Дело №1-46/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕп.Медведево 20 февраля 2023 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Гладышевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Борисовой Э.И.,
с участием помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Бобылевой Т.С.,
подсудимого Токарева <данные изъяты> и его защитника адвоката Шибаевой О.Б.
подсудимого Булыгина <данные изъяты> и его защитника адвоката Неретиной И.А.,
представителя потерпевшего – <данные изъяты> А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Токарева <данные изъяты> <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ,
Булыгина <данные изъяты>, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ,п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Органами предварительного расследования Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> каждый обвиняются в двух кражах, то есть тайном хищении чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, - п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ.
Преступления каждым из них, как указано в обвинительном заключении, совершены при следующих обстоятельствах:
1) Токарев <данные изъяты>и Булыгин <данные изъяты>. <...> года около <...> года,находились в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, у магазина «Пятерочка №4575», расположенного по адресу: ... Эл, .... В это же время и в этом же месте у Токарева <данные изъяты> возник корыстный преступный умысел, направленный на тайное хищение имущества, принадлежащего ООО «Агроторг», из помещения данного магазина группой лиц по предварительному сговору.
С целью реализации задуманного, Токарев <данные изъяты> в то же время и в том же месте предложил Булыгину <данные изъяты> совместно с ним совершить кражу товарно-материальных ценностей, принадлежащих ООО «Агроторг», из помещения магазина. Булыгин <данные изъяты>осознавая противоправность предложенного Токаревым <данные изъяты> деяния, согласился на предложение последнего, после чего они вступили между собой в предварительный преступный сговор, распределив между собой преступные роли, согласно которым Булыгин <данные изъяты> должен был нести на себе рюкзак, а Токарев <данные изъяты> незаметно от окружающих складывать в данный рюкзак товарно-материальные ценности, тем самым вместе должны были совершить кражу товарно-материальных ценностей, принадлежащих ООО «Агроторг», из помещения магазина «Пятерочка №4575», расположенного по адресу: ... Эл, ..., а в последующем совместно похищенным имуществом распорядиться по своему усмотрению.
Реализуя совместный корыстный преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> находящиеся в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, <...> года в период времени с <...> года, более точное время не установлено, зашли в магазин «Пятерочка №4575», расположенный по адресу: ... Эл, ..., где умышленно, то есть осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, из корыстных побуждений, в целях противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу и использования полученного дохода в качестве источника личного обогащения, убедившись, что за их действиями никто не наблюдает и они носят тайный характер, похитили имущество, принадлежащее ООО «Агроторг»: а именно Токарев <данные изъяты> взял с торгового стеллажа магазина коробку с зубной пастой «ROCS З/паста АКТИВНЫЙ КАЛЬЦИЙ 94 г.» в количестве 12 штук, стоимостью 157 рублей 26 копеек за 1 штуку, общей стоимостью 1887 рублей 12 копеек, и положил в рюкзак, находящийся на спине Булыгина <данные изъяты>
C похищенным имуществом Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> с места преступления скрылись, распорядившись похищенным по своему усмотрению, причинив своими совместными умышленными преступными действиями ООО «Агроторг» материальный ущерб на общую сумму 1887 рублей 12 копеек.
2) Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> <...> года около <...> года находились в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, у магазина «Пятерочка №4575», расположенного по адресу: ... Эл, .... В это же время и в этом же месте у Токарева <данные изъяты> возник корыстный преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, принадлежащего ООО «Агроторг», из помещения данного магазина группой лиц по предварительному сговору.
С целью реализации задуманного, Токарев <данные изъяты> в то же время и в том же месте предложил Булыгину <данные изъяты> совместно с ним совершить кражу товарно-материальных ценностей, принадлежащих ООО «Агроторг», из помещения магазина. Булыгин <данные изъяты> осознавая противоправность предложенного Токаревым <данные изъяты> деяния, согласился на предложение последнего, после чего они вступили между собой в предварительный преступный сговор, распределив между собой преступные роли, согласно которым Булыгин <данные изъяты> должен был нести на себе рюкзак, а Токарев <данные изъяты> незаметно от окружающих складывать в данный рюкзак товарно-материальные ценности, тем самым вместе должны были совершить кражу товарно-материальных ценностей, принадлежащих ООО «Агроторг», из помещения магазина «Пятерочка №4575», расположенного по адресу: ... Эл, ..., а в последующем совместно похищенным имуществом распорядиться по своему усмотрению.
