Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3344/2023 ~ М-2516/2023 от 14.09.2023

Гр.дело №2-3344/2023

УИД: 04RS0021-01-2023-003189-04

Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3344/2023 по иску прокурора Советского района г. УланУдэ в интересах Вергеева Евгения Сергеевича к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах Вергеева Е.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, в котором просит обязать ответчика предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах городского округа «горд Улан-Удэ» на семью из 1 человека, отвечающее санитарным и техническим нормам, согласно установленной норме предоставления жилой площади.

Требования мотивированы тем, что Вергеев Е.С. является инвалидом 3 группы бессрочно, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категориям «малоимущие», «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно», «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вергеев Е.С. зарегистрирован по адресу: ...411, собственником которого является его бабушка Вергеева Л.Н. При этом, распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 19 августа 2019 года ... ... признан аварийным и подлежащим сносу.

Определением суда в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия.

В судебном заседании прокурор Денисова Н.В. исковые требования поддержала, пояснила, что истец жильем не обеспечен, в настоящее время вынужден арендовать жилье по ... и нести расходы, что подтверждается договором.

В судебное заседание представители Администрации г. Улан-Удэ, Правительства Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия своих представителей в судебное заседание не направили, надлежаще извещены.

В письменном отзыве на исковое заявление представителем третьего лица Министерства финансов РБ Жалсанова Е.С. указывается, что действующим законодательством не предусмотрен порядок финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года. Право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации за счет муниципального жилищного фонда.

В отзыве на исковое заявление представителем третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Дугарова Н.Н. также указывает, что распределение жилых помещений по договорам социального найма, учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления.

В письменном отзыве на иск представитель Правительства РБ по доверенности Наханцаков Б.Ч. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения прокурора, полагая возможным принятие решения в отсутствие неявившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу следует, что согласно справке ... ...ФИО1 является инвалидом 3 группы бессрочно.

По заключению ВК ГБУЗ «Городская поликлиника №1» ... от 11 мая 2023 года следует, что у Вергеева Е.С. имеется заболевание – (...).

Таким образом, истец страдает заболеванием (код заболевания ...), входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Приказу Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н«Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Согласно извещению ... от 23 июня 2023 года, извещению ... от 3 июля 2023 года, извещению ... от 3 июля 2023 года, Уведомлению ... от 23 июня 2023 года, направленных Администрацией Советского района г. Улан-Удэ в адрес Вергеева Е.С. распоряжениями Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 23 июня 2023 года ..., от 3 июля 2023 года ..., от 3 июля 2023 года № ... Е.С. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по категориям: «малоимущие» с составом семьи 1 человек, «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» с составом семьи 1 человек, «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».

Согласно названным извещениям номер очереди Вергеева Е.С. по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» - 3324; по категории «малоимущие» - 3319, по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» - 3323.

Согласно паспортным данным, выписке из лицевого счета от 5 октября 2023 года Вергеев Е.С. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ...411, собственником которого является Вергеева Л.Н.

Вместе с тем, истец в названном жилом помещении фактически не проживает, согласно договору аренды от 26 апреля 2023 года снимает жилье по ...6.

Кроме того, распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 19 августа 2019 года ... ... признан аварийным и подлежащим сносу.

То обстоятельство, что Вергеев Е.С. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ней проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, стороной ответчика не оспаривается.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 3 названной статьи Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Заболевание, которым страдает истец, подпадает под указанный перечень.

Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, может претендовать на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Этой же статьей предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10 ноября 2010 года № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В Республике Бурятия не принимались специальные
нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем
инвалидов, вставших на очередь после 1 января 2005 года, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам
жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.

Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретный орган государственной власти или местного самоуправления, который должен обеспечивать жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь после 1 января 2005 г. суд полагает, что в настоящем случае указанная обязанность должна быть возложена на Администрацию г. Улан-Удэ.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

По делу следует, что Вергеев Е.С. состоит на учете также по категории «малоимущие».

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.

Принимая во внимание вышеизложенное, Вергеев Е.С., являясь инвалидом 3 группы бессрочно, нуждающийся в жилом помещении по договору социального найма, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2012 года № 991н утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.Однако, заболевание истца с кодом ... подпадает под действие названного Приказа Минздрава РФ от 30 ноября 2012 года № 991н, соответственно, жилое помещение ответчиком истцу предоставляется вне очереди по договору социального найма по норме предоставления, без учета права на дополнительную площадь.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. УланУдэ в интересах Вергеева Евгения Сергеевича удовлетворить.

Обязать Администрацию города Улан-Удэ (ИНН 0323076085) предоставить Вергееву Евгению Сергеевичу (паспорт ...) вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной нормы предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина

2-3344/2023 ~ М-2516/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Вергеев Евгений Сергеевич
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Министерство финансов Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Помишина Лариса Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
02.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее