УИД: 66RS0009-01-2022-004288-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.02.2023 город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Балицкой Е.В.
при секретаре судебного заседания Благодатских С.Л.
с участием представителя истца Маликовой А.А. – Маликова Д.И.
рассмотрев в открытом судебном материалы гражданского дела № 2-468/2023 по иску Маликовой А. С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной помощи и возложении обязанности назначить социальную помощь семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет,
УСТАНОВИЛ:
Маликова А.С. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № (далее по тексту Управление социальной политики № 21), в котором просит признать незаконным решение Управления социальной политики № 21 об отказе в назначении истцу социальной помощи семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет и возложить обязанность на ответчика назначить истцу указанную социальную помощь.
В обосновании заявленных требований указано, что истец является матерью несовершеннолетнего М.М.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данный ребенок был рожден во время нахождения в браке с Маликовым Д. И., который в настоящее время расторгнут, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака.
ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ истец, через Государственный портал предоставления государственных и муниципальных услуг в сети Интернет - Госуслуги, обратилась в Управление социальной политики № с заявлением № о предоставлении материальной помощи семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении данного пособия по следующей причине: заявитель не зарегистрирован совместно с ребенком.
Не согласившись с отказом истцом, через вышеуказанный портал, была подана жалоба №, к которой приложены документы, подтверждающие фактическое проживание с ребенком с 2020 года, а именно копии договоров безвозмездного пользования квартирой.
В ответе на данную жалобу также было сообщено, что представленный пакет документов не содержит сведений о проживании (регистрации) совместно с несовершеннолетним ребенком, что является основанием для отказа в выплате пособия.
Между тем, в соответствии со ст. 22-1 Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-03 «О защите прав ребенка» для нуждающихся в социальной поддержке семей, имеющих детей в возрасте от трех до семи лет включительно, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в размерах, установленных федеральным законодательством.
Для нуждающихся в социальной поддержке семей, имеющих детей в возрасте от восьми до семнадцати лет, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от восьми до семнадцати лет в размерах, установленных федеральным законодательством.
Меры социальной поддержки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, предоставляются семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области на дату обращения за назначением соответствующей меры социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Указанные в названной статье условия предоставления социальной поддержки установлены Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, который утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2000 года N 1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка»».
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении, в том числе, следующих условий: 1) лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является одним из родителей или иным законным представителем ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ребенок); 2) лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является гражданином Российской Федерации и проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области.
При этом из содержания приложенных к исковому заявлению договоров безвозмездного пользования следует, что с 2020 года и по настоящее время у истца в пользовании находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети истца.
Таким образом, приложенными документами подтверждается, что с 2020 года и по настоящее время истец фактически проживает совместно со своим несовершеннолетним ребенком и, следовательно, имеет право на предоставление вышеуказанной меры социальной помощи. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении ежемесячной выплаты.
В судебное заседание истец не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует расписка на л.д. 24, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд не нашел оснований для отложения судебного разбирательства и определил возможным рассмотреть дело при данной явке.
По ходатайству представителя истца опрошена свидетель Н.А.С., которая суду пояснила следующее. Маликову А.С. знает с 2018 года. У истца имеется два сына – старший семи лет, младшему два года. С момента их знакомства истец сначала с одним ребенком, а затем и со вторым, всегда проживали по <адрес>. Место работы истца, а также дошкольные учреждения, в которые ходят дети Маликовой А.С., находятся в Дзержинском районе, недалеко от дома, где они живут. О том, что Маликова А.С. имеет регистрацию по другому адресу не знала.
Заслушав представителя истца, опросив свидетеля, изучив представленные доказательства, оценив их в своей совокупности, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты и примерный перечень документов, необходимых для ее назначения определены в Постановлении Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - Основные требования).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п. 4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 5).
Согласно п. 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган): а) лично; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал) или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Судом установлено и никем из сторон не оспаривается, что истец Маликова А.С. является матерью несовершеннолетнего ребенка М.М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается представленным свидетельством о рождении. Маликова А.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, несовершеннолетний М.М.Д. по адресу: <адрес>.
При этом судом установлено, что как мать ребенка – истец Маликова А.С., так и несовершеннолетний М.М.Д. фактически проживают по адресу: <адрес>. Фактическое место жительства матери с ребенком подтверждается копиями договоров о безвозмездном пользовании от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанных договоров усматривается, что Маликов Д.И., Буханцева А.И., Маликов И.П. предоставляют Маликовой А.С. в безвозмездное пользование квартиру, расположенную по адресу: <адрес> для целей проживания с несовершеннолетними детьми.
Также факт проживания по указанному выше адресу подтверждается показаниями опрошенного в судебном заседании свидетеля Н.А.С., которая пояснила суду, что Маликова А.С. проживает совместно с несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, поскольку и место работы истца, и дошкольные учреждения, в которые ходят дети Маликовой А.С., находятся в Дзержинском районе, недалеко от дома, где они фактически проживают.
Также судом установлен, что в целях реализации права на дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей, Маликова А.С. ДД.ММ.ГГГГ через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась в Управление социальной политики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении данного пособия по следующей причине: заявитель не зарегистрирован совместно с ребенком.
Не согласившись с отказом истцом, через вышеуказанный портал, была подана жалоба №, к которой приложены документы, подтверждающие фактическое проживание с ребенком с 2020 года, а именно копии договоров безвозмездного пользования квартирой.
В ответе на данную жалобу также сообщено, что представленный пакет документов не содержит сведений о проживании (регистрации) совместно с несовершеннолетним ребенком, что является основанием для отказа в выплате пособия.
В соответствии с п. 4 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 N 1004-ПП, предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства на территории Свердловской области родителя (иного законного представителя) ребенка либо по месту его пребывания на территории Свердловской области на основании заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384.
В случае отсутствия у заявителя подтвержденного места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется управлением социальной политики по месту фактического проживания на территории Свердловской области.
Из указанных норм действующего законодательства следует, что для получения данных пособий необходимо совместное проживание получателя и несовершеннолетних детей на территории Свердловской области.
При этом обстоятельства отсутствия у Маликовой А.С. и ее несовершеннолетнего ребенка совместной регистрации на территории г.Нижний Тагил, в том числе по месту фактического пребывания не опровергают факт их совместного проживания на территории Свердловской области в оспариваемый период.
Доказательств обратного, ответчиком при рассмотрении дела не представлено.
Факт того, что истец не имеет регистрации на одной жилой площади с несовершеннолетним ребенком, не имеют правового значения.
Положения ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации не связывают факт регистрации гражданина с местом его проживания, и прямо указывают, что под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно либо преимущественно проживает.
Поскольку законодатель связывает факт получения мер социальной поддержки с совместным проживанием их получателя с несовершеннолетними детьми на территории Свердловской области, то отсутствие совместной регистрации на территории данного субъекта Российской Федерации, при наличии регистрации в одном субъекте, и, фактическом проживании истца с членами семьи на территории г.Нижний Тагил Свердловской области, говорит о наличии у последней права на получение мер социальной поддержки, отсутствия с ее стороны злоупотребления правом, и не может являться основанием для отказа истцу в получении мер социальной поддержки. Тем самым, отказ Управления социальной политики № 21 в назначении Маликовой А.С. социальной поддержки семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет, является незаконным.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Маликовой А. С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 об отказе в назначении Маликовой А. С. мер социальной поддержки семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 назначить Маликовой А. С. меру социальной поддержки семье, имеющей ребенка в возрасте от трех до семи лет, с момента обращения за ее назначением.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2023.
Председательствующий: Е.В.Балицкая