Мировой судья судебного участка №68 24MS0091-01-2021-000557-46
в Октябрьском районе г. Красноярска Дело №11-3/2023
Кармадонова Г.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2023 года город Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Карнаевой Н.Н.,
при секретаре Чап О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Яресько Любови Емельяновне о взыскании переплаты субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе Яресько Л.Е.,
на решение мирового судьи судебного участка №68 в Октябрьском районе г. Красноярска от 7 июня 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к Яресько А10 взыскании переплаты субсидии на оплату жилищно - коммунальных удовлетворить.
Взыскать с Яресько А11 в пользу Министерства социальной политики Х сумму необоснованно полученную субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22 618 ( двадцать две тысячи шестьсот восемнадцать) рублей.
Взыскать с Яресько А12 госпошлину в доход местного бюджета в 826 ( восемьсот двадцать шесть) рублей 18 копеек»,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство социальной политики Х обратилось с иском к Яресько Л.Е. о взыскании переплаты субсидии на оплату жилищно - коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что Яресько Л.Е. органом социальной защиты предоставлялись меры социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов на основании Х от 00.00.0000 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Яресько Л.Е. предоставлена субсидия с учетом ее дохода по месту жительства: Х Х Х. Согласно информации, полученной из жилищной управляющей компании Яресько Л.Е. с 00.00.0000 года зарегистрирована по адресу: Х. В нарушении требований закона Яресько Л.Е. данную информацию в орган социальной защиты не предоставила, в связи с чем образовалась переплата субсидии за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в размере 22 618, 01 рублей, которую истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, указывая, что кроме оснований, указанных в первоначальном исковом заявлении, смена места жительства повлекла изменения в совокупном доходе семьи Яресько Л.Е., в связи с чем в указанный в исковом заявлении период у ответчика отсутствовали основания для получения субсидии в том числе и по новому месту жительства. Совместно с Яресько Л.Е. зарегистрирован супруг Кужилев Ю.А., 1935 г. рождения, являющейся членом семьи Яресько Л.Е., ежемесячный доход составил 29 233,36 рублей.
Мировым судьей судебного участка У в Х постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, Яресько Л.Е. обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение мировым судьей норм материального и процессуального права, неправильное установление обстоятельств дела. Указывает, что мировой судья не оценил действия ответчика на предмет добросовестности и не применил последствия пропуска срока исковой давности.
Выслушав заявителя апелляционной жалобы Яресько Л.Е. и её представителя Подоляк Н.В. по устному ходатайству, представителя истца А5, полагавшего решение мирового судьи законным и обоснованным, проверив материалы дела, решение мирового судьи, апелляционную жалобу в пределах ее доводов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу от наличии оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее субсидия).
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения, предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации; норма приведена в редакции, действующей в период предоставления ответчику субсидии).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела протоколом о назначении жилищной субсидии от 00.00.0000 года Яресько Л.Е. КГКУ «УСЗН» предоставлена субсидия с учетом её дохода на оплату жилищно-коммунальных услуг по месту жительства по адресу: ХБ, Х, размер которой составил на момент предоставления 436, 54 рублей.
00.00.0000 года Яресько Л.И. изменила место жительство, зарегистрировалась в квартире по адресу: Х.
Как следует из протокола от 00.00.0000 года предоставление субсидии прекращено КГКУ «УСЗН» в связи со сменой места жительства Яресько Л.И.
В период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года образовалась переплата субсидии в размере 22 618, 01 рублей.
00.00.0000 года в адрес Яреско Л.И. направлено требование о возврате излишне уплаченной суммы субсидии.
Как пояснил представитель Министерство социальной политики Х о неправомерности выплаты денежных средств в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года стало известно 00.00.0000 года в ходе проверки информации о получении выплат супругом ответчика Кужилевым Ю.А. из базы данных адресно-социальной помощи, о чем представлен скриншот программы начисления.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Разрешая исковые требования мировой, судья пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания выплаченной необоснованно субсидии в качестве неосновательного обогащения. При этом разрешая ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности мировой, судья не нашел оснований для отказа в удовлетворении требований по взысканию выплаченных периодическими платежами сумм.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом мирового судьи, при этом исходит из того, что юридически значимым с учетом исковых требований и возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: была ли Яресько Л.И. проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и имела ли место со стороны Яресько Л.И. недобросовестность при получении ею в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года субсидии.
Как пояснил представитель истца, в заявлении, оформленном Яресько Л.И. при предоставлении субсидии 31.01.2007, в п. 3 Яресько Л.И. разъяснено, что в случае смены адреса проживания ( пределах данного района), изменения состава семьи, льготной категории, права владения или пользования жилым помещением она обязуется своевременно в течении 10 дней предоставить в управление социальной защиты населения документы, подтверждающие данные изменения.
Вместе с тем, указанное заявление, оформленное через 4 года после предоставления субсидии, имеет установленную заполненную печатную форму, не содержит сведений о том, что в случае смены проживания в одном районе и состава семьи данное обстоятельство несет прекращение выплаты субсидии.
Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
То обстоятельство, что Яресько Л.И. не проинформировала уполномоченный орган о смене места жительства и составе семьи не свидетельствует её недобросовестности, каких-либо недостоверных сведений Яресько Л.И. не предоставляла. Учитывая преклонный возраст Яресько Л.И., значительный период времени предоставления субсидии (с 2003) в соответствии с действующим правовым регулированием порядка назначения и выплаты субсидии, уполномоченный орган на протяжении всего времени предоставления Яресько Л.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не был лишен возможности провести надлежащую проверку, предусмотренную пунктами 8(1), 11 Правил, в порядке реализации предоставленных им полномочий и возложенных обязанностей, сделать соответствующие запросы, и, как следствие, принять соответствующие решения.
При таких обстоятельствах выплаченная субсидия не является неосновательным обогащением и возврату не подлежит, поскольку недобросовестности действий со стороны истца не усматривается. Кроме того, по требованиям о взыскании суммы субсидии за период до 00.00.0000 года истец обратился с пропуском установленного срока исковой давности для повременных платежей, учитывая, что с исковым заявлением истец обратился в суд 00.00.0000 года.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи подлежит отмене, а по делу необходимо постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к А1 о взыскании неосновательного обогащения.
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка У в Х от 00.00.0000 года по гражданскому делу по иску Министерства социальной политики Х к Яресько А13 о взыскании переплаты субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства социальной политики Х к Яресько А14 о взыскании переплаты субсидии на оплату жилищно – коммунальных услуг в сумме 22 618 рублей отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья Н.Н. Карнаева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 00.00.0000 года.