Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2233/2017 ~ М-2296/2017 от 25.07.2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 августа 2017 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ашурковой А.П.

с участием адвоката Гуськова А.В.

при секретаре Галкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2233/2017 по иску Рахмоновых, Левиной В.Я. к Администрации г.о.Сызрань, КЖКХ Администрации г.о.Сызрань о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу,

у с т а н о в и л:

Истцы Рахмонова Е.В., Рахмонов В.Ф. и Левина В.Я. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что они проживают по адресу: г. Сызрань, <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2015 года.

Однако, в установленный срок жилой дом не был расселен, кроме того, 02.07.2017 г. произошел пожар, в результате которого жилище сгорело и проживать в нем не представляется возможным. В связи с указанными обстоятельствами истцы обратились в Администрацию г.о. Сызрань, письмом Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань от 12.07.2017 г. им разъяснено, что в связи с тем, что жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу после 2012 года, срок переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет установлен после 2017 года при условии выделения денежных средств из федерального бюджета. Какого-либо другого помещения Администрацией г.о. Сызрань предоставлено не было. Считают, что указанные обстоятельства, нарушают их права, гарантированные Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ. Право каждого человека на жилище является естественным и неотчуждаемым правом человека. В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 50 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.    

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Администрация г.о. Сызрань обязана предоставить взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям социальных норм и санитарных стандартов, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. В связи с изложенным, просят обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить им взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах границ муниципального образования.

В судебном заседании истцы Рахмонова Е.В., Рахмонов В.Ф., исковые требования поддержали, сославшись на вышеизложенные доводы, от Левиной В.Я. имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности Андреева Н.П. возражала против заявленных требований, указав, что наличие факта признания жилого помещения, занимаемого истцами на условиях социального найма, аварийным и подлежащим сносу, не является основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма, маневренное жилье им предлагалось, но истцу отказались.

В судебном заседании представитель КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Краснова Г.И. иск не признала, пояснила, что жители, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, вправе обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (маневренного), но истцы от маневренного фонда отказались, а наличие факта признания жилого помещения, занимаемого истцами на условиях социального найма, аварийным и подлежащим сносу, не является основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма.

Представитель жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о.Сызрани в судебном заседании возражала против иска, указав., что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и договору специализированного найма не состоят, от предоставления жилого помещения в маневренном фонде отказались.

Суд, заслушав стороны, адвоката, исследовав письменные материалы дела, полагает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно договора социального найма жилого помещения № *** от <дата> истцы Рахмонов В.Ф., его дочь Рахмонова Е.В. и мать Левина В.Я. проживают по адресу: г. Сызрань ул. <адрес>( л.д.13-16), что также подтверждается справкой о проживающих от 04.07.2017 г.( л.д.19) 02.07.2017 года в доме произошел пожар, и проживание в нем стало невозможным, что подтверждено справкой отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский Главного управления МЧС России по Самарской области( л.д.18).

Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> многоквартирный жилой дом <адрес> в г. Сызрани признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2015 года( л.д.17).

Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> в постановление № *** от <дата> «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» внесено изменение в п. 2: слова «в срок до 2015 года» заменить словами «в срок до 2018 года»( л.д.42-43).

Согласно сообщению жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от 16.08.2017 г. Рахмонов В.Ф., Рахмонова Е.В., Левина В.Я. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также по договору специализированного найма, при Администрации г.о. Сызрань не состоят( л.д.51).

Судом также установлено, что Рахмонов В.Ф., Рахмонова Е.В., Левина В.Я. не обращались с заявлением в КЖКХ Администрации г.о. Сызрань о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (маневренного).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Рахмонов В.Ф. и его семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

На момент заявления требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке истцам предлагалось жилье в маневренном фонде, от которого они отказались, а доказательств объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду не представлено( Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2017 года № 74-КГ17-2, апелляционном определении Самарского областного суда от 17.10.2016 года по делу № 33-11949\2016)..

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Рахмоновой Е.В., Рахмонова В.Ф., Левиной В.Я. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рахмоновой Е.В., Рахмонова В.Ф., Левиной В.Я. к Администрации г.о.Сызрань, КЖКХ Администрации г.о.Сызрань о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья: Ашуркова А.П.

2-2233/2017 ~ М-2296/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рахмонова Е.В.
Рахмонов В.Ф.
Левина В.Я.
Ответчики
Админитсрация г. Сызрани
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Сызрани
Другие
Гуськов А.В.
Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Ашуркова А.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
25.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2017Передача материалов судье
26.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2017Предварительное судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
16.08.2017Судебное заседание
18.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2017Дело оформлено
10.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее