УИД 02RS0001-01-2024-006631-03 Дело № 2-224/2024
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Ушаковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оглезнева В.В. к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным и отмене распоряжения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Оглезнев В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным и отмене распоряжения № 810-р от 31 мая 2023 года «Об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Исковые требования мотивированы тем, что Оглезнев В.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>. 03 октября 2023 года Оглезневым В.В. по почте было получено письмо Администрации г. Горно-Алтайска № 01-15/20234 от 25 сентября 2023 года с приложением отчета об оценке рыночной стоимости имущества – жилого дома с хозяйственными строениями и земельного участка, расположенных по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д. 32, а также проекта соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Распоряжение Администрации г. Горно-Алтайска № 810-р от 31 мая 2023 года Оглезневу В.В. не вручалось, по почте не направлялось, в связи с чем он 25 октября 2023 года обратился в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о предоставлении копии решения об изъятии. 17 ноября 2023 года Оглезневу В.В. был дан ответ о том, что согласно генеральному плану МО «Город Горно-Алтайск» по его земельному участку запланировано прохождение автомобильной дороги местного значения для нужд строящейся школы, а также выдана копия обжалуемого распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска и выкопировка из генерального плана с частью топографического плана, однако из этих документов не усматривается наличие законных оснований для изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Из содержания распоряжения невозможно сделать вывод о том, что реконструкция автомобильной дороги с кадастровым номером № может быть произведена только при условии изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого дома. В распоряжении имеется лишь формальная декларативная ссылка на генеральный план муниципального образования «Город Горно-Алтайск», утвержденный решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов № 18-1 от 03 сентября 2009 года, как на документ в составе нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми земельный участок и жилой дом подлежат изъятию для муниципальных нужд. Между тем решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов № 4-4 от 16 декабря 2022 года в части, касающейся улично-дорожной сети муниципального образования, не предусмотрены мероприятия по реконструкции автодороги с кадастровым номером № в районе дома № № по ул. №. Дом по адресу: <адрес> был приобретен с использованием средств материнского капитала, в настоящее время в доме проживает семья Оглезневых, состоящая из шестерых человек, четверо из которых несовершеннолетние дети, ожидается появление пятого ребенка. Принудительное отчуждение земельного участка и расположенного на нем жилого дома в муниципальную собственность нарушит имущественные права членов семьи, возникшие в результате реализации государственных мер и гарантий улучшения жилищных условий семей с детьми, что недопустимо. В качестве выкупной цены ему была предложена денежная сумма в размере 4 717 000 рублей, однако данной суммы явно недостаточно для приобретения другого жилья.
Определением суда от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации г. Горно-Алтайска», МКУ «Городское хозяйство и лесничество», МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска».
Протокольным определением суда от 25 января 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай».
В судебном заседании представитель истца Енушевская К.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» Траудт О.Г. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Оглезнев В.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером № общей площадью 27,9 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 903 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и обслуживания жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>
? доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение Оглезневым В.В. приобретены в порядке наследования по закону на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ г., а другие ? доли – по договору купли-продажи от 14.07.2014 г. с использованием средств материнского (семейного) капитала (доля выкуплена у сестры Гуровой М.В.).
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска № 810-р от 31.05.2023 г. изъят для муниципальных нужд муниципального образования «Город Горно-Алтайск» в целях реконструкции сооружения – автомобильной дороги местного значения с кадастровым номером № земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 903 кв.м., и расположенный на этом земельном участке объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, общей площадью 27,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>
Администрацией города Оглезневу В.В. направлено уведомление от 25.09.2023 г., которым ему сообщено об изъятии для муниципальных нужд его земельного участка совместно с жилым домом, расположенного по адресу: <адрес> предложено подписать все приложенные экземпляры проекта соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и предоставить их в отдел земельных отношений МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска».
К данному уведомлению также приложен отчет об оценке ООО «Оценка Алтая» № 01МУ-08.23 от 22.08.2023 г., согласно которому указанные жилой дом и земельный участок Оглезнева В.В. оценены в размере 4 717 000 рублей.
Вместе с тем Оглезнев В.В., получив на основании своего заявления от 24.10.2023 г. из администрации города копию указанного распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска № 810-р от 31.05.2023 г. с выкопировкой из генерального плана и части топографического плана, не подписал и не предоставил в отдел земельных отношений МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» проект соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, а обратился в суд с настоящим иском.
