Мировой судья Бабарика О.В.
дело №2-9/16/2023
(первая инстанция)
дело №11-35/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 мая 2024 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Тесля Ю.В.,
при секретаре судебного заседания – Косовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> к ФИО1, третье лицо Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> о взыскании незаконно полученных мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в размере 1180, 00 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 состоял на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения <адрес> и являлся получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 4 ст. 17 и ч. 4 ст. 19 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (далее – закон <адрес> № – ЗС), гражданам из числа участников боевых действий, соответствующий статус которых был установлен согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ В июне 2021 г. в ходе межведомственного взаимодействия выявлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ получает из федерального бюджета единовременную денежную выплату через территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчику прекращена выплата ежемесячной денежной выплаты в размере 1180, 00 руб.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать с ФИО1 в пользу Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> выплату гражданина из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, полученную в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1180, 00 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что его вина в образовавшейся переплате отсутствует, путем межведомственного взаимодействия органы самостоятельно должны были контролировать выплаты, не допуская переплаты.
Лица, участвующие в деле в судебное дело не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как гражданину из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ
В своем заявлении ФИО1 указал, что извещен о необходимости своевременно информировать управление социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты, в том числе о фактах обращения за получением ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлены указанные меры социальной поддержки.
В июне 2021 г. в ходе межведомственного обмена с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было выявлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ получает из федерального бюджета ежемесячную денежную выплату через органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была прекращена вышеуказанная денежная выплата, согласно расчетам истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 образовалась переплата в размере 1180, 00 рублей.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к выводу о правомерности действий истца по прекращению ФИО1 ежемесячной денежной выплаты и доказанности недобросовестности ответчика, поскольку он, будучи осведомленным об основаниях прекращения права на ежемесячную денежную выплату, а также необходимости сообщения в орган социальной защиты о возникновении приведенных оснований, не сообщил истцу о факте обращения за получением и получения с ДД.ММ.ГГГГ из федерального бюджета через органы Пенсионного фонда Российской Федерации, следствием чего явилась переплата истцом в пользу ответчика ежемесячной денежной выплаты в размере 1180, 00 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возникновение соответствующего неосновательного обогащения на стороне ответчика.
С такими выводами суд апелляционной инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 17 и ч. 4 ст. 19 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» гражданам из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется ежемесячная денежная выплата.
В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 25 Закона <адрес> №-ЗС, при наличии у гражданина права на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами <адрес> меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина.
На основании нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 26 Закона <адрес> №-ЗС, порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Севастополя.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, установленной Законом <адрес> №-ЗС, определен постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми п. 7 п. 2, п. 15-17 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ
Ежемесячная денежная выплата прекращается в случае утраты гражданином права на выплату (в том числе переход на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Граждане обязаны своевременно информировать структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства, назначившее ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствам, влекщих прекращение выплаты.
Суммы, излишне выплаченные гражданину вследствие его несвоевременного сообщения в структурное подразделений органа социальной защиты населения по месту жительства об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
При оформлении документов на получение мер социальной поддержки, Ответчик письменно подтвердил, что предупрежден об ответственности за достоверность представленных сведений и документов, в которых они содержатся.
Ответчиком доказательства, опровергающие правильность составленных истцом расчетов, не представлены, сведений о совершении платежей в счет погашения задолженности, образовавшейся в спорный период, ФИО6 не представлены.
Таким образом, проанализировав и оценив представленные доказательства, всесторонне и полно исследовав доводы и возражения сторон по существу спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действиями ответчика были нарушены имущественные права истца, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы переплаты меры социальной поддержки в виде выплаты гражданину из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до 21.02.2014 г., полученной в период с 01.06.2021 г. по 30.06.2021 г. в размере 1180, 00 рублей.
Нарушений, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Обязательных оснований, которые могут повлечь отмену оспариваемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено, решение соответствует действующему законодательству, при рассмотрении спора судом проверены все заявленные сторонами доводы и требования, представленные доказательства судом оценены в соответствии с положениями статей 59, 60, 67 ГПК РФ. Оснований, которые могут повлечь отмену данного решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №16 Ленинского судебного района города Севастополя - мирового судьи судебного участка №15 Ленинского судебного района города Севастополя от 26 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционное определение принято в окончательной форме 08.05.2024.
Председательствующий Ю.В. Тесля