Реализуя совместный корыстный преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> находящиеся в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, <...> года в период времени с <...> года, более точное время не установлено, зашли в магазин «Пятерочка №4575», расположенный по адресу: ... Эл, ..., где умышленно, то есть осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, из корыстных побуждений, в целях противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу и использования полученного дохода в качестве источника личного обогащения, убедившись, что за их действиями никто не наблюдает и они носят тайный характер, похитили имущество, принадлежащее ООО «Агроторг»: а именноТокарев <данные изъяты> взял с торгового стеллажа 2 коробки с зубной пастой «LACAL.З/паста ACTIV 50 мл» в количестве 24 штук, по 12 штук в каждой коробке, стоимостью 133 рубля 71 копейка за 1 штуку, общей стоимостью 3209 рублей 04 копейки, принадлежащие ООО «Агроторг», и положил в рюкзак, находящийся при Булыгине <данные изъяты>
C похищенным имуществом Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> с места преступления скрылись, распорядившись похищенным по своему усмотрению, причинив своими совместными умышленными преступными действиями ООО «Агроторг» материальный ущерб на общую сумму 3209 рублей 04 копейки.
В судебном заседании защитники заявили в интересах Токарева <данные изъяты> и Булыгина <данные изъяты> ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении подсудимых в связи с деятельным раскаянием, о чем представили ходатайства.
Подсудимые Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> ходатайства своих защитников поддержали, последствия прекращения уголовного дела им разъяснены и понятны.
Представитель потерпевшего <данные изъяты>.А. не возражал против прекращения дела.
В соответствии с ч.1 ст.28 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 УК РФ.
Согласно ч.1 ст.75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.
Токарев <данные изъяты> на учете у врача-нарколога не состоит, обращался за лечебно-консультативной помощью к врачу-психиатру <данные изъяты> (Т.2 л.д.46-47).
Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы от <...> года № ..., Токарев <данные изъяты> страдает психическим расстройством в форме «<данные изъяты> В период содеянного у испытуемого не обнаруживалось признаков какого-либо временного психического расстройства. По своему психическому состоянию Токарев <данные изъяты> мог в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в период инкриминируемого ему деяния. В настоящее время он также может осознать фактический характер своих действий или руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания, участвовать в суде. В проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы не нуждается. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. Имеющиеся у подэкспертного нарушения психики относятся к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению своего права на защиту (Т.1 л.д.94-95).
Булыгин <данные изъяты> состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с <...> года с диагнозом (F15.1) <данные изъяты> обращался за лечебно-консультативной помощью к врачу-психиатру с <данные изъяты> по поводу легкой умственной отсталости, снят в <данные изъяты> в связи с улучшением (Т.2 л.д.73-74).
Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы от <...> года № ..., Булыгин <данные изъяты> страдал на момент инкриминируемого ему деяния и страдает в настоящее время психическим расстройством в форме «<данные изъяты>» (F 70.0). В период содеянного, у подэкспертного не обнаруживалось признаков какого-либо временного психического расстройства. Вышеуказанные нарушения психики не столь значительны и не лишали Булыгина <данные изъяты> способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в период инкриминируемого ему деяния. В настоящее время он также может осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания, участвовать в суде. Имеющиеся у подэкспертного нарушения психики относятся к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению своего права на защиту (п.3, ч.1 ст.51 УПК РФ). В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. В проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы не нуждается. Наркоманией не страдает, в лечении и медико-социальной реабилитации по этому поводу не нуждается (Т.1 л.д.103-104).
Указанное, по мнению суда, а также поведение подсудимых в зале судебного заседания свидетельствует о том, что подсудимыеявляются вменяемыми.