Условия, основания и порядок прекращения права частной собственности в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд определены нормами ст.ст. 235, 239.2 ГК РФ и положениями главы VII.1 ЗК РФ.
В силу ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд поименованы в ст. 49 ЗК РФ, в соответствии с которой изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной дороги местного значения возможно только в исключительных случаях и только при условии отсутствия других возможных вариантов строительства и реконструкции.
На основании п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.
Согласно п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 данной статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Статьей 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Основным законом государства провозглашена неприкосновенность жилища и гарантировано, что никто не может быть лишен его произвольно (ст.ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В своем единстве указанные нормы исключают верховенство общественных или публичных интересов перед интересами отдельных граждан при изъятии земельных участков, особенно в тех ситуациях, когда такое принудительное отчуждение может привести к нарушению жилищных прав граждан.
В письменном отзыве на исковое заявление представителем МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» указано, что согласно Генеральному плану г. Горно-Алтайска запланирована реконструкция сооружения – автомобильной дороги местного значения в целях реализации национального проекта «Образование» для строительства общеобразовательной школы-гимназии № 7. Данная дорога будет использоваться как подъезд к данной общеобразовательной организации.
Действительно, принадлежащий Оглезневу В.В. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> граничит с земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 44 385 кв.м., категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование – для проектирования и строительства общеобразовательной школы-гимназии № 7, расположенным по адресу: <адрес>
Как объяснила в судебном заседании представитель МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» Траудт О.Г., принадлежащий Оглезневу В.В. земельный участок с кадастровым номером № изъят для организации подъездных путей к школе, организации парковочных место (автомобильной стоянки), озеленения.
В судебном заседании судом исследован фрагмент Генерального плана муниципального образования «Город Горно-Алтайск», утвержденного решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009 г. № 18-1, из которого следует, что принадлежащий Оглезневу В.В. земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, а указанный земельный участок с кадастровым номером №, на котором осуществляется строительство общеобразовательной школы-гимназии № 7, относится к зоне специальной общественной застройки.
Таким образом, принадлежащий Оглезневу В.В. земельный участок с кадастровым номером № не входит в зону специальной общественной застройки, имеет иное территориальное зонирование, не относящееся к земельному участку с кадастровым номером № общей площадью 44 385 кв.м. и строительству общеобразовательной школы-гимназии № 7.
Как установлено судом, застройщиком общеобразовательной школы-гимназии № 7 на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 44 385 кв.м., является КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай». В этой связи судом в данное учреждение был направлен запрос для предоставления проекта планировки территории строящейся общеобразовательной школы-гимназии № 7, проекта озеленения, организации парковочных мест и подъездных путей к данной школе (выписки, выкопировки, копии схем и т.п.).
Однако суду данные документы предоставлены не были, в ответе на запрос суда от 12.02.2204 г. КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» указано, что 28 сентября 2023 года между КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» и ООО «СтальПроект» был заключен договор по корректировке проектной документации, сопровождению документации при прохождении государственной экспертизы проектной документации. В настоящее время нет возможности направить запрашиваемые документы по объекту капитального строительства «Строительство общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске» в связи с тем, что ООО «СтальПроект» обязательства по указанному договору не исполнено. Ведется претензионная работа.
Таким образом, администрацией города, на которую возложено бремя доказывания законности принятого распоряжения № 810-р от 31 мая 2023 года, суду не предоставлены доказательства тому, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Горно-Алтайск», утвержденным решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009 г. № 18-1, принадлежащий Оглезневу В.В. земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне специальной общественной застройки для строительства общеобразовательной школы-гимназии № 7, в том числе для озеленения территории школы, организации парковочных мест (автомобильной стоянки) и/или подъездных путей к данной школе – реконструкции автомобильной дороги местного значения с кадастровым номером №.
В пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 г., разъяснено, что решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
В силу прямого указания п. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
В этой связи администрация города обязана доказать отсутствие других возможных вариантов реконструкции автомобильной дороги местного значения с кадастровым номером № для целей организации подъезда к общеобразовательной школе-гимназии № 7.
Однако таких доказательств суду не предоставлено, в частности заключение эксперта/специалиста или другие доказательства, соответствующие принципу относимости, допустимости и достаточности доказательств.
При таких обстоятельствах распоряжение Администрации г. Горно-Алтайска № 810-р от 31 мая 2023 года «Об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд муниципального образования «Город Горно-Алтайск» нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░,░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░ № 810-░ ░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░░░░