Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-354/2022 ~ М-159/2022 от 01.02.2022

Дело № 2а-354/2022г.

25RS0011-01-2022-000538-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск-Дальний     29 марта 2022 года

Приморского края

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Бовсун В.А.,

при секретаре судебного заседания Моисеенко Н.В.

с участием административного истца Чернышевой Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышевой Г.М. к администрации Спасского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

Чернышевой Г.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Спасского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ ею было подано заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользования, площадь участка 355 кв.м., учётный номер кадастрового квартала: №. ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в предоставлении указанного земельного участка поскольку, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования. Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Из приведенных норм следует, что наличие проезда («пожарного» или иного), как территории общего пользования должно быть установлено в утвержденном проекте планировки территории и учитываться при согласовании схемы размещения земельного участка.

Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного крута лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 вышеназванного кодекса осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 этого же кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Испрашиваемый земельный участок не отражен ни на публичной кадастровой карте, ни в генеральном плане поселения, ни в правилах землепользования и застройки как земли общего пользования, не находится в границах красных линий (схема прилагается).

Просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении земельного участка испрашиваемой площадью 355 кв.м, учётный номер кадастрового квартала: № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Спасского муниципального района предоставить испрашиваемый участок в безвозмездное пользования площадью 355 кв.м., учётный номер кадастрового квартала: №.

Административный истец Чернышевой Г.М. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по доводам изложенным в нём.

Представитель административного ответчика Администрации Спасского муниципального района <адрес>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на поступившее ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию заявление Чернышевой Г.М. о предоставлении земельного участка было принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, на основании п. 22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, при этом была допущена опечатка в части основания отказа, указан пункт 22 вместо пункта 8. В случае предоставления Чернышевой Г.М. испрашиваемого земельного участка, у жителей соседних домов будет отсутствовать доступ к их земельным участкам, возможность установления сервитута отсутствует. Просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по <адрес> надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Выслушав истца, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению:

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - гражданин), на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ установлено, что земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.

Исчерпывающей перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование содержится в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Чернышевой Г.М. обратилась в Администрацию Спасского муниципального района с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельный участок площадью 355 кв. м., в кадастровом квартале №.

Как установлено в судебном заседании в ответ на данное заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование в кадастровом квартале №, площадью 355 кв. м., на основании п. 8 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, поскольку в письме ошибочно в основании отказа был указан на п. 22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в следующих случаях: образование испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой его размещения нарушает предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам, за исключением требований к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельного участка.

В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (ч. 4).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6).

Из ответа Администрации Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. адресованного Чернышевой Г.М., следует, что согласно правилам землепользования и застройки, земельный участок, сформированный истцом посредством ФИС, располагался в зоне жилой постройки. Вид разрешенного использования данного земельного участка, устанавливается согласно правилам землепользования и застройки по желанию пользователя данного земельного участка, после получения его в безвозмездное пользование.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте и обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена).

Согласно ч. 4.1 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом до принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в соответствии с частями 4.1 и 4.3 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ уполномоченный орган должен принять решение о приостановлении рассмотрения поступившего заявления, подготовить и направить заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ. Уполномоченный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю указанных вариантов от заявителя не поступило согласие на предоставление одного из предложенных ему земельных участков.

Проанализировав положения Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что при вынесении решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка административным ответчиком не учтены вышеуказанные требования закона, в соответствии с которыми административный ответчик должен был принять решение о приостановлении рассмотрения заявления и направлении заявителю возможных вариантов схемы размещения земельного участка. Поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение Администрацией приведенного порядка принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, а именно отсутствие сведений о приостановлении рассмотрения заявления при наличии оснований предусмотренных ст. 11.9 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, а также основания указанного в отказе администрации (п. 22 ст. 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ) суд приходит к выводу о признании неправомерным оспариваемого отказа административного ответчика и возложении на него обязанности по повторному рассмотрению заявления административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 355 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 25:16:330101 ░░ 1012.2021 ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 355 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                     ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-354/2022 ~ М-159/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чернышева Галина Михайловна
Ответчики
Администрация Спасского муниципального района Приморского края
Другие
Управление Росреестра по Приморскому краю
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Бовсун Вячеслав Анатольевич
Дело на сайте суда
spassky--prm.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2022Передача материалов судье
02.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Подготовка дела (собеседование)
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее