Дело №2-847/2910
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала в составе:
председательствующего судьи – Яшиной Н.А.,
при секретаре - Шахбановой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асельдерова ФИО6 к Государственному учреждению Отделению ПФР по РД включении периода работы в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Асельдеров Д.Х. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФ по РД о включении периода работы в педагогический стаж. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что обратился в ГУ-Отделение ПФР по РД за назначением досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью более 25 лет. ГУ-ОПФР по РД отказало ему во включении периодов работы в педагогический стаж, мотивируя тем, что период работы, а именно с 01.11.1987 г. по 01.04.1989г., с 01.09.1992г. по 12.12.1993г., с 01.10.1994г. по 01.06.2001г., с 01.10.2001г. по настоящее время в должности преподавателя нельзя включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, так как не соблюдено условие, необходимое преподавателям в учреждениях дополнительного образования для детей: на 01.01.2001г.. застрахованное лицо должно иметь стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
В судебном заседании истец Асельдеров Д.Х. иск поддержал и просил удовлетворить его по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что в периоды работы с 01.11.1987 г. по 01.04.1989г. в Детской школе искусств №3 «Им. А. Цурмилова», с 01.09.1992г. по 12.12.1993г. в Детской школе искусств №6 «Им. С. Керимова», с 01.10.1994г. по 01.06.2001г в Детской школе искусств №4, с 01.10.2001г. по настоящее время в Детской школе искусств №5 «Им. Т. Мурадова» в должности преподавателя им выполнялись функциональные обязанности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ 29.10.2002. №781. Его должность и учреждения, в которых он проработал, полностью соответствуют вышеуказанному Списку должностей и учреждений. Действиями Отделения ПФР по РД нарушается его конституционное право на социальное обеспечение.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по РД Касимов З.М., иск не признал и пояснил, что истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, так как согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, работа педагога дополнительного образования засчитывается в педагогический стаж при условии ее осуществления в образовательных учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка и на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Просит в удовлетворении требований Асельдерова Д.Х. отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ответом от 05.02.2018г. ГУ-ОПФР по РД отказало в назначении досрочной пенсии Асельдерову Д.Х. Отказ мотивирован тем, что на 01.01.2001г. у лица должен иметься стаж не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке, период работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. застрахованного лица должен иметься факт работы в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и п.2 «Наименование учреждений».
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляемым педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Педагогическая деятельность Асельдерова Д.Х. подтверждается сведениями, содержащимися в его трудовой книжке, согласно которой Асельдеров Д.Х. проработал с 01.11.1987 г. по 01.04.1989г. в Детской школе искусств №3 «Им. А. Цурмилова», с 01.09.1992г. по 12.12.1993г. в Детской школе искусств №6 «Им. С. Керимова», с 01.10.1994г. по 01.06.2001г в Детской школе искусств №4, с 01.10.2001г. по настоящее время в Детской школе искусств №5 «Им. Т. Мурадова» в должности преподавателя по классу «Кумуз». Руководителями вышеперечисленных организаций выданы справки, уточняющие особый характер работы и условия труда Асельдерова Д.Х., необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Кроме того, периоды льготной деятельности Асельдерова Д.Х. подтверждаются актами проверок специалистов ГУ-ОПФР по РД: № 679 от 27.11.2017г.; № 681 от 24.11.2017г. № 680 от 24.11.2017г.
Учреждения, в которых работал истец в оспариваемые периоды, являлись образовательными учреждениями.
Должность Педагога дополнительного образования предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781.
Согласно Единому квалификационному справочнику, утвержденному приказом от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", действующему в настоящее время, к должностям педагогических работников отнесена должность «Педагога дополнительного образования».
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Указание п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 о том, что работа педагога дополнительного образования засчитывается в педагогический стаж при условии ее осуществления в образовательных учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка и на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, ставит в неравные условия граждан, работающих в аналогичной по характеру профессиональной деятельности специальности, что приводит к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ч.2 ст.6,ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18.19,39 ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и бытии уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.
Исходя из положений Постановления Конституционного суда от 03.06.2004г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений пп. 10, 11,12 п.1 ст.28, п.1 и п.2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором он проработал, суд не может согласиться с решением ГУ-ОПФР по РД от 05.02.2018г. об отказе во включении периодов работы в педагогический стаж Асельдерова Д.Х. и находит его незаконным.
Периоды работы с 01.11.1987 г. по 01.04.1989г. в Детской школе искусств №3 «Им. А. Цурмилова», с 01.09.1992г. по 12.12.1993г. в Детской школе искусств №6 «Им. С. Керимова», с 01.10.1994г. по 01.06.2001г в Детской школе искусств №4, с 01.10.2001г. по настоящее время в Детской школе искусств №5 «Им. Т. Мурадова» необходимо зачесть Асельдерову Д.Х. в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого-предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Асельдерова Д.Х.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Асельдерова ФИО7 удовлетворить.
Обязать ГУ-ОПФР по РД периоды работы Асельдерова Д.Х. с 01.11.1987 г. по 01.04.1989г. в Детской школе искусств №3 «Им. А. Цурмилова», с 01.09.1992г. по 12.12.1993г. в Детской школе искусств №6 «Им. С. Керимова», с 01.10.1994г. по 01.06.2001г в Детской школе искусств №4, с 01.10.2001г. по настоящее время в Детской школе искусств №5 «Им. Т. Мурадова» зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения.
Судья Яшина Н.А.