Токарев <данные изъяты> в браке не состоит, лиц на иждивении не имеет, со слов трудоустроен неофициально. Как личность по месту жительства участковым уполномоченным характеризуется удовлетворительно, жалоб от родственников, соседей на него не поступало, на профилактическом учете не состоит (Т.2 л.д.48); не судим, к административной ответственности не привлекался (Т.2 л.д.49, 51).
ФИО2 состоит в браке, имеет на иждивении малолетнего ребенка,со слов трудоустроен неофициально. Как личность по месту жительства участковым уполномоченным характеризуется удовлетворительно, жалоб от родственников и соседей на него не поступало, на учете в МО МВД России «Медведевский» не состоит (Т.2 л.д.75); не судим, к административной ответственности не привлекался (Т.2 л.д.76-85).
Преступления, предусмотренные п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, относятся к преступлениям средней тяжести, направлены против собственности.
Подсудимые о совершенных преступлениях обратились с явкой с повинной (Т.1 л.д.22, 24), в ходе следствия давали полные и подробные признательные показания, чем способствовали раскрытию и расследованию преступлений, потерпевшему материальный ущерб возместилив полном объеме, возместив полную стоимость похищенного (Т.2 л.д.67-68), принесли извинения, последствия прекращения уголовного дела имразъяснены и понятны.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Токарев <данные изъяты> и Булыгин <данные изъяты> ранее не судимы,то есть являются лицами, впервые совершившими преступление,совершенные деяния относятся к преступлениям средней тяжести,подсудимые явились с повинной (при этом явки с повинной написаны до допроса подсудимых по обстоятельствам дела), активно способствовали раскрытию и расследованию преступлений, вину признали, в содеянном раскаялись, причиненный ущерб возместили в полном объеме, принесли извинения, вследствие чего перестали быть общественно опасными, суд полагает возможным удовлетворить ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием.
Иных оснований, по которым уголовное дело (уголовное преследование) может быть прекращено, судом не установлено.
Вопрос о вещественных доказательствах разрешен в соответствии со ст.81 УПК РФ:CD-R диск исчета-фактуры, изъятые в ходе выемки у представителя потерпевшего, - хранить при материалах уголовного дела.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении суд полагает необходимым отменить по вступлении постановления в законную силу.
Процессуальные издержки, связанные с вознаграждением адвоката Неретиной И.А., участвовавшей в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению следователя (8851 рубль – Т.2 л.д.116) и по назначению суда (1784 рубля) составили - 10635 рублей; процессуальные издержки, связанные с вознаграждением адвоката Шибаевой О.Б., участвовавшей в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению следователя (19921 рубль – Т.2 л.д.123) и по назначению суда (1784 рубля) составили 21705 рублей.
На основании ст.132 УПК РФ, принимая во внимание, что дело прекращено по не реабилитирующим основаниям, а также с учетом имущественного и семейного положения Токарева <данные изъяты> и Булыгина <данные изъяты>которые находятся в трудоспособном возрасте, инвалидности не имеют, суд считает возможным взыскать судебные издержки с подсудимых в полном объеме. Оснований для отнесения процессуальных издержек на счет средств федерального бюджета судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.75 УК РФ, ст.28, 254, 256 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Уголовное дело в отношении Токарева <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, и в отношении Булыгина <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, прекратить в связи с деятельным раскаянием на основании ст.28 УПК РФ.
Процессуальные издержки возместить за счет средств осужденных, взыскав с Булыгина <данные изъяты> в доход федерального бюджета 10635 рублей, с Токарева <данные изъяты> - 21705 рублей.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Токарева <данные изъяты> и Булыгина <данные изъяты>отменить по вступлении постановления в законную силу.
В соответствии со ст.81 УПК РФ вещественные доказательства по делу:
- CD-R диск и счета-фактуры, изъятые в ходе выемки у представителя потерпевшего ООО «Агроторг», - хранить при материалах уголовного дела.
На постановление суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в порядке, установленном главой 45.1 УПК РФ в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение 15 суток со дня его вынесения.
Судья Гладышева А.А.