Дело № 2-1518/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Салаховой Л.Ю.,
с участием представителя истца Голышева А.Б.,
ответчика Миннигуловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Администрации Чайковского городского округа к Миннигуловой А.И. о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольно реконструированную часть квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чайковского городского округа обратилась в суд с иском к Миннигуловой А.И. о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольно реконструированную часть квартиры.
В обосновании требований указано, что в результате осмотра многоквартирного жилого дома по <адрес> по поступившему обращению, установлено, что со стороны главного фасада дома произведен пристрой балкона к квартире № расположенной на первой этаже дома, принадлежащей на праве собственности ответчику. Разрешение на реконструкцию жилого дома, ввод в эксплуатацию объекта после реконструкции в установленном порядке не получено. Ссылаясь на положения гражданского и градостроительного законодательства, подлежащего применению к имеющимся правоотношениям сторон, изменение индивидуальных характеристик объекта недвижимости (объем, площадь), нарушение конструктивных характеристик объекта, ввиду удаления части несущей конструкции, в отсутствии как согласия всех собственников – жильцов многоквартирного дома, так и неполучение соответствующего разрешения на реконструкцию, орган местного самоуправления указывает на самовольность строения, подлежащего сносу.
Обратившись в суд, истец просит признать самовольной постройкой объект после реконструкции - квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности Миннигуловой А.И., обязать последнюю в течение трех месяцев осуществить снос самовольно реконструированной части квартиры или в течении 6 месяцев привести указанный объект в соответствие с установленными требованиями путем ее реконструкции в порядке, установленном гл. 6 градостроительного законодательства.
Представитель истца по доверенности Голышев А.Б., наставая на требованиях иска, дополнительно указал, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ с согласованием с архитектором г. Чайковского разрешения строительства спорного пристроя (балкона) от ДД.ММ.ГГГГ, технический план от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на наличие балкона, представленные ответчиком, не подтверждают законность возведения пристроя в силу положений ст. 22 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1, ст. 84 и 154 ЖК РСФСР, Правил пользования жилыми помещениями, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 № 8. Поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия решения межведомственной комиссии, или исполкома местного Совета народных депутатов о разрешении на проведение работ по строительству балкона к квартире, а также доказательств наличия согласия собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение общедомового имущества, пристрой является самовольной постройкой, возведен без соблюдения требований законодательства, подлежит демонтажу (л.д. 164-165).
Ответчик Миннигулова А.И., возражая относительно требований иска, указала, что в 2015г. приобрела квартиру у ФИО2, балкон уже имелся. Технический паспорт также содержит указание на наличие балкона, возведение которого произведена на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного архитектором г. Чайковского. Полагала, что балкон возведен законно, оснований для его сноса не имеется. Согласна с тем, что балкон имеет трещины, и может обрушиться.
Третье лицо ООО «УК «Чайковская» просили о рассмотрении дела без участия представителя, в письменном мнении указали, что со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома по <адрес> пристроен балкон, конструкция которого отходит от наружной стены дома, видны явные трещины, сколы, выпадание кирпичной кладки, иные деформации, разрушены отмостки под постройкой (л.д. 33). Управляющая компания ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Управление строительства и архитектуры Чайковского городского округа с заявлением о проведении проверки, на основании которого проведен осмотр с установлением отсутствия разрешения на строительство балкона. Поскольку баллон к квартире ответчика нарушает права собственников помещений жилого дома, угрожает жизни и здоровью граждан, находится в аварийном состоянии, не позволяет управляющей компании осуществлять обязанности по содержанию несущих конструкций, отмостков, балконных плит 2 этажа, данный пристрой полагают самовольным строением (л.д. 55).
Третье лицо Мазур Т.В., отдельным определением суда, исключена из числа лиц, участвующих в деле, отдельным определением.
Анализируя пояснения сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (далее- ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (ч. 14 ст. 1 ГрК РФ).
В п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ указано, что для получения разрешения на строительство (реконструкцию) необходимо решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.
На основании ст. 40 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ), если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Постройка (реконструкция) признается самовольной, если установлено, что она имеет хотя бы один признак, предусмотренный п. 1 ст. 222 ГК РФ.
Аналогичная позиция изложена в п. 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016.
Самовольная постройка, в силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ, подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, южизпенном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная пос тройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местною самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при эазрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных правя положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. По смыслу ст. 222 ГК РФ и приведенных разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.). Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
По смыслу абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) «О зекоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, ч. 1 ст. 55.32 ГрК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке принимается судом.
Частью 10 ст. 55.32 ГрК РФ установлено, что снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со ст.ст. 55.30 и 55.31 настоящего Кодекса. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса.
В ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ перечислены обязанности лиц, указанных в ч. 6 настоящей статьи: 1) осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением; 2) осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию. предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной по стройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для сноса самовольной постройки; 3) осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
На основании ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ), в случаях, предусмотренных законом органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявление и в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и загонных интересов неопределенного круга лиц.
Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ 3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленным с требованиями.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены ст. 8 ГрК РФ.
Частью 2 ст. 55.32 ГрК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по месту нахождения самовольной постройки, при получении уведомления о выявлении самовольной постройки, рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам так эго рассмотрения обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа администрация при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом (далее- МКД) площадью 3126,3 кв.м., инв. №, 1983 года постройки, кадастровый №, по <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым №, правообладателями которого являются собственники помещений (л.д. 15-26).
Имущество многоквартирного дома, а также земельный участок, на котором данный жилой дом расположен, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.
Управление указанным МКД осуществляется управляющей организаций ООО «УК «Чайковская».
Собственником квартиры № площадью 30,3 кв.м., кадастровый №, расположенной на 1 этаже указанного жилого дома, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является Миннигулова А.И.
Основанием к регистрации права собственности явился договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Миннигуловой А.И. и ФИО2, зарегистрированный в установленном порядке с внесением соответствующей записи в ЕГРН, являющейся актуальной на дату рассмотрения спора (л.д. 13-14, 60-62).
ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных от Управляющей компании об обращении граждан (собственников помещений) о незаконном строительстве балкона - пристроя к квартире № по <адрес>, в соответствии с «Порядком проведения осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений на территории Чайковского городского округа», утвержденного Решением Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, проведен осмотр данного МКД.
В результате осмотра установлено и зафиксировано в акте № с фотофиксацией, что со стороны главного фасада МКД пристроен балкон к квартире №, удалена часть наружной стены для организации выхода на балкон. На конструкции балкона наблюдаются трещины, разрушение поверхности, отслоение части конструкции от наружной стены дома, на балконной плите второго этажа разрушение защитного слоя бетона, расслоение поверхности бетона, изменение уклона, трещины, частичное обнажение арматуры, конструкция отмостки частично разрушена (л.д. 9-12).
Обращаясь с настоящим иском, указывая на проведение реконструкции объекта недвижимости в отсутствии разрешительной документации, истец просит о признании спорного объекта самовольной постройкой и возложении обязанности на ответчика (собственника) снести самовольно реконструированную часть квартиры, либо осуществить реконструкцию.
Выражая несогласие с требованиями иска, ответчик указывает, что приобрела квартиру в 2015г. у собственника ФИО2, балкон возведен на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного архитектором г. Чайковского, что указано и в техническом паспорте квартиры.
Разрешая спор, суд исходит из требований действующего законодательства, подлежащего применению к правоотношениям сторон, и доказательств, представленных в материалы дела.
Из представленного ГБУ ПК «ЦТИ ПК» Чайковский филиал технического паспорта на помещение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира № в доме <адрес> площадью 30,3 кв.м. включает в себя по проекту жилую комнату, кухню, ванную, коридор, шкаф, по факту - жилую комнату, кухню, ванную, коридор, пристроенный балкон, площадью 0,9 кв.м. (л.д. 64-67).
Строительство балкона по размеру балкона на 2 этаже произведено собственником ФИО2 на основании разрешения архитектора г. Чайковского от ДД.ММ.ГГГГ согласно прилагаемому чертежу (л.д. 58-59).
ФИО2 являлась собственником квартиры на основании договора передачи квартиры в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, включенная в наследственную массу наследодателя ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ (наследственное дело №), перешла в собственность ее наследника Воробьева В.В., переход права зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-95,174).
Согласно информации, внесенной в технический паспорт жилого помещения, по данным БТИ на ДД.ММ.ГГГГ в сведения о квартире включены данные о площади 31,3 кв.м., наличии вспомогательного помещения «балкон», площадью 1 м, не введенного в эксплуатацию (л.д. 102).
Воробьев В.В. произвел отчуждение спорной квартиры в пользу Ветошкиной (Надыршиной) А.В. (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), которой произведена продажа помещения в пользу Репьева А.Н. (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), с последующей продажей ФИО2 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), реализовавшей право собственника путем передачи квартиры Миннигуловой А.И. (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 96-101, 102 оборот-140, 141-153, 154-158).
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176).
Таким образом, сведениями, имеющимися в кадастровом деле объекта недвижимости (квартиры), подтверждено, что пристрой балкона в установленном законом порядке не зарегистрирован, не введен в эксплуатацию, экспликация площади квартиры данных о наличии вспомогательного помещения «балкон» не содержит.
Суд принимает во внимание, что фактически пристрой к жилому дому в виде балкона произведен первоначальным собственником ФИО2 в 1993г., то есть до введения в действие ГрК РФ, в связи с чем для государственной регистрации прав собственника на реконструированный объект должны предъявляться требования по предоставлению обязательных документов (разрешений), являвшихся необходимыми на момент создания этих построек.
Так, в период осуществления реконструкции действовал Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищный кодекс РСФСР (в ред. до 01.03.2005), впоследствии принятый Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
Согласно ст. 22 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 строительство, реконструкция и ремонт жилья осуществляются на основе строительного разрешения, предоставляемого лицам, указанным в части первой настоящей статьи, местной администрацией в срок не более одного месяца с момента обращения.
В соответствии со ст. 84 ЖК РСФСР переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Аналогичные положения содержались в п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.1985 № 415, согласно которым переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РСФСР, находившейся в нормативно-правовом единстве с п. 1.31 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом Мипжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 № 8 (далее- Правила), изменение планировки отдельных помещений государственного, а также общественного и кооперативного жилищного фонда допускалось производить организациям и отдельным гражданам после получения разрешения межведомственной комиссии Исполкома местного Совета народных депутатов, а в поселках, где межведомственные комиссии не создаются, - с разрешения Исполкома местного Совета па основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями, при этом за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства предусматривалась ответственность в соответствии с действовавшим законодательством.
Пунктами 1.33, 1.35. 1.36. 1.37. 1.38 названных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка зданий и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускалось.
Межведомственные комиссии следовало создавать в следующем составе: председатель комиссии (заместитель председателя исполкома местного Совета), члены комиссии (представители городского или районного жилищного управления, органов по строительству и архитектуре, государственного санитарного надзора и Государственного пожарного надзора).
Порядок работы межведомственной комиссии определялся соответствующим Положением, утвержденным исполкомом местного Совета народных депутатов в установленном порядке.
Для получения разрешения па переустройство помещения организация и граждане подавали заявление в межведомственную комиссию с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проекта переустройства в двух экземплярах; заключения жилищно-эксплуатационной организации о возможности и целесообразности намеченных работ; справки с указанием согласия жильцов квартиры (дома), заверенной жилищно-эксплуатационной организацией, и других документов по требованию комиссии.
Результаты работы межведомственной комиссии оформлялись протоколом, в котором излагался сущность рассмотренного вопроса и утверждался проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованной организации) выдавалась выписка из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
Выданные разрешения были действительны в течение одного года со дня выдачи разрешения до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могли быть выполнены только после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку или установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан был за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» кондоминиум - товарищество собственников жилых помещений в многоквартирных домах с установлением условий совместного владения и пользования межквартирными лестницами, лифтами, коридорами, крышами, техническими подвалами, внеквартирным инженерным оборудованием, придомовой территорией и другими местами общего пользования. В силу ст. 8 того же Закона в кондоминиумах в коллективной (общей совместной или общей долевой) собственности находятся межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические подвалы и другие места общего пользования, внеквартирное инженерное оборудование и придомовые территории.
В рассматриваемом споре суду доказательства наличия Решений межведомственной комиссии, либо Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов о разрешении на проведение работ по строительству балкона к квартире не представлены.
Согласие собственников помещений в МКД по <адрес>, необходимое для реконструкции, ввиду использования земельного участка, входящего в состав придомовой территории, уменьшение общедомового имущества, затрагивающее права владения и пользования этим имуществом всех собственников помещений в МКД в той мере, в какой это необходимо для его эксплуатации, отсутствует. Обратного суду не представлено.
Строительство балкона к квартире произведено без соблюдения требований законодательства, о получении соответствующих согласований, разрешений действовавших в период его возведения, которые являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В перечень объектов, указанных в п. 17 ст. 51 ГрК РФ, реконструкция которых не требует получения разрешения на строительство, МКД по <адрес> не входит.
Виза архитектора «согласовано» на заявлении ФИО2, как на проекте балкона, необходимым разрешительным документом не является.
Данные обстоятельства, установленные судом и не опровергнутые ответчиком, подтверждают доводы истца о том, что спорный объект, возникший после реконструкции (пристроя), в силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, создан без получения предусмотренного законодателем разрешения на строительство.
В результате реконструкции изменились индивидуальные характеристики объекта недвижимости, возник новый объект недвижимости (площадь, объем), который существенным образом затрагивает не только конструктивные характеристики надежности и безопасности всего жилого дома, поскольку возведен с удалением части несущей конструкции (стены), но и нарушает права определенного круга лиц - иных собственников помещений в МКД.
Факт установления того, что спорный пристрой возведен не Миннигуловой А.И., а первоначальным собственником квартиры (ФИО2), основанием для отказа в иске не является, поскольку последняя является правообладателем спорного объекта, соответственно на нее в силу действия ч. 2 ст. 222 ГК РФ и ч. 6 ст. 55.32 ГрК РФ подлежит возложению обязанность по устранению нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком.
Заявленный в иске срок, в течение которого ответчик обязана произвести снос самовольной постройки (3 месяца), либо привести пристрой в соответствие с установленными требованиями (6 месяцев), суд считает обоснованным и достаточным для проведения таких мероприятий. Сроки определены с учетом характера самовольной постройки (балкон на 1 этаже), а также положений п.п. 2,3 ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ.
Согласно ч.ч. 1,6,9 ст. 55.32 ГрК РФ право выбора способа исполнения решения суда о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями принадлежит лицу, на которое возложена данная обязанность.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Чайковского городского округа к Миннигуловой А.И. о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности снести самовольно реконструированную часть квартиры, либо осуществить реконструкцию - удовлетворить.
Признать объект после реконструкции – квартиру по <адрес>, кадастровый №, принадлежащую на праве собственности Миннигуловой А.И., самовольной постройкой.
Обязать Миннигулову А.И. (паспорт: 57 21 №) в течение трех месяцев осуществить снос самовольно реконструированной части квартиры по <адрес>, кадастровый №, или в течение шести месяцев привести указанный объект в соответствии с установленными требованиями путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья:подпись А.А.Грибанова
Мотивированное решение составлено 12.10.2023.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _____________________________________ (А.А. Грибанова) Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________ (Л.Ю.Салахова) «_____» _____________ 20__ г |
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2- 1518 /2023
УИД 59RS0040-01-2023-001644-26
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края