Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-177/2022 от 16.05.2022

Судья Копин С.А.

№21-177/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

09 июня 2022 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия на решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 25 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром»,

установил:

постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №228/22л от 22 марта 2022 г. АО «ЛХК «Кареллеспром» признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей.

Решением судьи Пудожского районного суда РК от 25 апреля 2022 г. постановление о назначении административного наказания отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно разрешить настоящее дело.

В поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо административного органа Коханский С.А. просит отменить решение судьи и оставить без изменения постановление по настоящему делу об административном правонарушении ввиду ошибочного установления судьей юридически значимых обстоятельств.

Заслушав объяснения представителя административного органа Карповой Ю.А., проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Исходя из положений п.3 ч.5 ст.12 Лесного кодекса РФ, при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со ст.ст.61, 64 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, включающему в себя, среди прочего, уход за лесами. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Исходя из пп.3, 4 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 №534, уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в проектах освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 Лесного кодекса.

В п.6 Правил ухода за лесами определено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями.

Рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями должны осуществляться для достижения результатов, перечисленных в п.9 Правил ухода за лесами.

В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются такие виды рубок, как рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений (подп.«в, г» п.10 Правил ухода за лесами).

Исследование материалов дела показало, что 03 декабря 2008 г. между арендодателем в лице Министерства лесного комплекса Республики Карелия и арендатором в лице ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» (в настоящее время АО «ЛХК «Кареллеспром») заключен договор аренды №20-з в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 499 090 га, расположенного на территории Пудожского и Онежского кадастровых районов ГУ РК «Пудожское центральное лесничество».

С учетом определенных сторонами договора в п.4.4.15 условий арендатор обязан был выполнять на переданном ему в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением №6 к настоящему договору.

На арендованный лесной участок разработан Проект освоения лесов для заготовки древесины на период с 2021-2028 гг.

Также по делу установлено, что в соответствии с Проектом освоения лесов ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 142,8 тыс. куб.м на площади 5663 га, в том числе рубки прореживания в объеме 73,4 тыс. куб.м на площади 3086 га, проходные рубки в объеме 69,4 тыс. куб.м на площади 2577 га.

В рамках исполнения договора аренды лесного участка №20-з от 03 декабря 2008 г. АО «ЛХК «Кареллеспром» за январь - декабрь 2021 г. в уполномоченный орган представлен отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ, при изучении сведений которого выявлено, что лесопользователем не выполнен установленный ежегодный объем рубок прореживания в объеме 73,4 тыс. куб.м на площади 3086 га и проходных рубок в объеме 64,9 тыс. куб.м на площади 2461 га.

В связи с выявленным нарушением лесного законодательства 15 февраля 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, и на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 22 марта 2022 г. АО «ЛХК «Кареллеспром» признано виновным в совершении указанного противоправного деяния.

Решением судьи Пудожского районного суда РК постановление должностного лица отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган в связи с допущенным существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Доводы судьи обоснованы тем, что, поскольку по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» процедур возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.27 КоАП РФ, то с учетом положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и улучшающей положение привлекаемого лица, должно быть вынесено одно постановление о назначении административного наказания.

Между тем при принятии обжалуемого судебного акта не проверены и не учтены следующие юридически значимые обстоятельства.

Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

Из положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, введенной в действие 06 апреля 2022 г., следует, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В рассматриваемом случае судья, сделав выводы о том, что нарушения норм лесного законодательства были выявлены в рамках одного проверочного контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в принятом по делу акте не привел мотивированного обоснования тому, что данное мероприятие входит именно в предмет регулирования этого Закона, в силу ст.26.3 которого он распространяет действие на закрытый ограниченный перечень видов государственного контроля, и не указал, какой вид контрольного (надзорного) мероприятия был применен.

При этом, возражая относительно суждения судьи, должностное лицо утверждает, что вменяемое правонарушение было выявлено в целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», однако обстоятельства относительно проведения административной процедуры по приведенному Закону также не проверялись.

Не представляется возможным проверить и выводы судьи о создании в данном случае искусственной множественности правонарушений, поскольку в материалы настоящего дела не приложены копии документов, составленных по другому делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, тогда как судья, рассматривающий жалобу на постановление по такому делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.

Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Следует также отметить, что с учетом заложенных в чч.2 и 3 ст.1.7 КоАП РФ правовых норм судья в случае вступления в действие закона, улучшающего положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, при разрешении жалобы вправе самостоятельно применить положения принятого закона путем изменения постановления либо прекратить производство по делу.

Таким образом, поскольку судьей при разрешении жалобы по настоящему делу об административном правонарушении не были выполнены в полном объеме требования о всестороннем и объективном исследовании всех необходимых обстоятельств, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, жалоба привлекаемого лица - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.

При новом разрешении жалобы следует учесть изложенное, проверить все заявленные участвующими в деле лицами доводы, дать им надлежащую правовую оценку и принять законный акт в соответствии с требованиями КоАП РФ и нормами законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Поскольку решение вышестоящего судьи указывает на необходимость устранения допущенных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, иные доводы должностного лица проверке и оценке в настоящее время не подлежат.

Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 25 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-177/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО "Кареллеспром"
Другие
Дронова Людмила Андреевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 8.27 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
17.05.2022Материалы переданы в производство судье
09.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022Дело оформлено
14.06.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее