуществляемых им видов деятельности, наложенный на него административный штраф в размере 250 000 рублей является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного, суд считает, что юридическое лицо ООО «--» правомерно и обоснованно привлечено к административной ответственности, и постановление старшего государственного инспектора -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- о наложении административного наказания, вынесено законно и обоснованно.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, существенных нарушений процессуальных норм допущено не было.

Каких-либо иных оснований для отмены обжалуемого постановления старшего по делу не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление старшего государственного инспектора -- в области охраны окружающей среды Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов -- -- от --, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «--» оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «--» ФИО5 – без удовлетворения.

Решение изготовлено в полном объеме --.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.

Судья                                                                         ФИО1

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

1версия для печати

12-82/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Поволжское строительное предприятие"
Другие
Бакирова Альбина Гаппасовна
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Соколинская О.С.
Статьи

ст.8.2 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
11.03.2022Материалы переданы в производство судье
14.03.2022Истребованы материалы
24.03.2022Поступили истребованные материалы
21.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.06.2022Вступило в законную силу
24.06.2022Дело оформлено
24.06.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее