Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> «30» августа 2021 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебных заседаний Магомедовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Муртазаева Альберта Яхьяевича к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД о признании уведомления № от 01.03.2021г., вынесенного ответчиком, незаконным и об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»
установил:
Муртазаев А.Я. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с административным иском, в обоснование которого указал следующее.
Администрация городского округа «<адрес>» РД, относительно продвижения его очереди, сообщает о том, что в ходе проведённой проверки учетных дел граждан состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством образования и науки РД, были выявлены нарушения, в связи с этим разъяснено, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет от 26.02.2015 года, он, Муртазаев Альберт Яхьяевич, уже достиг возраста 23-х лет и на момент обращения утратил статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомлению, включение в список после достижения возраста 23-х лет, является неправомерным и он может быть исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И для оставления его в списке требуется подтверждение факта включения его в список, в связи с этим в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ему в судебном порядке необходимо указать наличие уважительных причин не обращения в уполномоченный орган до достижения 23-х лет.
Указанное уведомление было получено ДД.ММ.ГГГГ.
С вынесенным уведомлением, он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного производства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Он на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был внесен в данную очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время никакой недвижимости у него в собственности не было и нет. Все необходимые документы им были предоставлены своевременно.
Все эти годы он интересовался продвижением очереди, а теперь когда очередь вроде бы подошла он получил уведомление, из которого следует, что ему надо доказать какие-то факты иначе его исключат из данной очереди.
Исходя из уведомления, следует, что на момент постановки его на очередь имелись все законные основания, в связи с чем он и был включен в данную очередь, а спустя шесть лет получается, что он незаконно был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Считает, что это ничто иное как отписка, таким образом, его хотят исключить из очереди с целью не предоставления ему положенного по закону единственного жилья.
По данному факту он так же обратится в прокуратуру <адрес> РД, с просьбой провести проверку массовых уведомлений-отказов для категории граждан нуждающихся, детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.3 ст.24 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов- исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным, орган, совершивший оспоренное бездействие, обязан устранить допущенные нарушения и восстановить права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.124-131 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит признать уведомление № от 01.03.2021г. Администрации городского округа «<адрес>» РД, незаконным; обязать Администрацию городского округа «<адрес>» РД, устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Определением суда от 22.04.2021г. административное исковое заявление было принято к производству с проведением подготовки.
В последующем, в ходе производства по указанному делу, Муртазаевым А.Я. были уточнены заявленные ранее требования, с предъявлением к ответчику нового требования – об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Определением суда от 11.05.2021г. заявление Муртазаева А.Я об увеличении исковых требований было принято к производству суда с переходом к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, по делу была проведена подготовка с назначением дела к судебному разбирательству
Определением суда от 05.07.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство образования и науки РД и Министерство финансов РД, по делу проведена дополнительная подготовка с назначением дела к судебному разбирательству.
Истец Муртазаев А.Я., будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении от 30.08.2021г. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием своих представителем по доверенности Муртазаевой Н.Я. и адвоката Рабадановой З.М.
Представители истца Муртазаева Н.Я. и адвокат Рабаданова З.М. в судебном заседании поддержали исковые требования истца Муртазаева А.Я. в полном объеме и просили удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Администрации ГО «<адрес>» по доверенности – ведущий специалист управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – Магомедова С.М., в судебном заседании исковые требования Муртузаева А.Я. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Муртузаев А.Я. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно неправомерно был включен в списки на получение жилья, поэтому, в его адрес было направлено уведомление о предоставлении подтверждения указанного статуса. Согласно письму Министерства образования и науки РД и приложенному к нему Акту проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки учетных дел граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены нарушения, в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе, и истец Муртузаев А.Я. Полагая не подтвержденным Муртузаева А.Я. статус ребенка, оставшего без попечения родителей, имеются все предусмотренные законом основания, для исключения Муртузаева А.Я. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки РД, Министерство финансов РД, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, признав причины их неявки в судебное заседание неуважительными.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Муртазаева А.Я. и представителей третьих лиц Министерства образования и науки РД, Министерства финансов РД.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно свидетельству о рождении серии II-БД № от 11.07.1974г., Муртазаев Альберт Яхъяевич родился ДД.ММ.ГГГГ., его отцом является ФИО4, матерью – ФИО5.
Из приложенного к исковому заявлению свидетельства о смерти серии I-БД № от 08.02.2012г. (повторного), усматривается, что ФИО5 умерла 12.10.1979г.
