Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-717/2023 ~ М-740/2023 от 27.09.2023

    Дело № 2-717/2023

    УИД 91RS0015-01-2023-001007-37

    Р Е Ш Е Н И Е

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 ноября 2023 года                                                                         пгт. Нижнегорский

    Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

    председательствующего, судьи                                   Брынди М.А.,

    при секретаре                                                               Беликовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <данные изъяты> и <данные изъяты>, третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, о признании права муниципальной собственности на земельные доли (паи), признанные невостребованными,

    У С Т А Н О В И Л :

истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, с учетом его уточнения, о прекращении права на земельные доли: ФИО1, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО22, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО2, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО3, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО4, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО5, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО6, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО7, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО8, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО9, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО10, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО11, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО12, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО17, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО13, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО14, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО15, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым; признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым на земельные доли (паси) площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым.

Иск мотивирован тем, что в связи с проведением работ по паеванию земель в КСП «<данные изъяты> <адрес> АР Крым, председателем правления КСП «<данные изъяты> ФИО23 подписан список членов КСП «<данные изъяты>» на получение земельного пая на ДД.ММ.ГГГГ. в который были включены: ФИО1, ФИО24, ФИО2, ФИО25, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО26, ФИО13, ФИО14, ФИО15.    В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту - Закон). Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> Республики Крым в порядке ст. 12.1 Закона составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Объявление о том, что был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными опубликован в газете «Нижнегорье» от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ (№№ и обнародован путем размещения на информационном стенде администрации <данные изъяты> сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>. Лицам, считающим, что они или принадлежащие им доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, предлагалось представить в письменной форме возражения в администрацию <данные изъяты> сельского поселения в течение 4-х месяцев со дня опубликования.

С целью утверждения указанного списка общим собранием собственников земельных долей, в соответствии с п. 5 ст. 12.1 Закона, ДД.ММ.ГГГГ. в сетевом издании администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельные участки на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым в границах СПК «<данные изъяты>», а также на информационном стенде администрации <данные изъяты> сельского поселения было размещено объявление о проведении общего собрания собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения - владельцев земельных долей (паев) для утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов в здании администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым, по адресу: <адрес>. В связи с тем, что в назначенное время собрание не состоялось, указанный список был утвержден постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ

        Представитель истца в судебное заседание не явился, подал заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

        Представители ответчика - Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>, и третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.

        В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

            Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

            В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

            Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

            В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

            Согласно п. 3 и п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

            Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

            В соответствии с п. 5 и п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

            Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

            Пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждает такой список самостоятельно.

            Пунктом 1 статьи 19.3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 1 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.

            Согласно ч. 1 ст. 14.1 Закона, общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

            В силу части 2 статьи 14.1 Закона, участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

            Частью 3 статьи 14.1 Закона предусмотрен обязательный перечень информации, которая должна содержаться в сообщении и уведомлении о проведении общего собрания. Сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

            1) дату и время проведения общего собрания;

            2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

            3) повестку дня общего собрания;

            4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

            В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

            Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

            Официальным опубликованием правового акта нормативного характера считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве специального периодического издания для публикации таких актов. Целью опубликования правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.

            Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).

            Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный статьей 6 вышеназванного Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, не является исчерпывающим и предусматривает (в том числе) такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет", размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах.

            Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

            Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления, поскольку такой способ опубликования нормативных правовых актов, наряду с опубликованием в периодических печатных изданиях, допускается федеральным законодателем.

            Между тем, применение такого способа опубликования нормативных правовых актов, обусловленное объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, должно обеспечивать оповещение населения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации.

            Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ предусматривает не только создание органами местного самоуправления официальных сайтов в сети "Интернет" для размещения информации о своей деятельности (включающей размещение текстов нормативных муниципальных правовых актов, изданные органом местного самоуправления), но и проведение мероприятий, направленных на обеспечение права неограниченного круга лиц на доступ к размещенной на официальном сайте информации.

            Так, в части 2 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ государственным органам и органам местного самоуправления федеральным законодателем предписано в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет".

            Следовательно, использование новых информационных технологий в качестве способа официального опубликования нормативных правовых актов возможно при условии обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к такому роду информации.

            Из представленных материалов дела не следует, что на территории муниципального образования <данные изъяты> сельское поселения созданы пункты или центры бесплатного доступа граждан к официальной информации с использованием к сети "Интернет", как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ.

            Кроме того, согласно п. 9 ст. 66 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> Республики Крым официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется посредством, в том числе опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления поселения, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории поселения.

            Таким образом, содержащийся в материалах дела скриншот с официального сайта <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым не свидетельствует об исполнении требований законодательства в части опубликования извещения о проведении общего собрания в средствах массовой информации.

            При таких обстоятельствах органом местного самоуправления была нарушена процедура признания долей невостребованными, поскольку не была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием объявления о проведении общего собрания лицам, чьи права и свободы оно затрагивает, что лишает его возможность в судебном порядке признать право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

            Руководствуясь ст.ст.12, 56, 67,195-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

    в удовлетворении иска администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и <адрес> о прекращении права на земельные доли: ФИО1, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО27, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО2, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО28, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО4, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО5, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО6, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО7, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО16, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО9, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО10, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО11, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО12, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО17, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО13, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО14, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров; ФИО15, площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики Крым; признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики Крым на земельные доли (паси) площадью <данные изъяты> условных кадастровых гектаров, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на <адрес>, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Нижнегорский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 21.11.2023 года.

Председательствующий:

2-717/2023 ~ М-740/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Чкаловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Суд
Нижнегорский районный суд Республики Крым
Судья
Брындя Марина Анатольевна
Дело на странице суда
nizhnegorskiy--krm.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее