Дело 1-483/23
УИД 11RS0005-01-2023-004835-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ухта Республика Коми |
26 сентября 2023 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Тихомировой А.Ю.,
при секретаре Сергеевой М.Г.,
с участием государственного обвинителя Шевчук В.В.,
подсудимого Джавахяна А.А.,
его защитника – адвоката Глущука И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Джавахяна А.А., .... ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 216 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ),
УСТАНОВИЛ:
Джавахян А.А. обвиняется в нарушении правил безопасности при ведении иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, при следующих обстоятельствах.
Джавахян А.А., принятый на основании трудового договора ....-д от <...> г. и приказа о приёме на работу ....-к от <...> г. на должность стропальщика в АО «Сварочно-монтажный трест», прошел обучение и проверку знаний по охране труда, принял на себя обязательства добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с Положением о персонале, должностной инструкцией, описанием трудовой функции, приказами и распоряжениями работодателя, требованиями трудового законодательства.
Джавахян А.А. с трудовым договором, инструкцией по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и перемещении грузов, инструкцией по охране труда для стропальщика ознакомлен под роспись в установленном порядке.
<...> г. в период времени с 08 часов 00 минут до 10 часов 47 минут Джавахян А.А., находясь на территории площадки складирования материальных ценностей, расположенной на территории МОГО «Ухта» Республики Коми по географическим координатам 63°39'28" северной широты 53°43'55"восточной долготы, на основании устного распоряжения начальника участка Ухтинского филиала АО «Сварочно-монтажный трест» Л* осуществлял работу по строповке длинномерных металлических труб диаметром 1420 мм, с целью их последующей выгрузки посредством автомобильного крана с трубоплетевозного тягача.
В ходе выполнения Джавахяном А.А. вышеуказанных работ П*, принятый на основании трудового договора ....-д от <...> г. и дополнительными соглашениями к нему от <...> г. и <...> г. на должность подсобного рабочего в АО «Сварочно-монтажный трест», находясь вблизи от места проведения Джавахяном А.А. погрузочно-разгрузочных работ, для оказании Джавахяну А.А. помощи в строповке, залез на рабочую площадку трубовоплетевозного тягача на базе автомобиля «Камаз» с государственным регистрационным знаком К 697 АК 750 регион. В свою очередь, Джавахян А.А., находясь в вышеуказанное время в вышеуказанном месте, проявляя преступную небрежность, выразившуюся в грубом нарушении требований правил безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог предвидеть эти последствия, достоверно зная, что П*, не являясь стропальщиком, не прошел в установленном порядке обучение безопасным приемам проведения работ по строповке грузов, не удалил П* с места проведения работ и допустил последнего к своей работе: П* вместе с Джавахян А.Л. продолжили совместно осуществлять строповку выгружаемой длинномерной трубы, при этом Джавахян А.Л. начал руками натягивать строп, в то время как П* фиксировал трубный захват за торец выгружаемой трубы. Однако Джавахян А.Л. не обеспечил достаточное натяжение стропа руками, что привело к движению удерживаемого П* захвата для трубы, тем самым обусловило потерю П* равновесия и его последующее падение с высоты рабочей площадки вышеуказанного трубоплетевозного тягача на землю.
В результате нарушения Джавахяном А.А. правил безопасности П* были причинены телесные повреждения в виде тяжёлой осложненной спинальной травмы: перелома задней дуги, вывих в межпозвонковых суставах 9-го и 10-го грудных позвонков, взрывного перелома тела 10-го грудного позвонка со смещением на всю ширину спинномозгового канала с разрывом спинного мозга на уровне перелома, осложнившегося грубым парапарезом, гипестезией с уровня пупка по проводниковому типу, нарушением тазовых функций, которые по признаку опасности для жизни в совокупности квалифицируются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью.
Телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью П*, состоят в прямой причинной связи с небрежными преступными действиями Джавахяна А.А. при ведении погрузочно-разгрузочных работ, поскольку явились следствием грубого нарушения со стороны последнего следующих правил безопасности:
ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
п.п. 1.11, 2.2 Инструкции по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и перемещении грузов, утвержденной <...> г. главным инженером АО «Сварочно-монтажный трест», согласно которым присутствие посторонних лиц в рабочем пространстве оборудования на погрузочно-разгрузочных работах не допускается, при проведении погрузочно-разгрузочных работ работник обязан удалить из зоны производства работ посторонних лиц;
п. 2.3 Инструкции по охране труда для стропальщика, утвержденной <...> г. генеральным директором АО «Сварочно-монтажный трест», согласно которому стропальщик обязан не допускать к своей работе необученных работников и посторонних лиц.
Между умышленным нарушением Джавахяном А.А. вышеуказанных федеральных законов Российской Федераций, иных нормативно-правовых актов и получением тяжкого вреда здоровью П* имеется прямая причинно-следственная связь.
Потерпевшим П* заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Джавахяна А.А. в связи с примирением сторон, поскольку вред, причиненный преступлением, потерпевшему заглажен в полном объеме: Джавахяном А.А. принесены извинения и передано 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда, расходы на лечение и реабилитацию в размере 3 400 000 рублей потерпевший получил от организации и из фонда социального страхования. Претензий к подсудимому П* не имеет, привлекать Джавахяна А.А. к уголовной ответственности не желает.
Подсудимый Джавахян А.А. вину в совершении преступления признал полностью, заявил о раскаянии в содеянном и намерении продолжать оказывать потерпевшему любую необходимую помощь. Джавяхян А.А. согласился на прекращение уголовного дела и уголовного преследования в отношении него в связи с примирением сторон после разъяснения ему последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Защитник Глущук И.С. ходатайство потерпевшего поддержал, поскольку Джавахян А.А. впервые обвиняется в совершении неосторожного преступления небольшой тяжести, ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, характеризуется положительно.
Государственный обвинитель Шевчук В.В., исходя из общественной опасности совершенного преступления, возражала против прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении Джавахяна А.А.
Заслушав мнение сторон, изучив материалы уголовного дела в необходимом для принятия решения объеме, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.
Судом установлено, что Джавахян А.А. впервые привлекается к уголовной ответственности за неосторожное преступление небольшой тяжести, с потерпевшим примирился, принес ему извинения и в полном объеме загладил вред, причиненный преступлением, передав в счет компенсации морального вреда названную потерпевшим сумму – 200 000 рублей. При этом суд учитывает, что расходы на лечение и реабилитацию в размере 3 400 000 рублей выплачены потерпевшему работодателем и фондом социального страхования.
Также суд принимает во внимание, что Джавахян А.А. к административной ответственности не привлекался, состоит в браке, имеет на иждивении дочь – студентку, трудоустроен, положительно характеризуется по месту жительства, работы и Национально-культурной автономией армян в г. Ухте, в нарушении общественного порядка и злоупотреблении спиртными напитками не замечен.
При таких обстоятельствах суд считает возможным уголовное дело и уголовное преследование в отношении Джавахяна А.А. прекратить на основании ст. 76 УК РФ.
В отношении вещественных доказательств суд принимает решение на основании ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь ст. 76 УК РФ, ст. 25, п. 3 ст. 254 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело и уголовное преследование в отношении Джавахяна А.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 216 УК РФ, прекратить в связи с примирением сторон.
Освободить Джавахяна А.А. от уголовной ответственности на основании ст. 76 УК РФ.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Джавахяна А.А. отменить.
Вещественные доказательства: два трубозахватных троса, цепной строп, выданные на ответственное хранение представителю АО «Сварочно-монтажный трест», – оставить в распоряжении собственника.
Постановление может быть обжаловано участниками судебного разбирательства в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 15 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий А.Ю.Тихомирова