79RS0002-01-2022-000685-36
Дело № 2-812/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 г. 28 февраля 2022 г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Сладковой Е.Г.,
с участием
прокурора Миюца Е.Г.,
истца Загулина Д.Н.,
представителей ответчика Холодной М.В,
при секретаре Завражиной О.М.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску Загулина Дмитрия Николаевича к открытом акционерному обществу «Российский железные дороги» о признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, о восстановление в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, -
У с т а н о в и л:
Загулин Д.Н. обратился в суд к ОАО «РЖД» о признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, о восстановление в должности. Свои требования мотивировал тем, что он работал на ст. Биробиджан 1 в должности диспетчера маневровой железнодорожной станции на основании трудового договора от 19.04.2010 №. Данный трудовой договор был расторгнут, с ним на основании п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С приказом о расторжении трудового договора № от 23.11.2021 он не согласен. Действительно, в настоящее время он обвиняется в совершении преступления, предусмотренном ст. 282 УК РФ, однако приговор в отношении него не постановлен. То учитывая, что приговор не постановлен и не установлен факт его экстремисткой деятельности, следовательно увольнение является незаконным. Просит признать приказ о расторжении трудового договора № от 23.11.2021 как незаконным и отменить, восстановить его в должности, обязать работодателя произвести выплату за вынужденный прогул.
Истец Загулин Д.Н. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать приказ о расторжении трудового договора № от 23.11.2021 незаконным и отменить, восстановить его в должности, взыскать заработную плату выплату за вынужденный прогул в размере 250 000 рублей. Суду пояснил, что доводы иска поддерживает. Суду дополнительно пояснил, что в перечень Росфинмониторинг включен 06.03.20219 и на протяжении двух с половиной лет он работал в своей должности, претензий к нему не было. Работодателя он не ставил в известность о том, что его включили в данный перечень, поскольку перечень открытый. Уволен он был 23.11.2021, ему не предложили ни каких других вакансий несвязанных с движением поездов.
Представитель ответчика Холодная М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск. Суду дополнительно пояснила, что службой безопасности была проведена проверка и 22.11.2021 поступила информация о том, что истец включен в перечень организаций и физических лиц Росфинмониторинга. В данном случае предусмотрено особый порядок увольнения.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 ТКК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчики в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа, грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Пунктом 3.1 статьей 25 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ, предусмотрено, что на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В случае включения в данный перечень работника, выполняющего такую работу, трудовой договор с ним подлежит расторжению по инициативе работодателя
Статьей 25 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ установлено, что работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п.4).
Приказом Минтранса России от 11.07.2021 № 231 утвержден порядок, сроки проведения аттестации работников, а также порядок формирования аттестационных комиссий.
Согласно с. 3 Порядка, перечень профессий и должностей работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связан с движением поездов и маневровой работой, утверждается работодателем.
17.01. 2015 ОАО «РЖД» утвержден перечень основных профессий и должностей работников, подлежащих аттестации (распоряжение № №).
Согласно разделу 2 Приложения № 1 должность диспетчера маневрового железнодорожной станции входит в перечень работников, производственная деятельность которых связана с движением проездов и маневровой работой на железнодорожных путях.
Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 № 1020 утвержден Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинский осмотром.
Должность диспетчера маневрового железнодорожной станции входит в перечень согласно разделу 11.
В судебном заседании установлено, что с 19.04.2010 истец Загулин Д.Н. принят в ОАО «РЖД» на должность дежурного по железнодорожной станции Кирга (5 класс) с 19.04.2010. Приказом ОАО «РЖД» от 21.07.2010 №, Загулин Д.Н. переведен с должности дежурного по железнодорожной станции Кирга (4 класса) на должность диспетчера маневрового железнодорожной станции Биробиджан 1 (2 класса) с 21.07.2010.
