Дело № 2-23/2024
78RS0002-01-2023-002558-84
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 13 марта 2024 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Нефедовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО2, ФИО3 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия и акционерному обществу «Корпорация развития Республики Карелия» о признании незаконными распоряжений, аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с исковым заявлением о признании незаконными распоряжений, действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, аннулировании и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке по следующим основаниям.
Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ возле указанного земельного участка образован смежный с ним земельный участок, с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, общей площадью № кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, №, <адрес>, №. Указанному участку присвоен кадастровый № №. Истец считает, что при формировании земельного участка с № были допущены нарушения, которые затрагивают его права. Так, обустройство доступа (проезда) к новообразованному земельному участку через земли общего пользования невозможно, доступ (проезд) возможен только через участок истца либо через смежный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО3, доступ на который, в свою очередь, осуществляется через участок истца. ФИО2 считает, что осуществление работ по формированию общественного проезда приведет не только к его наложению на территорию участка истца, но и к его заболачиванию и подтоплению. В связи с изложенным, ФИО2, с учетом изменения исковых требований, просил:
- признать незаконными Распоряжение Министерства «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; Распоряжение Министерства «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; Распоряжение Министерства «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №; Распоряжение Министерства «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- признать незаконными действия Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по <адрес> по постановке на кадастровый учет земельного участка с №, общей площадью № кв.м., кв. м., с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, №, <адрес>, №, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона (Ж-1). Зона индивидуальной жилой застройки;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о земельном участке с №.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Корпорация развития Республики Карелия».
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству по тем основаниям, что является собственником земельного участка с №. Указанный земельный участок принадлежит ФИО3 на основании договора № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Возле земельного участка истца образован смежный с ним земельный участок с №. ФИО3 полагает, что при образовании указанного земельного участка были допущены серьезные нарушения, приводящие к нарушению прав истца, поскольку образование спорного участка лишило ФИО3 права проезда. Проезд и проход к участку ФИО3 на данный момент является незаконным и временным и основанным на устных договоренностях с ФИО2, которые могут измениться. Законный же проезд перекрыт в связи с включением земель общего пользования в новообразованный участок. Министерство нарушает права ФИО3 в пользу № повторно. Результатом предыдущего нарушения являлось незаконное прекращение права аренды ФИО3 на свой участок, которое было оспорено в судебном порядке. На данном этапе Министерство в связи с незаконным образованием земельного участка и вынесением его на торги повторно нарушает права ФИО3 Кроме того, Администрация Куркиекского сельского поселения не проводила межевание общественных дорог к земельным участкам и не регистрировала их в реестр муниципального имущества, перекладывая ответственность за содержание дорог, их фактическое наличие и законность, на плечи собственников участков и домов. Образование земельного участка, создающее препятствия для использования других земельных участков по целевому назначению, не допускается. С учетом вышеизложенных обстоятельств следует, что на спорном земельном участке, выставленном на торги, расположены проезды, относящиеся к землям общего пользования, что является основанием для невозможности его предоставления на аукцион. Следовательно, Распоряжение Министерства о проведении аукциона на право заключения договора аренды на спорный земельный участок является незаконным, в связи с чем, спорный земельный участок не может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды. В связи с изложенным, ФИО3 просил суд:
- признать незаконными распоряжения Министерства «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №-№; «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №-№; исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с №.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ дела по искам ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ производство по искам ФИО2 и ФИО3 в части требований о признании незаконными распоряжений Министерства «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ № и «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено в связи с отказом истцов от требований в данной части.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Министерству и акционерному обществу «Корпорация развития Республики Карелия» о признании незаконными распоряжений, действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, аннулировании и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, в части требований ФИО2 к Министерству о признании незаконными действий Филиала ППК Роскадастр по Республике Карелия по постановке земельного участка с КН:2955 на кадастровый учет, прекращено в связи с отказом ФИО2 от исковых требований в данной части.
Представитель истцов по доверенности, ФИО9, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что в связи с утратой доступа к береговой линии, с 2021 года №, установившее садки на территории, принадлежащей национальному парку «Ладожские шхеры», пытается получить с помощью услуг Корпорации развития земельный участок с № с целью обеспечения доступа к береговой линии для ведения форелевого хозяйства. Жители <адрес>, все собственники и правообладатели соседних земельных участков не желают, чтобы на берегу в поселке строилась промышленная инфраструктура, чего и добиваются ответчики по делу. Образование земельного участка с № сделало невозможным доступ к земельному участку с №, собственником которого является ФИО3 При этом нарушаются права ФИО2, поскольку доступ к земельному участку с № будет возможен только через земельный участок с №, правообладателем которого является ФИО2
Представитель Министерства, в судебном заседании отсутствовал, направил отзыв по иску, в котором указал, что иск заявлен ненадлежащим истцом и не подлежит рассмотрению, поскольку в рамках искового судопроизводства законодателем предполагается, что сторона истца должна защищать свой материально-правовой интерес, то есть истец должен быть заинтересован в предмете материально-правового спора. Земельный участок с № сформирован на основании распоряжения Министерства по заявлениям заинтересованного лица. В адрес Министерства не поступали какие-либо доказательства, в обоснование позиции стороны истца о незаконности и необоснованности обжалуемых решений. Вместе с тем, в материалы дела Министерством направлены картографические изображения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, которые опровергают доводы стороны истца о наличии каких-либо нарушений при его формировании. Более того, указанные стороной истца факты были ранее предметом рассмотрения проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, в результате которой каких-либо нарушений при формировании земельного участка с № выявлено не было. С учетом изложенного, Министерство полагает обжалуемые распоряжения законными и обоснованными, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству в полном объеме.
Представитель АО «Корпорация развития Республики Карелия», в судебном заседании отсутствовал, в направленном в адрес суда отзыве просил рассмотреть настоящее дело в отсутствии их представителя и отказать в удовлетворении исковых требований, считая вынесенные распоряжения законными, а действия филиала Роскадастра обоснованными.
Представитель ППК Роскадастр по <адрес> просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя. Филиал отметил, что по сведениям ЕГРН земельные участки с № являются смежными, поскольку имеют общую границу. Граница земельного участка с № была установлена ранее (ДД.ММ.ГГГГ) и взята за основу кадастровым инженером при подготовке межевого плана в отношении вновь образованного земельного участка с №, следовательно, с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, при установлении границ вновь образованного земельного участка с № согласование смежной границы с земельным участком с № не требовалось. Таким образом, в настоящее время смежная граница земельного участка с № и земельного участка с № установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия направил отзыв по иску, в котором указал, что в соответствии с данными ЕГРН земельные участки с № и № располагаются за границами земель лесного фонда. Кроме того, земельный участок с № расположен за пределами береговой полосы Ладожского озера, сведения о границах береговой полосы внесены в ЕГРН и в государственный водный реестр. Оценка возможности строительства общественного проезда на землях иных категорий не входит в полномочия Министерства, в связи чем, Министерство не имеет возможности выразить свою позицию по указанному вопросу. Министерство оставляет разрешение спора на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Представитель третьего лица – НП «Ладожские шхеры» ФИО7 в судебном заседании оставила решение вопроса по существу на усмотрение суда. Пояснила, что в настоящее время права национального парка не затронуты. В случае строительства дороги по территории национального парка, парк будет принимать меры в случае выявления каких-либо нарушений.
Третье лицо – Алхамад Ганди в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, изложил позицию, аналогичную позиции представителя истцов, пояснив, что на протяжении длительного времени все жители поселка Терву и правообладатели земельных участков, прилагают все усилия для сохранения побережья Ладожского озера, которое ООО «Лафор» желает использовать в коммерческих целях. При использовании земельного участка с КН:2955 права всех собственников и арендаторов рядом расположенных земельных участков будут нарушены при использовании земельных участков по целевому назначению.
Иные стороны по делу при надлежащем извещении, в судебном заседании отсутствовали, возражений не представили.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заедание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и абз. 3 ст. 12 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
По смыслу приведенных положений закона судебная защита может быть предоставлена лицу только в случае доказанности, что права, свободы и законные интересы истца нарушены или оспариваются, либо имеется реальная угроза нарушения их в будущем.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Лахденпохского муниципального района и № заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендатор принял в аренду земельные участки с кадастровыми номерами №, находящиеся по адресу: <адрес>, район <адрес>, для сельскохозяйственной деятельности в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадями –№
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между № и ФИО2, последнему перешли права и обязанности по Договору аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в отношении земельного участка с №, который имеет местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственной деятельности, площадь №
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Федеральным законом от 03.11.2009 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), имеет местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, площадь № кв.м., отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и имеет вид решенного использования – личное подсобное хозяйство, территориальная зона – Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки. В пределах земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами №. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно, в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющие его местоположение. На указанный земельный участок зарегистрировано право аренды за ФИО2, регистрационный №, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастр недвижимости» (действовавшего в редакции до 01.01.2017) на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок имеет местоположение: <адрес>, район <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид решенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь –№ кв.м. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно, в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющие его местоположение. На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за ФИО3, договор № купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) АО «Корпорация развития Республики Карелия» обратилось в Министерство с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, район <адрес>, с основным видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В целях дальнейшего использования земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, планируется внесение изменений в правила землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения. Дополнительно указало, что образуемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. При этом АО «Корпорация развития Республики Карелия» обратилось с указанным заявлением в связи с сопровождением инвестиционного проекта ООО «Лафор» «Организация полносистемного рыбоводного комплекса по выращиванию радужной форели».
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Корпорация развития Республики Карелия» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № кв.м., местоположение: ФИО1, <адрес>, № <адрес>. Земельный участок расположен в кадастровом квартале №. Категория земель – «земли запаса». Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3).
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п. 1 Распоряжения изложен в следующей редакции:
«Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № кв.м., местоположение – ФИО1, <адрес>, Лахденпохский №. Земельный участок расположен в кадастровом квартале №. Категория земель – «земли населенных пунктов». Территориальная она – «Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1)». Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «Для ведения личного подсобного хозяйства»».
