№ 91RS0008-01-2023-000047-87
№ 2-1903/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 15 февраля 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Пиун О.А.
при секретаре Менситовой Э.А.,
с участием прокурора – Тищенко Н.А., представителей ответчиков Городничей Э.Э., Буяльской Т.А., Городничей Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,
установил:
09 января 2023 года Джанкойский межрайонный прокурор РК Марасов Ю.Г. обратился в суд с иском, требования которого уточнил 15.02.2023 (л.д. 44-49), просит обязать администрацию Джанкойского района РК в срок не более шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района РК системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию МОУ «Соленоозерная школа имени ФИО2» Джанкойского района РК системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обязать МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района РК в течение 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании в деятельности МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» выявлены нарушения, а именно, в нарушение требований законодательства Образовательное учреждение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не оснащено. Денежные средства на проведение таких работ не выделяются.
В судебном заседании помощник Джанкойского межрайонного прокурора Тищенко Н.А., действующая на основании служебного удостоверения, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Джанкойского района Республики Крым Городничая Э.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования признала, в части обеспечения финансирование работ просила установить срок до 1 года, для исполнения.
Представитель Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым Буяльской Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования признала, в части обеспечения финансирование работ просила установить срок до 1 года, для исполнения.
Представители МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Городничая Э.И. действующая на основании приказа, в судебном заседании заявленные требования признала, в части обеспечения финансирование работ просила установить срок до 1 года, для исполнения.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Из материалов дела следует, что МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым (л.д. 17-26).
Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, в ходе которой в МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности в виде отсутствия систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных системам (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 10-12).
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 статьи 6 и пунктом 7 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 41 этого же Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С учетом Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В силу ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружения должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д»).
18.11.20222 на представление Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым Управлением образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым дан ответ о том, что все учреждения образования Джанкойского района имеют договор с <данные изъяты> на охрану с помощью тревожной кнопки на время осуществления учебно-воспитательного процесса. Кроме того, за счет средств местного бюджета в 2022 году были заключены контракты на обеспечение охраны в пунктах проведения экзаменов на период проведения государственной итоговой аттестаций. Обеспечение пунктов приема экзаменов физической охраной с привлечением частных охранных организаций запланировано на 2023 и последующие годы. Охрана и пропускной режим в общеобразовательных учреждениях осуществляется штатными работниками - сторожами, дежурным персоналом. Полномочия их определены согласно функциональным обязанностями и инструкциями. Во всех образовательных учреждениях усилен контрольно-пропускной режим. Охрана объектов осуществляется путем комплексного использования физических и технических сил и средств. В 2022 году муниципальные объекты образования с целью актуализации паспортов безопасности были обследованы муниципальной межведомственной комиссией по обследованию и категорированию, созданной распоряжением администрации от 05.08.2022 №. По итогам проведенного обследования всем общеобразовательным учреждениям Джанкойского района установлена 4 категория опасности. Во всех общеобразовательных учреждениях установлены арочные металлодетекторы, которые находятся в рабочем состоянии. При подаче звукового сигнала АМД дежурный персонал предлагает выложить металлические предметы в специальный контейнер и повторно пройти через АМД. В общеобразовательных учреждениях разработаны инструкции, в которых расписан порядок действий при срабатывании АМД. Администрацией Джанкойского района утверждена «Дорожная карта» по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности объектов в общеобразовательных учреждений Джанкойского района Республики Крым, в соответствии с которой установка систем экстренного оповещения при возникновении угрозы террористической опасности во всех образовательных учреждениях района запланирована до конца декабря 2023 года за счет средств местного бюджета (л.д. 13-15).
До настоящего времени нарушения действующего законодательства не устранены.
В связи с тем, что МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности малолетних, выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта отвечает целям безопасности данных лиц и персонала.
Суд соглашается с тем, что непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
Исходя из вышеприведенного, нарушение правил антитеррористической безопасности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, в связи с чем суд приходит к выводу, что в МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» имеет место нарушение требований федерального законодательства.
Отсутствие в МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» установленной системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения работников (оповещения при ЧС) подтверждается информацией Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым по состоянию на 15.02.2023 (л.д. 51).
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, включающих меры по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации Джанкойского района, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.
Следовательно, поскольку отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, являющимся объектом с массовым пребыванием людей, не соответствует требованиям комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, т.к. не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, ответственность за соблюдение которой лежит на образовательном учреждении и органе местного самоуправления, суд заявленные требования прокурора к трем ответчикам удовлетворяет полностью.
Суд считает необходимым также отметить, что возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае Администрацию Джанкойского района Республики Крым, обязанность по социальной защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
На основании изложенного, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, объективно влияющих на возможности ответчиков по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также сроков формирования республиканского и местных бюджетов, суд считает истребованный прокурором срок для исполнения решения суда достаточным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
иск Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Джанкойского района РК, в срок не более шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района РК системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района РК системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МОУ «Соленоозерная школа имени Степана Куца» Джанкойского района РК в течение 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Джанкойский районный суд.
Председательствующий О.А. Пиун
Решение принято в окончательной форме 20.02.2023 г.