Судья Куликова Н.Н. дело № 07р-751/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 2 июня 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу Беребенева Вячеслава Витальевича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Фроловское отделение Волгоградпромжелдортранс», на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 января 2022 года № 5/70-21-Э/1, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фроловское отделение Волгоградпромжелдортранс» (далее ООО «Фроловское ОПЖТ» или общество),
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 января 2022 года № 5/70-21-Э/1, оставленным без изменения решением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года, ООО «Фроловское ОПЖТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник общества просит отменить акты, вынесенные в отношении ООО «Фроловское ОПЖТ» по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об отсутствии у общества обязанности по предоставлению отчетности формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год, поскольку согласно представленной обществом форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) за 2020 год выброс вредных (загрязняющих) веществ от источников составил 8,529 т/г, при этом в составе выбросов общества отсутствуют вещества 1 и 2 класса опасности, также указывает, что согласно разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 1935 более 14 т/г разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ – это данные по передвижным источникам, которые в соответствии с пунктом 15 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения не отражаются в отчете. Считает, что должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей городского суда нарушены права и интересы общества, поскольку данное дело рассмотрено в отсутствие руководителя ООО «Фроловское ОПЖТ» ФИО 1 Также указывает на то, что назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, так как общество является субъектам малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда и имущественного ущерба.
В судебное заседание законный представитель ООО «Фроловское ОПЖТ», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении судебного заседания не просил.
В судебное заседание явились защитник общества Кузьмин А.В., который поддержал приведенные в жалобе доводы, должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО 2, которая просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Кузьмина А.В., ФИО 2, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ) атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Приказом Росстата от 8 ноября 2018 года № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждены годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется Росприроднадзором, и введена в действие с отчета за 2018 год (приложение) (п. 1 Приказа).
Из содержания пункта 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее - Указания) форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным (пункт 2 Указаний).
Из материалов дела следует, что ООО «Фроловское ОПЖТ» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, присвоен код объекта 18-0134-000405-П, II категория негативного воздействия. Также ООО «Фроловское ОПЖТ» имело разрешение № 1935 в период с 7 июня 2016 года по 13 апреля 2021 года на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории общества, в 2020 году в количестве 15,31705 т/г.
4 августа 2021 года по результатам анализа информации, направленной межрегиональным отделом государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей, выявлен факт несвоевременного предоставления ООО «Фроловское ОПЖТ» сведений по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год, а именно – 9 июля 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Фроловское ОПЖТ» протокола об административном правонарушении, а также принятия постановления 20 января 2022 года о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 5 августа 2021 года (том 1 л.д. 117-120); разрешением № 1935 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (том 1 л.д. 130-134); формой федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год ООО «Фроловское ОПЖТ» (том 1 л.д. 135-138); служебная записка от 26 мая 2021 года (том 1 л.д. 139-140) и иными собранными и исследованными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями названного Кодекса и иными подлежащими применению нормами, регулирующими порядок представления сведений об охране атмосферного воздуха. Несогласие защитника общества с этими выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Доводы настоящей жалобы, о том, что дело рассмотрено в отсутствие руководителя ООО «Фроловское ОПЖТ» ФИО 1, чем нарушены права и интересы общества, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении судьи городского суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают.
Доводы жалобы об отсутствии у общества обязанности по предоставлению отчетности формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год являются несостоятельными.
Так, согласно пункту 4 Указаний сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
В рассматриваемом случае обществу выдано разрешение № 1935 от 7 июня 2016 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников ООО «Фроловское ОПЖТ», расположенных на территории общества в 2020 году, в количестве 15,31705 тонн, в составе которых имеются вещества 1 и 2 класса опасности, в связи с чем общество обязано было в установленный срок предоставить отчетность формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год.
Тот факт, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников ООО «Фроловское ОПЖТ» составил 8,529 тонн в год и в составе этих выбросов отсутствуют вещества 1 и 2 класса опасности, не влечет отмену состоявшихся по делу актов, поскольку указанные сведения предоставляются исходя из объема именно разрешенных выбросов.
Ссылки автора жалобы на пункт 15 Указаний, которым предусмотрено, что в отчете не отражаются данные по передвижным источникам, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное положение не освобождает общество от своевременной подачи сведений по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), так как разрешение №1935, выданное ООО «Фроловское ОПЖТ», содержит перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, именно стационарными источниками, расположенными на территории ООО «Фроловское ОПЖТ», куда помимо прочего включен участок работы тепловозов.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы, оснований для изменения судебного акта, вынесенного в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Так, с учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, ввиду представления отчетности, содержащей сведения о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) с нарушением установленного срока более чем 5 месяцев, что лишало возможности своевременно осуществлять государственный экологический контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 января 2022 года № 5/70-21-Э/1, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фроловское отделение Волгоградпромжелдортранс» оставить без изменения, а жалобу Беребенева Вячеслава Витальевича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Фроловское отделение Волгоградпромжелдортранс» - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 2 июня 2022 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина