Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-736/2023 ~ М-115/2023 от 17.01.2023

Дело № 2-736/2023

УИД 39RS0010-01-2023-000158-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2023 г. г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Чулковой И.В.,

при помощнике судьи Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Сенченко Андрею Валерьевичу о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение для проведения проверки,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее также – Министерство) обратилось в суд с иском к Сенченко А.В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес > должностным лицам Министерства для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.

В обоснование иска указано, что в связи с поступившим в адрес Министерства 17.11.2022 обращением № 5574-0 о возможных фактах нарушений жилищного законодательства по адресу: г<адрес > истец 25.11.2022 в рамках своей компетенции направил информационное письмо № ЖК-9700 в адрес собственника указанного жилого помещения Сенченко А.В. о необходимости 12.12.2022 в 12 ч. 00 мин. предоставить доступ в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Указанное информационное письмо с указанием даты и времени направлено ответчику заказным письмом с уведомлением по месту регистрации. Должностное лицо департамента жилищного контроля и надзора Министерства 12.12.2022 прибыло к жилому дому, однако доступ в жилое помещение в указанное время собственником помещений предоставлен не был, в связи с чем проверить обоснованность доводов поступившего обращения на предмет нарушения порядка проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом второго отдела технического надзора департамента жилищного контроля и надзора Министерства был составлен акт выезда на место от 12.12.2022.

На основании изложенного, истец просит в судебном порядке возложить на ответчика Сенченко А.В. обязанность предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес > для проведения проверки.

В судебном заседании представитель истец Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя стороны истца.

В судебное заседание уведомленный надлежащим образом о времени и месте его проведения ответчик Сенченко А.В. не явился, о причинах неявки в судебное заседание суду заблаговременно не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

Ознакомившись с материалами гражданского дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В силу п. 2 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу п. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В силу пп. е пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЖК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В силу части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ.

Государственный жилищный надзор включает деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 ЖК РФ).

В соответствии с Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016, Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функцию государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.

17.11.2022 в адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение № 5574-о собственников квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Калининград, ул. Литовский Вал, д. 33, с указанием на то, что собственником квартиры № 1 в указанном жилом доме произведена перепланировка и переустройство принадлежащего ему жилого помещения, в котором организована деятельность гостиницы (апартаменты).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об объекте недвижимости от 23.11.2022 № собственником квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес > является Сенченко А.В. Право собственности ответчика на указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН 01.10.2021 за номером

В связи с поступившим в адрес Министерства обращением № 5574-0 о возможных фактах нарушений жилищного законодательства истец в рамках своей компетенции направил информационное письмо № ЖК-9700 в адрес собственника указанного жилого помещения – Сенченко А.В. о необходимости 12.12.2022 в 12 ч. 00 мин. предоставить доступ в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Указанное информационное письмо с указанием даты и времени направлено ответчику заказным письмом с уведомлением по месту регистрации Сенченко А.В. по адресу: <адрес >

В соответствии с ч. 1 ст. 165 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В целях оценки правомерности требования органа государственного жилищного надзора об обеспечении доступа в жилое помещение, занимаемое гражданином, для проведения проверки, имеет значение то, образует ли имеющаяся в распоряжении такого органа информация достаточный повод для проверки, т.е. содержит ли она достаточные данные, указывающие, в частности, на нарушение обязательных требований к использованию и содержанию жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, а также к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в доме.

Именно этим обеспечивается баланс между гарантией неприкосновенности жилища, установленной статьей 25 Конституции Российской Федерации, и публичными интересами, связанными с сохранностью и безопасной эксплуатацией объектов жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 Федерального закона № 248-ФЗ).

Исходя из вышеприведенных норм права, учитывая, что истец как исполнительный орган государственной власти Калининградской области, на который возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований к жилым и нежилым помещениям в многоквартирных жилых домах и их использованию, в силу возложенных на него полномочий фактически представляет общественные интересы, в том числе и интересы неопределенного круга лиц, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью, с целью выполнения возложенных на него обязанностей по пресечению нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, указывая на наличие сведений о возможном самовольном переустройстве или перепланировке жилого помещения, вправе требовать разрешения на проникновение в жилое помещение, принадлежащее ответчику, без его согласия для проведения обследования с целью проверки информации об их самовольной перепланировке и (или) переоборудовании.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд исходит из доказанности того факта, что доступ в квартиру должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для осуществления проверки ответчиком Сенченко А.В. предоставлен не был, что нарушает права истца, как контролирующей организации в рамках возложенных на него функций, полномочий и обязанностей, при этом стороной истца ответчик был надлежащим образом был уведомлен о необходимости обеспечения доступа в жилое помещение в конкретную дату и определенное время.

В связи с изложенным, суд находит исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Сенченко А.В. об обязании предоставить должностным лицам доступ в жилое помещение по адресу: <адрес >, для проведения проверки на предмет выявления самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Сенченко Андрею Валерьевичу – удовлетворить.

Возложить на Сенченко Андрея Валерьевича, <данные изъяты> обязанность по предоставлению доступа в квартиру № расположенную в доме № по адресу: <адрес >, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления председательствующим по делу.

Судья: И.В. Чулкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2023 года.

Судья: И.В. Чулкова

2-736/2023 ~ М-115/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министрерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Сенченко Андрей Валерьевич
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Чулкова Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
gurievsky--kln.sudrf.ru
17.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2023Предварительное судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
29.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее