2-3695/19
21RS0025-01-2019-003894-98
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДАТА г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Косовой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тореева Николая Александровича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признания решения об отказе в установлении инвалидности незаконным, возложении обязанности установить инвалидность
у с т а н о в и л:
Тореев Н.А. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признания решения об отказе в установлении инвалидности незаконным, возложении обязанности установить инвалидность по тем мотивам, что ДАТАг. он прошел МСЭ, и ему было отказано в установлении инвалидности. Считает решение незаконным, так как у него имеется стойкое нарушение функций организма, экспертами не была учтена клиническая картина его заболевания. Просит признать решение комиссии об отказе в присвоении ему инвалидности незаконным, обязать установить ему инвалидность.
В судебном заседании Тореев Н.А. и его представитель Белов А.В., действующий на основании доверенности, иск поддержали и показали, что Тореев Н.А. не согласен с решением учреждения об отказе в установлении 3 группы инвалидности. В настоящее время состояние здоровья его ухудшилось. С заключением судебной экспертизы не согласны.
Представитель ответчика, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии», Савченко А.О., действующий на основании доверенности, иск не признал и показал, что при освидетельствовании были учтены все медицинские документы Тореева Н.А. С заключением судебной экспертизы они согласны.
Выслушав объяснение сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему.
Торееву Н.А. ДАТАг. была впервые установлена <данные изъяты> по общему заболеванию. В ходе последующих переосвидетельствований ему также определялась <данные изъяты>
ДАТАг. Тореев Н.А. обратился в бюро №16 ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности
ДАТАг. бюро №16 ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» провело в отношении Тореева Н.А. медико-социальную экспертизу, в результате которой выявило <данные изъяты> Торееву Н.А. было отказано в установлении инвалидности, что подтверждается актом НОМЕР.
Тореев Н.А. обжаловал решение бюро №16 ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии».
ДАТАг. экспертный состав №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» в порядке обжалования провел очную медико-социальную экспертизу Тореева Н.А., по результатам которого решение бюро №16 –филиала ФКУ об отказе в установлении инвалидности было оставлено без изменения.
Истцом Тореевым Н.А. оспаривается решение ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» об отказе в установлении инвалидности по мотивам его незаконности.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (п. 3).
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 46 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95, в редакции Постановления Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 247).
Анализируя решения бюро №16, экспертного состава №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» об отказе в установлении инвалидности Торееву Н.А., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания указанных решений незаконными. При этом суд исходит из того, что отказ в установлении инвалидности установлен истцу исходя из оценки состояния его здоровья на момент освидетельствования и имеющихся у него профессиональных способностей, психофизиологических возможностей, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 N 1024н "Об утверждении классификаций и критерий, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95.
Согласно п. 4 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2015 года N 1024н, выделяются четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
При этом для установления I, II и III групп инвалидности необходимо наличие нарушения здоровья человека с, соответственно, стойким значительно выраженным расстройством функций организма, стойким выраженным расстройством функций организма и стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящего к ограничению одной из предусмотренных категорий жизнедеятельности или их сочетанию (п. 8, 9, 10 Критериев установления групп инвалидности).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. (п.12) Иными словами само по себе заболевание либо дефект не являются безусловным основанием для признания лица инвалидом, если оно не приводит к ограничениям жизнедеятельности и необходимости осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.
Между тем каких-либо доказательств наличия у истца одной из указанных необходимых для установления <данные изъяты> степеней выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения жизнедеятельности Тореевым Н.А. представлено не было.
Из материалов дела следует, что нарушений установленного порядка проведения очной медико-социальной экспертизы не установлено, экспертиза проведена исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа представленных медицинских документов, в связи с чем условий для признания Тореева Н.А. инвалидом не имеется.
При проведении освидетельствования Тореева Н.А был соблюден предусмотренный законом порядок освидетельствования, форма и содержание актов и протоколов соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 «О порядке и условиях признании лица инвалидом», в актах освидетельствования имеются обоснования отказа в признании Тореева Н.А. инвалидом. Сама процедура проведения освидетельствования ответчиками нарушена не была, права и законные интересы Тореева Н.А. при проведении медико-социальной экспертизы и принятии решений нарушены не были.
Кроме того заключением судебной медико-социальной экспертизы сделан вывод, что на дату освидетельствования ДАТАг. у Тореева Н.А. признаков (оснований) для признания инвалидом не имелось.
В опровержении доводов истца и его представителя, данное заключение экспертов для суда не имеет заранее установленной силы и оценивается по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований не доверять выводам экспертов не имеется, так как экспертиза проведена по ходатайству стороны по делу в государственном учреждении в другом субъекте Российской Федерации, не заинтересованном в исходе дела в чью либо пользу, экспертами, обладающими специальными познаниями и достаточным стажем работы в этой области. Так, в составе комиссии были включены – врачи по МСЭ, специалисты по реабилитации с значительными стажами работы. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Само заключение экспертизы полностью соответствует требованиям ст. 84-86 ГПК РФ, выводы экспертов согласуются с другими материалами дела, являются последовательными, логичными, взаимосвязанными и основаны на подробно описанных специальных исследованиях.
В связи с указанными обстоятельствами и поскольку оснований для проведения по делу повторной экспертизы не установлено, приведенное заключение не содержит в себе неточностей, противоречий или неясностей, является полным и отсутствуют основания сомневаться в его объективности, ходатайство истца о назначении по делу повторной и дополнительной экспертизы судом было оставлено без удовлетворения.
Доводы представителя истца о том, что судебная медико-социальная экспертиза была проведена в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Марий Эл», входящего в государственную структуру органов медико-социальной экспертизы, также не могут быть расценены судом как основание для назначения по делу повторной экспертизы. Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п.1 Порядка).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г., настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (п.п. "з" п.4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность.
Пункт 1 ч.1 ст.100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате. Таким образом, законом запрещено назначение судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, не имеющих соответствующую лицензию.
Учитывая изложенные обстоятельство в совокупности, суд в удовлетворении требований Тореева Н.А. о признании решения об отказе в установлении инвалидности незаконным отказывает в виду их необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления Тореева Николая Александровича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республики-Чувашии» о признания решения бюро №16 от ДАТАг. об отказе в установлении инвалидности незаконным, возложении обязанности установить инвалидность отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.