АО «Корпорация развития Республики Карелия» проведены работы по формированию согласованного земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Согласно выписке из ЕГРН государственный кадастровый учет земельного участка с № был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Законом о регистрации по результатам рассмотрения заявления о государственном, кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав № № от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенного по адресу: ФИО4 Федерации №, распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», заявления о предоставлении дополнительных документов № № от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, <адрес> <адрес>, распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №».
Местоположение земельного участка с № определено как: ФИО1, <адрес>, №, <адрес>, №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, территориальная зона (Ж-1). Зона индивидуальной жило застройки, площадь - № кв.м. Граница земельного участка с № установлена в соответствии с требованиями действующего законодательств Российской Федерации, а именно, в сведениях ЕГРН содержатся значени координат характерных точек границ, определяющие его местоположение. Сведения о зарегистрированных правах, ограничении (обременении) прав отношении данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № определено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, согласно Приложению № к настоящему распоряжению, а именно: ФИО1, <адрес>, №, <адрес>, №, площадью № кв.м. Пунктом 2 установлен срок аренды на 20 лет.
На официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района на основании решений: в том числе, Распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Под лотом № предметом аукциона был земельный участок с №.
ДД.ММ.ГГГГ организатор торгов принял решение о приостановлении торгов по лоту № в связи с поступлением жалобы ФИО2 в антимонопольный орган. Согласно жалобе, земельный участок с № образован с нарушением требований законодательства, что делает неправомерным проведение в отношении него аукциона. В частности, заявитель указывает, что в границы земельного участка включен общественный проезд, в том числе обеспечивающий доступ к другому земельному смежному участку с №.
Поводом для обращения истцов в суд послужило то, что на земельном участке с №, выставленном на торги, расположены проезды, относящиеся к землям общего пользования, что является основанием для невозможности его образования, предоставления на аукционе, поскольку осуществление работ по формированию общественного проезда к смежным земельным участкам приведет не только к его наложению на территорию участков истцов, но и к его заболачиванию и подтоплению.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросу предоставления земельных участков относится к компетенции ответчика - Министерства.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения соответственного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Предварительное согласование предоставления земельного участка согласно ст. 39.15 ЗК РФ осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Подп. 8 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Вместе с тем, п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
В силу п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Схема расположения земельного участка должна соответствовать требованиям Приказа Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее Требования).
В схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков (п.6 Требований).
В соответствии с п. 7 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематическим отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Истцом, ФИО2 представлено заключение, подготовленное ИП ФИО8, из которого следует, что <адрес>а от <адрес> до земельного участка с № по землям общего пользования расположенным между земельными участками с кадастровыми номерами 10№ не представляется возможным, а также не представляется возможным обустройство проезда от <адрес> до земельного участка с № по землям общего пользования расположенным между земельными участками с №. ФИО8 сделан вывод, что обустройство проезда на землях общего пользования до земельного участка с № не представляется возможным».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Возражений относительно представленного стороной истца заключения от ответчиков не поступало. Ходатайств о проведении по делу судебных экспертиз не заявлялось.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям») (далее – СП 4.13130.2013) устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно п. 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Из материалов дела, в том числе заключения ИП Трусов следует, что проезд к спорному земельному участку, учитывая его целевое назначение, отсутствует. Кроме того, образование земельного участка с № делает невозможным доступ к земельному участку с №.
Доказательств обратного суду не представлено, как и не представлено доказательств возможности проезда пожарной техники на образуемый земельный участок.
Судом установлено, что земельные участки с № являются смежными, поскольку имеют общую границу. Граница земельного участка с № была установлена ранее ДД.ММ.ГГГГ и взята за основу кадастровым инженером при подготовке межевого плана в отношении вновь образованного земельного участка с №.
Также, в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном в отношении земельного участка с №, в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана в «Сведениях об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам» указано «Земли общего пользования». В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном в отношении земельного участка с №, в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана в «Сведениях об обеспечении доступа прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам» указано «Земли общего пользования», что не соответствует действительности, опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Схема расположения земельного участка с № была подготовлена с существенными нарушениями требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для признания распоряжения Министерства «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что земельный участок с № образован незаконно.
Довод ответчика о том, что жалоба ФИО2 решением Федеральной антимонопольной службы признана необоснованной, не свидетельствует о законности формирования земельного участка с №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истцов о незаконности Распоряжения «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; и соответственно незаконности Распоряжения «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №-№; нашли свое подтверждение и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что суд пришел к выводу, что образование спорного земельного участка нарушило право ФИО3 на беспрепятственный доступ к земельному участку с № и создало угрозу ФИО2 на право беспрепятственного пользования земельным участком с № исходя из его целевого назначения, доводы Министерства о том, что обжалуемые истцами Распоряжения не затрагивают права последних, во внимание не принимаются.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности формирования земельного участка с №, сведения о нем подлежат аннулированию и исключению из ЕГРН.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с Министерства в пользу истцов подлежат расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконными Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ №-№; «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №; «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с №, общей площадью № кв.м., кв. м., с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу; <адрес>, № <адрес>, №, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона (Ж-1). Зона индивидуальной жилой застройки.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче исков в суд в пользу ФИО2 300 (триста) рублей, в пользу ФИО3 - 900 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 20.03.2024