УИД: 11RS0017-01-2024-000212-64 Дело № 5-45/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Визинга Республики Коми 01 апреля 2024 года
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Фомина Г.Д.,
с участием помощника прокурора Сысольского района Республики Коми Чернышевой А.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Натальи Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.03.2024, вынесенному прокурором Сысольского района Республики Коми Муравьевым Е.Г., прокуратурой района по поступившему и зарегистрированному 09.11.2023 обращению Тутринова А.А. № 444ж-2023, проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности, о порядке рассмотрения обращений граждан администрацией сельского поселения «Куратово» (далее - АСП «Куратово»), по результатам которой установлено следующее, в нарушение положений ч.ч. 3, 4 ст. 14, п. 5 ч.1 ст. 14, абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) АСП «Куратово» не принято надлежащих мер к обеспечению реализации полномочий по дорожной деятельности, созданию дорожных условий населению правобережной части дер. Бубдор со стороны дер. Уличпом с. Куратово. В ходе проведенной проверки прокуратурой района также выявлены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. В ходе проведения проверки установлено, что 02.07.2021 в администрации сельского поселения «Куратово» зарегистрировано обращение ФИО1 о принятии мер по устранению борщевика на соседнем участке. Ответ на обращение направлен с нарушением установленного в ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-Ф3) срока, а также содержание ответа не соответствует требованию всесторонности по п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, ответ дан не по существу поставленного в обращении вопроса: «По данному адресу никто не зарегистрирован и в права наследования не вступал». Кроме того, 13.06.2023 в администрации сельского поселения «Куратово» зарегистрировано обращение жителей дер. Бубдор об отсутствии дороги со стороны дер. Уличпом. В ответе от 28.06.2023 на указанное обращение администрацией сельского поселения меры, направленные на восстановление нарушенных прав («В июне 2023 года будет планирование дороги»), не приняты, поскольку указанная автомобильная дорога со стороны дер. Уличпом в дер. Бубдор отсутствует, на баланс администрацией не принята и на учет не поставлена по настоящее время (08.12.2023). Также, 09.06.2023 зарегистрировано обращение жителей дер. Помйыв с. Куратово в администрации сельского поселения «Куратово» по вопросу ремонта общественного колодца ввиду его ветхого состояния. В нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, ответ администрации сельского поселения «Куратово» от 09.06.2023 на анализируемое обращение не отражает принятие реальных мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан: «Колодец в д. Помйыв будет отремонтирован в конце июня 2023 года». Аналогичное содержание ответа содержится по обращению жителей д. Ягыб с. Куратово о ремонте колодца, зарегистрированного 01.06.2023: «Колодец в д. Ягыб будет отремонтирован в течение июня». В администрацию сельского поселения «Куратово» 25.04.2023 поступило обращение ФИО2 об углублении сточной канавы, на которое из содержания ответа администрации следует, что углубление сточных канав запланировано на летний период 2023 года. Таким образом, администрацией сельского поселения «Куратово» допущены нарушения требований порядка рассмотрения обращений граждан, а именно ст. 10, 12 Федерального закона № 59-ФЗ, обращения граждан разрешаются не в полном объеме с нарушением требований всесторонности с отсутствием конкретных мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. По результатам проверки прокуратурой района 08.12.2023 в адрес главы АСП «Куратово» внесено представление об устранении нарушений в сфере дорожной деятельности, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Представление получено АСП «Куратово» 23.12.2023, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 11.12.2023. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в 22, 24 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Однако, Парначева Н.В., в нарушение п. 2, 5 требования, изложенного в резолютивной части представления в течение месяца не приняла конкретные меры по устранению причин и условий допущенных нарушений федерального законодательства; не сообщила о результатах принятых мер в прокуратуру Сысольского района Республики Коми в письменной форме. Опрошенная Парначева Н.В. пояснила, что представление прокуратуры района от 08.12.2023 получено 23.12.2023. Данный акт реагирования был поручен для рассмотрения главе сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. лично. Ответ на представление предоставлен в прокуратуру района 05.03.2024, то есть с нарушением срока, предусмотренного ст. 24 Закона. Кроме того, нарушения в сфере дорожной деятельности по состоянию на момент составления постановления не устранены. Вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ признает, раскаивается.
В судебном заседании помощник прокурора Сысольского района Чернышева А.Ю. полагала, что в действиях должностного лица Парначевой Н.В. содержится состав правонарушения, предусмотренногост.17.7КоАПРФ, по фактам изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.03.2024.
Должностное лицо – врио главы сельского поселения «Куратово» Парначева Н.В. извещена о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело об административном правонарушении без её участия. Указала, что с административным правонарушением согласна.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой района по поступившему и зарегистрированному 09.11.2023 обращению ФИО3 №, проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности, о порядке рассмотрения обращений граждан администрацией сельского поселения «Куратово».