Согласно должностной инструкции диспетчера маневровый железнодорожной станции, утвержденной 05.07.2019 №, диспетчер выполняет работы, входящую в его должностные обязанности или полученную диспетчером поездным, начальником железнодорожной станции (п.2.5), осуществляет планирование, организацию и оперативное руководство маневровой работой по расформированию-формированию составов, подаче и уборке местных выгонов в соответствии с текущим планом работы станции, графиком движения и планом формирования поездов (п.2.6), осуществляет оперативное руководство сменой железнодорожных станций Биробиджан 1, Биробиджан 11 и Бирофельд, ведет текущее планирование работы железнодорожных станций по 4-6 часовым периодам (п. 2.7), разрабатывает план маневровой работы на железнодорожной станции на текущую смену, доводит план и порядок производства работ до непосредственных исполнителей (п.2.8), информирует работников о наличии на железнодорожных путях станции вагонов с грузами особых категорий (п.2.9), оперативно руководит работой операторов по обработке поездной информации и перевозочных документов (п. 2.10), устанавливает очередность и порядок расформирования составов (п.2.11), осуществляет контроль накопления вагонов по назначениям плана формирования поездов (п.2.12), обеспечивать своевременное формирование составов (п. 2.13), определяет очередность подготовки перевозочных документов на сформированные составы (п. 2.14), контролирует и обеспечивает выполнение технологических норм нахождения вагонов на станции (п. 2.15).
Истец Загулин Д.Н. ознакомлен с данными должностными обязанностями 01.08.2019.
Приказом ОАО «РЖД» от 23.11.2021 №, с Загулиным Д.Н., диспетчером маневрового железнодорожной станции Биробиджан 1(11 класса), расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пункт 14 часть 1 ст. 81 ТК РФ, пункта 3.1 статья 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ») с 23.11.2021. С данным приказом истец ознакомлен 24.11.2021.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризму» и правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношение которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателей, утвержденными постановлениям Правительствами РФ от 06.08.2012 № 804 Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В судебном заседании установлено, что в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности терроризму включен Загулин Д.Н. (№).
Данное обстоятельство в судебном заседании истец не отрицал, пояснил, что включен в перечень Росфинмониоринг в 2019 году.
Истец работал в должности диспетчера маневрового железнодорожной станции, то есть его работа связана непосредственно с движением поездов и маневровой работой. Соответственно включение истца в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, явилось законным основанием для прекращения с ним трудовых отношений. Следовательно, доводы истца о незаконности приказа от 23.11.2011 № о прекращении трудового договора с истцом, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Не соответствует закону и ссылка истца на то, что истцу не предложили иные вакансии, не связанные с движением поездов, приговор в отношении него не постановлен, что является нарушением требований статьи 193 ТК РФ, поскольку истец уволен не за совершение дисциплинарного проступка, а на основании пункта 14 части 1 статьи 81 ТК РФ, в связи с чем порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в данном случае применению не подлежит.
Кроме того, пункт 14 части 1 статьи 81 ТК РФ непосредственно предусматривает такое основание для прекращения трудового договора, как случаи, установленные ТК РФ и иными федеральными законами.
Иным федеральным законом в данном случае является Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с частью 3.1 статьи 25 которого и уволен истец, поскольку установлено, что работа истца в должности диспетчера маневровый железнодорожной станции Биробиджан 1 (2 класса), непосредственно связанная с движением поездов и маневровой работой, и случае включения работника в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, трудовой договор с ним подлежит расторжению по инициативе работодателя. Факт включения в указанный перечень истец не отрицает.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным его увольнения, о признании приказа о расторжении трудового договора от 23.11.2021 незаконным и его отмене и восстановлении на работе.
Что касается исковых требований истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, то эти требования являются производными от основного иска и удовлетворяются в случае, если работодателем были нарушены права работника. В данном случае учитывая, что увольнение работодателем произведено законно, с работником произведен полный расчет, а так же учитывая, что работодателем не нарушались какие бы то ни были права истца, суд считает эти требования подлежащими отказу.
При таких обстоятельствах исковые требования истца о признании приказа от 23.11.2021 № о расторжении трудового договора незаконным, его отмене, о восстановление в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, суд считает не обоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования Загулина Дмитрия Николаевича к открытом акционерному обществу «Российский железные дороги» о признании приказа о расторжении трудового договора незаконным, о восстановление в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сладкова Е.Г.