Из приложенного к исковому заявлению свидетельства о смерти серии I-БД № от 06.02.2012г. (повторного), усматривается, что ФИО4 умер 10.10.2008г.
Как следует из копии Выписки из протокола № заседания исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от 25.01.1980г. «Об определении опеки над Муртазаевым Альбертом, Робертом, Наргиз» усматривается, что над Муртазаевыми Альбертом, Робертом и Наргиз опекуном назначен их дядя ФИО18, поскольку мать детей умерла, а отец находится в тюрьме.
Согласно копии Выписки из протокола № заседания исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от 15.05.1980г. «Об определении детей из малообеспеченных семей в детские дома», решением исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от 15.05.1980г. Муртазаев А.Я. был определен в дошкольный детский дом.
Как следует из путевки № Муртазаев А.Я. 08.07.1980г. был направлен в детский <адрес>.
Согласно справке, выданной детским домом № <адрес> от 01.02.2012г., Муртазаев А.Я. являлся воспитанником детского <адрес> с 02.08.1980г. по 01.08.1981г.
Согласно справке № от 15.07.2021г., выданной директором ГКУ РД «Детский <адрес>» <адрес> ФИО14, Муртазаев А.Я. воспитывался в Детском <адрес> с 1981г. по 1992г. и находился на полном государственном обеспечении.
Из приложенной к исковому заявлению справки, выданной Жилищно-правовым отделом Администрации ГО «<адрес>» 23.04.2015г., усматривается, что Муртазаев А.Я. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 07.04.2015г., под №.
В последующем, 17.08.2020г. Жилищно-правовым отделом Администрации ГО «<адрес>» Муртазаеву А.Я. была выдана справка, согласно которой последний состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 07.04.2015г., с учетом передвижения под №.
Согласно выписке из постановления № от 07.04.2015г. «О жилищном вопросе», выданной архивным отделом администрации ГО «<адрес>» 18.06.2021г., Муртазаев А.Я., 1974 г.р., принят на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 20.06.2021г. за Муртазаевым А.Я. права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости не зарегистрированы, жилые помещения на учете не состоят.
Аналогичные сведения содержатся также в уведомлении об отсутствии зарегистрированных прав на имя Муртазаева А.Я. от 28.02.2012г. и уведомлении об отсутствии зарегистрированных прав на имя Муртазаева А.Я. от 22.01.2015г.
Из приложенного к иску уведомления № от 01.03.2021г., подписанного ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству ФИО15, усматривается, что Муртазаеву А.Я., состоящему на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подтвердить факт включения его в список, с просьбой «в срок до 01.06.2021г. в судебном порядке указать наличие уважительных причин не обращения в уполномоченный орган до достижения 23-х лет».
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее – Закона) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
В судебном заседании установлено, что на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от 25.01.1980г. «Об определении опеки над Муртазаевым Альбертом, Робертом, Наргиз» над истцом Муртазаевым А.Я. была учреждена опека и опекуном назначен ФИО8 С. в связи с тем, что мать умерла, а отец находился в местах лишения свободы.
Согласно приговору судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда ДАССР от 15.03.1983г. ФИО4 осужден по п. «г» ст.102 УК РСФСР за убийство ФИО5 к 10 (десяти) годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.
Согласно приговору Дагогнинского городского народного суда РД от 31.03.1995г. ФИО4 осужден по ч.1 ст.108 УК РФ к 8 (восьми) годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Как следует из свидетельства о смерти серии I-БД № от 08.02.2012г. ФИО5 умерла 12.10.1979г.
Таким образом, в судебном заседании судом также установлено, что Муртазаев А.Я. относился к категории ребенок-сирота, в связи со смертью матери и нахождением отца в местах лишения свободы, воспитывался в Детском <адрес> с 1981г. по 1992г. и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и не отрицалось представителем ответчика.
Из исследованной в судебном заседании архивной выписки из постановления № от 07.04.2015г. администрации ГО «<адрес>» «О жилищном вопросе», усматривается, что «в соответствии со ст.9 ФЗ № от 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства РД от 02.06.2009г. № «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства № от 26.08.2013г. администрация ГО «<адрес>» постановляет: принять в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Муртазаева А.Я., 27.06.1974г.р.
Таким образом, судом установлено, что Муртазаев А.Я. был принят на учет для улучшения жилищных условий как ребенок-сирота, 07.04.2015г., то есть после достижения 23-х летнего возраста, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Между тем, с учетом того, что должностное лицо, принявшее указанное заявление о постановке Муртазаева А.Я. на учет никаким образом не уведомило о данном факте, более того, заявление было принято, зарегистрировано, администрацией <адрес> было вынесено постановление о включении Муртазаева А.Я. в данный список, суд пришел к выводу о том, что нарушения в действиях опекуна отсутствуют (аналогичная позиция содержится и в апелляционном определении Верховного Суда РД от 09.11.2020г. по гражданскому делу №).
Изложенное подтверждает доводы истца о том, что Муртазаев А.Я. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, в соответствии с действующим постановлением администрации, которое до сих пор никем не оспаривалось, что также не отрицалось в судебном заседании и представителями ответчика.
Решение исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от 25.01.1980г. «Об учреждении опеки над Муртазаевым А.Я.» никем не отменено и является действующим. В связи с чем, доводы представителя ответчика по доверенности – ведущего специалиста управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – Магомедовой С.М., о том, что Муртазаев А.Я. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и должен подтвердить свой статус как ребенок, оставшийся без попечения родителей (в соответствии с требованиями изложенными в уведомлении № от 01.03.2021г.) судом не могут быть приняты во внимание, в силу их недоказанности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющееся в материалах дела (в том числе и в материалах учетного дела), исследованное в судебном заседании архивной выписки из постановления № от 07.04.2015г. администрации ГО «<адрес>» «О жилищном вопросе» является необходимым и достаточным доказательством, достоверно подтверждающим факт постановки истца Муртазаева А.Я. на учет для улучшения жилищных условий именно как лица, обладающего статусом – ребенок, оставшийся без попечения родителей, над которым в установленном законом порядке была установлена опека.
Представителем ответчика в судебном заседании было указано на то, что согласно письму Министерства образования и науки РД от 16.11.2020г. была проведена документарная проверка администрации ГО «<адрес>» в части реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приложенном к нему Акте проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведен список лиц, не имеющих статус «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе и истец Муртазаев А.Я., поэтому, ему и было направлено соответствующее уведомление администрации.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителя ответчика по следующим основаниям.
Письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № ДГ-812/07 были направлены разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 397) для руководства и использования в работе.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка, решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее - ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
Таким образом, в связи с тем, что, как указано выше, решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в установленном законом порядке при наличии предусмотренных оснований, суд приходит к выводу о том, что письмо Министерства образования и науки РД и приложенный к нему Акт проверки деятельности администрации ГО «<адрес>», не являясь распорядительными актами уполномоченного органа, не могут устанавливать основания для исключения из списка названной категории лиц.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о том, что удовлетворение исковых требований Муртазаева А.Я. повлечет за собой нарушение прав других очередников, вставших на жилищный учет раньше него, суд находит несостоятельными.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-2; Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-4, Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018г. №-КГ18-8).
Каких-либо допустимых доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца представителем ответчика и третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Муртазаева А.Я. к Администрации ГО «<адрес>» в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Относительно заявленных истцом и поддержанных в судебном заседании требований в части признания незаконным и необоснованным Уведомления № от 26.02.2021г., суд приходит к следующему выводу.
Из представленной в материалы дела копии уведомления № от 01.03.2021г., подписанного ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству Магомедовой С.М. (направление которого в адрес истца не оспаривалось и представителем ответчика) усматривается, что Муртазаеву А.Я., состоящему на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подтвердить указанный статус, с просьбой «в срок до 01.06.2021г. установить факт отсутствия родительского попечения в судебном порядке, если на то имеются подтверждающие обстоятельства».
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.
Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) органов власти урегулирован в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена система муниципальных правовых актов, среди которых указаны: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Между тем, указанное уведомление № от 01.03.2021г. ни по своей форме, ни по содержанию не относится ни к одному из предусмотренных вышеуказанным законом муниципальных правовых актов, кроме того, подписано ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству, не являющимся должностным лицом местного самоуправления, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оно носит лишь уведомительный характер, не влечет никаких юридических последствий, не нарушает (не оспаривает) прав истца, ее свобод и законных интересов, не создает препятствий к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов не возлагает незаконно каких-либо обязанностей, таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска в этой части, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Муртазаева Альберта Яхъяевича к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 01.03.2021г., об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Муртазаеву Альберту Яхъяевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу с/х им. «Тльича» <адрес> Дагестанской АССР, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.
Судья И.М.Исаев
мотивированное решение
составлено 03.09.2021г.