Прокурором было установлено, что администрацией сельского поселения «Куратово» вынесено решение «О принятии к осуществлению части полномочий муниципального района «Сысольский» от 02.12.2022 № V-22/3, согласно которому в перечень полномочий входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения согласно перечня дорог, определенного соглашением, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением деятельности по капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, обеспечению безопасности дорожного движения на них и иные полномочия в указанной сфере.
В этой связи в адрес исполняющего обязанности руководителя администрации СП «Куратово» Парначевой Н.В. прокурором вынесено представление № от 08.12.2023, в котором прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участие представителя прокуратуры района; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения; о времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района; о результатах рассмотрения представления и принятых мер; сообщить в прокуратуру района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
При этом представление прокурора от 08.12.2023 содержит выводы о допущенных администрацией СП «Куратово» вышеуказанных нарушений законодательства.
Указанное представление получено и.о. главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. 23.12.2023.
Как следует из объяснений и.о. главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. от 05.03.2024 рассмотрением представления прокурора № от 08.12.2023 осуществлялось непосредственно Парначевой Н.В., представление было рассмотрено на оперативном совещании 10.01.2024, к дисциплинарной ответственности виновное должностное лицо было привлечено 10.01.2024. Ответ на представление был подписан 10.01.2024, в прокуратуру района был доставлен лишь 05.03.2024, поскольку Парначева Н.В. забыла его направить в прокуратуру района.
Полагая, что представление прокурора № от 08.12.2023 администрацией СП «Куратово» не исполнено, длительное ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных на него полномочий в области обеспечения дорожной деятельности транспортной доступности влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного крага лиц, в том числе участников дорожного движения на охрану их жизни и здоровья в процессе дорожного движения, создает угрозу невозможности оперативного и надлежащего получения ими скорой медицинской помощи, а также помощи в случае возникновения пожара и иных чрезвычайных ситуаций, а также нарушение требований порядка рассмотрения обращений граждан, а именно ст. 10, 12 Федерального закона № 59-ФЗ, обращения граждан разрешаются не в полном объеме с нарушением требований всесторонности с отсутствием конкретных мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, прокурор Сысольского района Республики Коми вынес постановление от 06.03.2024 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица–временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что сведений о конкретных принятых должностным лицом - временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. мерах, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства, в прокуратуру Сысольского района не представлено.
Ответ на представление прокурора получен нарочно прокуратурой Сысольского района 05.03.2024.
Администрацией СП «Куратово» представление прокурора в установленном законом порядке не оспаривалось.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ следует, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если требование прокурора вытекает из его полномочий, а невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
При этом в силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Из положений пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона следует, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека указанными органами.
В силу пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами приведёнными в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
При этом в силу части 2 статьи 21, части 2 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе внести представление об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из приведённых положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 следует, что предметом прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, поименованными выше, включая органы местного самоуправления.
Как выше было указано, невыполнение требований прокурора лишь тогда образует состав административного правонарушения, когда такое требование вытекает из полномочий прокурора, закрепленных в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1, то есть является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что невыполнение должностным лицом - временно исполняющим обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. требований, содержащихся в представлении прокурора от № 07-02-2023 от 08.12.2023, в том числе в части несвоевременного предоставления ответа на данное представление и несообщения о причинах и условиях, повлекших выявленные нарушения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, поскольку Парначева Н.В. как временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» является лицом, ответственным за осуществлением контроля за исполнением возложенных на него полномочий в области обеспечения дорожной деятельности транспортной доступности сельского поселения, а также требований порядка рассмотрения обращений граждан, а ответ на представление прокурора получен нарочно прокуратурой Сысольского района только 05.03.2024. При этом соблюдение требований законодательства является одним из направлений надзорной деятельности, а меры прокурорского реагирования, принятые с целью недопущения злоупотребления правом должностными лицами не могут быть признаны вмешательством в хозяйственную деятельность организации.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица - временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В. имелся умысел на невыполнение требований прокурора, соответственно имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, выразившегося в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Однако частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, указанной нормой установлен специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении такой срок не истек.
При определении вида и размера наказания суд в порядке части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве смягчающего обстоятельства суд принимает во внимание, что ранее Парначева Н.В. к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалась. Отягчающих обстоятельств судом не установлено.
С учетом изложенного и находя вину должностного лица - временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначевой Н.В., установленной, суд считает необходимым назначить ей наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 17.7 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Куратово» Парначеву Наталью Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Штраф подлежит уплате путем перечисления по следующим реквизитам:
УФК по Республике Коми (Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми л/с 04071785050)
ИНН: 1101486237
КПП: 110101001
ОКТМО: 87701000
Счет получателя № 03100643000000010700
Корреспондентский счет: №40102810245370000074
КБК: 32211601171010007140
Наименование банка получателя: Отделение-НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар
БИК банка получателя: 018702501
УИН: 32211000240000261117
Постановление по делу № 5-45/2024 от 01.04.2024 в отношении Парначевой Н.В.
Разъяснить, в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - подпись
Копия верна. судья Г.Д. Фомина