Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
02 августа 2023 года №
город Севастополь Дело № 2-3233/2023
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания ФИО2,
при участии представителя прокуратуры – ФИО3
представителя ответчика – ФИО4
представителя третьего лица – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц, к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «<данные изъяты>», Департаменту образованию и науки города Севастополя, третье лицо – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданско обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю, о возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
В июне 2023 года истец, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад №34», Департаменту образованию и науки города Севастополя, о возложении обязанности совершить определённые действия.
Просит: обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «<данные изъяты>» для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», № 9 «Улыбка», № 10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2; в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповой ячейке №6, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2; после получения финансирования обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад» осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», № 9 «Улыбка», № 10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2; в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповой ячейке №6, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2, а так же обязать хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ГБДОУ г. Севастополя «<данные изъяты>» законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования, по результатам проведения которой установлены нарушения законодательства в указанной сфере. По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Кроме того, прокуратурой района 20.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых, не принято.
Согласно сметному расчету на устранение нарушений требуется 2 917 513, 33 рублей. Учреждением ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за № направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, Департаментом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № получено разъяснение, что расходы на текущий ремонт помещений с заменой линолеума учтены при формировании проекта бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выделение субсидий на устранение обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию, об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю учреждением от Учредителя, не получено.
Учитывая, что функционирование Учреждения с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности препятствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа воспитанников, в сфере образования, Прокуратура Гагаринского района города Севастополя и обратилась с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель прокуратуры требования иска поддержал в полном объеме, пояснил, что невыполнение требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации ГБДОУ города Севастополя «<данные изъяты>» несёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика против заявленных требований не возражала.
Представитель третьего лица полагал требования подлежащими удовлетворению.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причин неявку суду не представили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что в корпусе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Севастополя «<данные изъяты>» (далее также - Учреждение), расположенном по адресу: г<адрес>, в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в групповой ячейке №6, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2.
Также установлено, что в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», №9 «Улыбка», №10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2.
По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
Для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо заменить материал используемый в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес> материал (линолеум), используемый для покрытия пола в групповой ячейке №6, класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2, а также в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, материал (линолеум), используемый для покрытия пола в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», № 9 «Улыбка», № 10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2, с обеспечением хранения документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых не принято.
Вместе с тем установлено, что согласно сметному расчету на устранение нарушений требуется 2 917 513, 33 рублей.
Учреждением ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №,ДД.ММ.ГГГГ за № направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, Департаментом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № получено разъяснение, что расходы на текущий ремонт помещений с заменой линолеума учтены при формировании проекта бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
По состоянию на 31.01.2023 выделение субсидий на устранение обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию, об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю учреждением от Учредителя, не получено.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право несовершеннолетних, в том числе, на обучение в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»(далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общин требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее-Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), который направлен на решение определенных задач, в том числе, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Согласно п.п. 1.1, 3.4.1, 3.5.1. Стандарта, его требования являются обязательными п. 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в том числе осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают в себя, в том числе, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.
В соответствии с п.п. 3.6, 3.6.3 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного
и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно требованиям Стандарта, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки города Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц, и такими, что подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц, к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «<данные изъяты>», Департаменту образованию и науки города Севастополя, о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «<данные изъяты>» для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», № 9 «Улыбка», № 10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2; в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповой ячейке №6, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2.
Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «<данные изъяты> после получения финансирования осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 2 «Семицветик», № 3 «Светлячок», № 4 «Почемучки», № 8 «Медвежата», № 9 «Улыбка», № 10 «Дельфинчик», в кабинете психолога, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2; в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>: замена материала для покрытия полов в групповой ячейке №6, материалам класса пожарной опасности не выше Г1, В2, Д2, Т2, а так же обязать хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья | (подпись) | Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
07 августа 2023 года